Технология работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:15, контрольная работа

Описание

В настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически на том же уровне. Особенно остро эта проблема стоит в условиях мирового экономического кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Технология работы с пожилыми людьми.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

     Технология  работы с пожилыми людьми

      В настоящее время  пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически на том же уровне. Особенно остро эта проблема стоит в условиях мирового экономического кризиса.

      В соответствии с классификацией  Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.

      Настоящие и прогнозируемые изменения демографической  структуры в планетарном масштабе поставили мировое сообщество перед  необходимостью сформировать систему взглядов на старение населения как явление социальное, экономическое и культурное. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций, она стала центральной в системе социального обслуживания.

     Социальная  защита пожилых людей имеет огромное значение в функционировании всего хозяйственного механизма общества, поэтому Правительство РФ заинтересовано в смягчении последствий нарастающего старения населения.

     Краткосрочными  и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются:

     — содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;

     — содействие обеспечению человеческого  достоинства пожилых людей, утверждению их общественно значимой роли в социальном развитии;

     — обеспечение оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых  социально-экономических условиях;

     — предоставление необходимой социальной помощи и гарантированного социального обслуживания, способствующих созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

     — участие в формировании общественного  консенсуса в отношении положения  и проблем пожилых людей;

     — содействие привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей, опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.

     В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

     — предупреждение причин, порождающих  проблемы пожилых людей;

     — содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению  возможности самовыражения пожилых  граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

     — соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

     — дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых  людей на основе учета факторов социального  риска, влияющих на их положение;

     — выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

     — адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

     — использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

     — ориентация на развитие самопомощи и  взаимоподдержки пожилых людей;

     — обеспечение информированности  пожилых граждан, как и всего  населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

     Единство  концептуальных подходов и согласованность  целей и принципов социальной защиты пожилых на всех уровнях социального управления должны способствовать получению ощутимых результатов социального обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона или местности.

     Территориальным органам социальной защиты населения  предоставляются реальные возможности оптимального и оперативного реагирования на изменения положения лиц «третьего возраста».

     В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:

     1. пенсионное обеспечение;

     2. система льгот и преимуществ  пожилым людям;

     3. социальное обслуживание пожилых  людей в стандартных и нестандартных условиях.

     Постоянно прогрессирующий рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству пенсионеров  преодолеть «черту бедности».

     Социально-экономическая  обстановка в России, в том числе  низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению индивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

     Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

     Самой распространенной формой социального  обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального  обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений:

     1) социальной помощи на дому;

     2) временного дневного пребывания;

     3) срочной социальной помощи.

     Основными задачами и функциями центров  являются:

     — выявление престарелых, нуждающихся  в социальной поддержке;

     — определение конкретных видов и  форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

     — привлечение государственных и  общественных организаций для совместной работы;

     — предоставление различных социально-бытовых  услуг разового или постоянного  характера лицам, нуждающимся в  такой помощи;

     — обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

     — предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся  на обслуживании центра;

     — оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

     — организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

     — оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

     В центрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые  технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.

     Оказание  помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

     В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там финансовую, натуральную и юридическую помощь.

     Бесплатное  питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания.

     Действуют социальные магазины, парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

     Однако  это только одна сторона дела. Сама система социального обслуживания как составная часть социальной защиты пожилых людей испытывает серьезные трудности.

     Материально-техническая база ряда социальных учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в должной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.

     Сеть  нестационарных учреждений и служб  не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало комплексным.

     Необходимо  отметить, что социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей  — это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга  старшим поколениям.

     Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:

     — увеличение размера пенсий;

     — совершенствование системы пенсионного  обеспечения;

     — развитие услуг по уходу на дому;

     — расширение сети домов престарелых;

     — улучшение условий проживания в  этих домах.

     Среди категории пожилых людей нуждаются  в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.

     Важное  значение имеет помощь со стороны  социальных работников в бытовом  обслуживании пожилых людей. Известно, что в пожилом возрасте многие граждан испытывают затруднения в самообслуживании, особенно это касается одиноких людей «третьего возраста».

     Физическая  зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине  одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

     Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории  пожилых людей. Такая работа особо  актуальна для граждан без  определенного места жительства и занятий.

     Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.

Информация о работе Технология работы с пожилыми людьми