Технология работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:15, контрольная работа

Описание

В настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически на том же уровне. Особенно остро эта проблема стоит в условиях мирового экономического кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Технология работы с пожилыми людьми.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

     Трудовые, физические и материальные затраты  на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда могут быть решены силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации.

     Важную  роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать индивидуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы психологической, медико-социальной и правовой помощи пожилым людям.

     Центры  социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.

     Остается  достаточно высокой потребность социального обслуживания в стационарных условиях.

     Сеть  стационарных учреждений социального  обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Преобладающие в настоящее время традиционные многоместные дома-интернаты постепенно должны быть заменены стационарами других типов.

     Опережающее развитие должны получить геронтологические  и геронтопсихиатрические центры, где будут применяться достижения медицинской и социальной геронтологии; дома-интернаты малой вместимости, отделения милосердия; социальные учреждения терминального ухода (типа хосписов), а также дома ночного пребывания и другие учреждения для лиц без определенного места жительства, нетрудоспособных беженцев и вынужденных переселенцев.

     Социальное  обслуживание пожилых людей в сельской местности также необходимо совершенствовать. Уже и здесь появляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые позволяют оказывать поддержку одиноким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслуживании. Такие учреждения могут облегчить социально-психологическую адаптацию к постоянному проживанию в стационарных учреждениях.

     Развитие  сети стационарных учреждений требует  значительных финансовых и материальных затрат, что предопределяет появление стационарных учреждений на основе различных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной, государственно-частной). Различия в имущественном положении пожилых граждан — фактор, подлежащий обязательному учету при оптимизации сети стационарных учреждений и предоставляемых на их базе услуг.

     Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплексом служб социально-бытового назначения. Их значимость для одиноко проживающих пожилых людей и пожилых супружеских пар в дальнейшем должна повыситься.

     Накапливается опыт заключения договорных отношений  с одинокими пожилыми на пожизненное  содержание и предоставление услуг  в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров или «стационаров на дому» достигается адресность и высокое качество предоставляемых услуг. При совершении сделок с жильем постепенно формируется широкое партнерство нового типа в интересах пожилых.

     Как мера переходного периода обоснованным является наличие в ведении органов социальной защиты населения социальных аптек, социальных больниц (коек), лечебно-оздоровительных учреждений (отделений).

     Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает:

     — введение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать соответствующий уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты и обслуживания;

     — недопущение отказа со стороны государственных  социальных служб в предоставлении гарантированных социальных услуг  по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, а также туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикомании;

     — уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение (выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг;

     — учет национально-культурных особенностей, мировоззренческих и религиозных  взглядов клиентов социальных служб  путем индивидуализации социального  обслуживания.

     Организация социального обслуживания пожилых  должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: «Юристъ», 2000.
  2. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  5. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999

Информация о работе Технология работы с пожилыми людьми