Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
- раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях ………………………………………………………………………….5
1.1. Социальная работа с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями ……………..…………………………..5
1.2. Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов ……..……..14
Глава II. Работа с детьми-инвалидами в Чувашской Республике ………..…25
Заключение ……………………………..………………………………………31
Приложение …………………………………………………..………………...34
Список использованной литературы …………………………………….....37
Дети с ДЦП будут проходить в новом центре и уроки дайвинга - с аквалангом и в гидрокостюме. Здесь дети не просто учатся правильно дышать, они ещё и преодолевают психологические барьеры страха, в России этих технологий ещё нет. Ещё одна технология, впервые внедрённая в Чувашии, - гипоксотерапия (лечение горным воздухом), при помощи которой вырабатывается устойчивость и выносливость к разным нагрузкам и заболеваниям: пациенты вдыхают через маску смесь, концентрация которой равнозначна горному воздуху (от 50 до 5,5 тыс. метров от уровня моря). Правильному дыханию, но уже через зрительные и слуховые анализаторы, в форме компьютерной игры, обучают и в кабинете биологической обратной связи. Каждый ребёнок получает паспорт здоровья, где отображается биологический возраст. Чаще всего, когда дети приходят впервые, по дыханию их биологический возраст составляет 80 лет, практически у всех сбито нормальное дыхание. Только спортсмены показывали хорошие результаты.
Также в центре есть "соляная пещера", которая оказывает очень благотворное влияние на детей с бронхо-лёгочными заболеваниями, сухая углекислая ванная, полезная, к примеру, для детей с кожными заболеваниями, и представлены различные виды массажа, в том числе акупунктура.
В Чувашии сейчас - более 4 тысяч детей-инвалидов, в течение года центр сможет принять их всех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отмечая государственное внимание к детям-инвалидам, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Вопросы развития личности ребенка, его ощущения "самого себя" в обществе, образовательной структуре, его взаимоотношения с социумом уходят из поля внимания специалистов.
Необходимо признать, что система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает значительной части нуждающихся (в настоящее время число таких детей постоянно растет).
Современное состояние индивидуального обучения на дому (это в полной мере относится и к организации учебной деятельности в детских лечебных учреждениях здравоохранения) не отвечает требованиям целостного подхода к личности больного ребенка, ибо успех реабилитации таких детей значительно зависит от развития у них эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
Важнейшей проблемой при работе с детьми-инвалидами является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.
Не менее важной проблемой является работа по профориентации ребенка-инвалида. Правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей позволяет ему быстрее адаптироваться в обществе.
В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Необходимо отметить, что организация обучения на дому вызывает серьезные претензии со стороны родителей не только нерегулярностью занятий, но и отсутствием у педагогов специальных психологических знаний, требуемых для индивидуального подхода к личности больного ребенка, невозможностью оказать родителям квалифицированную консультативную помощь по вопросам воспитания и коррекции поведения, внутрисемейным отношениям, организации реабилитационных мероприятий. Следовательно, в работе с детьми с ограниченными возможностями для полноценной реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета - нужны специальные знания.
Значимой составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей.
Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.
Методологическим основанием программы психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья - это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе - "Я - концепция", где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания - помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Современные требования социальной адаптации детей с ограниченными возможностями требуют переориентации профессионального обучения с традиционных профессий к наиболее востребованным на рынке труда. Однако современная образовательная система не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, предоставляющих детям учиться престижным профессиям дистанционно, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.
Приложение 1
Социальная поддержка семей с ребенком-инвалидом
Сумма | Куда следует обращаться | Требуемые документы |
Федеральные выплаты[1] | ||
1. Социальная пенсия | ||
В размере 100% базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмо-тренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» | Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства | заявление о назначении социальной пенсии; оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству лица, которому назначается пенсия, и его законного представителя (при наличии) (паспорт, временное удостоверение личности, вид на жительство и др.); если у заявителя нет регистрации в паспорте, необходимо представить свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации; страховое свидетельство, нетрудоспособного члена семьи и его законного представителя (пластиковая карточка СНИЛС); выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы; свидетельство о рождении ребенка (оригинал и копия) |
2. Ежемесячная денежная выплата по состоянию на 01.01.2008г.[2] | ||
В размере 1236 рублей 36 копеек с учетом стоимости набора социальных услуг (513 руб.) | Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства | заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты; оригинал и копию документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность гражданству; выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы; документ удостоверяющий личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя); страховое свидетельство нетрудоспособного члена семьи и его законного представителя (пластиковая карточка СНИЛС) |
Республиканские выплаты[3] | ||
1. Оплата труда одному и приемных родителей, взявших на воспитание ребенка-инвалида[4] | ||
В размере не менее 50% минимального размера оплаты труда – за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приемному родителю устанавливается надбавка к заработной плате | Органы социальной защиты населения по месту жительства приемных семей | заявление о назначении оплаты труда одному из приемных родителей; договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы |
Предоставляемые льготы[5] | ||
За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается | Органы управления образованием администраций районов и городов | свидетельство о рождении ребенка; заключение психолого-медико- |
80 процентная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями | Органы управления ЖКХ при администрации муниципальных образований | паспорт ответственного квартиросъемщика; свидетельство о рождении ребенка с ограниченными возможностями; справка на ребенка в возрасте до 18 лет, выданная отделом социальной защиты населения администраций городов и районов, о том, что он является ребенком-инвалидом |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид.лит., 2004.
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
3. Федеральный закон от 24.11.1995 №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации 27 ноября 1995г. №48, ст.4563
4. Федеральный закон от 15.12.2001 №166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
5. Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 №46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
6. Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 №48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике».
7. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Инфра-М, 2001.
8. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. –М.: 1992.
9. Инвалиды: язык – этикет. – М.: РООН «Перспектива», 2000.
10. Медведова Г.П. Этика социальной работы. _ М.: Изд. МГСУ, 2002.
11. Методика и технологии работы социального педагога. / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. –М.: 2002.
12. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. –М.: 2002.
13. Словарь справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И.Холостовой. –М.: Юристь, 1997.
14. Социальная поддержка семей с детьми в Чувашской Республике. Справочник. Чебоксары. «Гранит», 2007.
15. Социальная работа: теория и практика. // Уч. Пособие.// под ред. Е.И.Холостовой, А.С.Совина. –М.: ИНФРА-М, 2001.
16. Технология социальной работы. Учебник под общ.ред. проф. Е.И.Холостовой. –М.: ИНФРА-М, 20001.
17. Технология социальной работы: Учебник. / А.А.Черницкая и др. – Ростов на Дону: «Феникс», 2006.
18. Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений. –М.: ВЛАДОС, 2001.
19. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. –М.: Дашко и К, 2006.
20. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: «Дашков и К», 2006.
[1] В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
[2] В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
[3] В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 № 46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
[4] В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике»
[5] В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»
Информация о работе Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида