Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;
2) выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
4) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
5) определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5
1.1 Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15
1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………………...20
2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исправления наказаний………………………………………………...25
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными…………...30
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению…………...32
Заключение……………………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………………40
Приложение:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5
1.1 Предмет и категориально-
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15
1.3 Объект и
субъект социальной работы в
уголовно-исполнительной
2 Система социальной
работы в пенитенциарных
2.1 Система социальной
работы с осужденными и ее
место в структуре учреждений
исправления наказаний………………………………………………...
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными…………...30
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению…………...32
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение:
Введение
Социально-экономические
Современная прогрессивная пенитенциарная философия активно развивает идеи гуманизма в отношении к «падшим», очеловечивания условий исполнения уголовных наказаний. Однако здесь важно подчеркнуть, что это не другая крайность уголовной политики, противоположная ее ужесточению, а принципиально новая ее доктрина, основанная на современных представлениях об исполнении уголовных наказаний.
Гуманизм по отношению к людям, преступившим закон, обеспечивающий в первую очередь безопасность общества и его членов, не имеет ничего общего с идеологией всепрощенчества, неосознаваемого поощрения проявлений вседозволенности, безнаказанности, безответственности. Это - шанс, предоставляемый осужденному для возвращения к социальной норме поведения, путем исправления в специфических и далеко не всегда благоприятных условиях крайнего по форме проявления, жесткого ограничения в свободе и некоторых других правах. Это - попытка общественных и государственных институтов (прежде всего специально предназначенной для реализации пенитенциарных целей уголовно-исполнительной системы) и самого осужденного в процессе исправительного воздействия сохранить и откорректировать человеческий облик, восстановить утраченный социальный статус, вернуться к полноценной жизни на свободе.
Теоретические исследования и практический опыт убеждают в том, что сформированная в исправительных учреждениях под воздействием системы современных педагогических, психологических, психотерапевтических и иных технологий позитивная установка, происходящие личностные перемены крайне редко выдерживают экзамен на прочность, сталкиваясь после освобождения осужденного с деформирующим влиянием неблагоприятного социального окружения.
Исправление и ресоциализации осужденных, социальная адаптация освобождаемых из исправительных учреждений предполагают не только позитивные изменения личности правонарушителя, но и коррекцию системы его общественных связей и отношений в микро- и макросреде. Самостоятельно осуществить подобную социальную терапию осужденный не может. Помощь сотрудников в решении этой проблемы но сит бессистемный, эпизодический, часто непрофессиональный характер. Все это в значительной степени обусловливает рецидив и другие негативные социальные проявления пост пенитенциарного характера.
Прогрессивная международная пенитенциарная практика, показывает, что разно сторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься специалисты - социальные работники.
Поскольку тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием, постольку и личность осужденного в соответствии с его положением (лишение свободы и ограничение в правах) вынужденно и виновно подвергается определенным законом лишениям. Это объективно превращает его, а также общности, группы и коллективы осужденных в объект социальной работы. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости и наказании преступника за содеянное, с другой – в стремлении минимизировать негативные социальные последствия лишения свободы как для самого осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом, членом которого он ос тается и в период отбывания наказания, и после такового.
Данная работа является попыткой представить в системном виде новое направление практической деятельности исправительных учреждений, а также еще только разрабатываемую отрасль пенитенциарной науки и специализацию новой учебной дисциплины. В работах А.В. Бабушкина, М.А. Галагузовой, М.В.Фирсова, С.А. Ветошкина, Л.В. Мардахаева, а также авторов настоящего пособия были освещены лишь некоторые теоретические и практические проблемы пенитенциарной социальной работы с осужденными. Между тем социальная значимость ее возрастает и требует глубокого систематизированного изучения.
Согласно расчетам ученых, уже в 2015 году стремительное накопление социального знания как фактора развития современной цивилизации приведет к тому, что приобретет особое значение профессия социального работника в области регулирования общественных отношений. Социальное образование сотрудника исправительного учреждения в значительной степени способствует формированию активной творческой личности гражданина и профессионала, ориентированной на защиту интересов человека, способной обеспечивать согласованность общественного воздействия на осужденных, их ресоциализации и стабильность позитивного развития личности, реформирования уголовно-исполнительной системы. В этих условиях перспективными представляются разработка и формирование целостной системы подготовки, пере подготовки и повышения квалификации персонала в области социальной работы, в том числе большой группы сотрудников, которые профессионально решают проблемы ресоциализации и исправления осужденных в специфических условиях исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и изоляцией от общества. Это еще одно перспективное направление научно-практической деятельности.
Известно, что личность,
попавшая в сферу влияния
Проблема: данной работы состоит в поиске новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.
Объектом: работы является социальная работа в исправительных учреждениях.
Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с различными группами осужденных.
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Гипотеза:
Социальная работа с
различными категориями осужденных
будет эффективной, если будут четко
интегрированы категории и
Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере с различными категориями осужденных по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.
Задачи:
1) описать предмет
и обозначить понятийно-
2) выявить основные
теоретические подходы к
3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
4) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
5) определить наиболее
эффективные, гуманистически-
В данной работе использовались следующие методы:
- общелогические: анализ
и синтез; дедуктивный и индуктивный;
обобщение и сравнение;
- общенаучные: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок и др.;
- исторические: сравнительно-исторический; генетический; структурный и др.;
- социологические: анкетирование
- психологические и
социально-психологические:
1.1 Предмет
и категориально-понятийный
Прежде, чем рассматривать категориальный аппарат социальной работы, необходимо дать общий анализ пенитенциарной системы. Федеральная служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, осуществляющим руководство учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы. Помимо этого уголовно-исполнительная система исполняет наказание в виде ограничения свободы, а также смертной казни (с августа 1996 года действует мораторий на исполнение данного вида наказания).
В структуру уголовно-
По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях УИС, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864,0 тыс. человек, в том числе:в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 131,4 тыс. человек;в 755 исправительных колониях отбывало наказание 723,9 тыс. человек;в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,8 тыс. человек;в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 5,9 тыс. человек.В учреждениях содержалось 69,1 тыс. женщин, при 47 женских колониях имеются 11 домов ребенка, в которых проживало 846 детей.
В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Для выполнения задач конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, созданы специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которыми ежегодно перемещаются более 2 млн. человек.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница различного профиля, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 учреждений для больных наркоманией.
В состав производственного комплекса УИС входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно- , 40 учебно-производственных мастерских.
Информация о работе Теоретические основы пенитенциарной социальной работы