Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;
2) выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
4) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
5) определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5
1.1 Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15
1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………………...20
2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исправления наказаний………………………………………………...25
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными…………...30
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению…………...32
Заключение……………………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………………40
Приложение:
Уголовно-исполнительный кодекс РФ определяет социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний (ст. 1 УИК РФ). В сложившейся системе социальной работы по подготовке осужденных к освобождению выделяется две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места их проведения.
Первая группа – это мероприятия, проводимые непосредственно в исправительном учреждении (социальная работа и психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе).
Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых.
Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает их психологическая подготовка, основное содержание которой направлено на активное участие осужденных в социально полезной деятельности, на строгое соблюдение правовых норм, на развитие положительных качеств личности.
Подавляющее большинство осужденных освобождается из исправительного учреждения по отбытию срока наказания, либо условно-досрочно. Они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться.
Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.
Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников исправительного учреждения по активизации таких нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и в трудовом коллективе. Она должна быть направлена на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.
Психологическая подготовка
заключается в активизации
Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.
Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения, прямо связанна с возможностью включения освобожденного в трудовые отношения, с возможностью обучения бывшего осужденного по востребованным на рынке труда специальностям, с перспективой восстановления либо создания здоровых семейных отношений, с включением его в право послушную социальную среду.
Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности, возможно более полный учет различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирования свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого - все это позволяет проводить дифференциацию их состава с учетом вида исправительного учреждения, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после отбытия ими срока наказания.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание и выражение в рамках реформирования законодательства уголовно-исполнительной системы. Прежде всего, учитываются возрастные особенности осужденных, которые влияют на процесс социальной адаптации освобождаемых после отбытия наказания. В процессе подготовки осужденных к освобождению важное значение имеет учет их семейного положения, степени устойчивости семейных и родственных связей. При подготовке к освобождению необходимо принимать во внимание наличие у них трудового стажа.
Подготовка к освобождению включает в себя:
- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;
- разъяснение освобождаемым законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;
- разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом РФ «О занятости населения в РФ» для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;
- получение от освобождаемых
письменных заявлений на имя
начальника исправительного
- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.
Действенность системы
трудоустройства различных
Вопросы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, регулирует уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ведомственные нормативные акты.
Обязанность по проведению подготовительных мероприятий, связанных с трудовым и бытовым устройством освобождаемых, в исправительном учреждении возложена на сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, на начальников отрядов и других должностных лиц. При этом они тесно взаимодействуют с территориальными службами занятости населения.
Лица, освобожденные от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись, как и иные граждане, либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям. При этом на них распространяются все гарантии по обеспечению указанного права, закрепленные в Трудовом кодексе РФ, в том числе касающиеся запрещения необоснованного отказа от заключения трудового договора.
Вместе с тем достаточно быстро устроится на работу судимым лицам удается редко. Сказывается низкий уровень квалификации большинства освобождаемых, негативное отношение администрации к приему на работу лиц, имеющих судимость. Но наибольшее внимание на трудоустройство освобожденных оказывает жилищная проблема, поскольку прием на работу этих лиц во многом зависит от наличия жилья и прописки.
Несмотря на отсутствие имевшихся ранее ограничений в прописке лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, по мотивам их судимости, вернуться к прежнему месту жительства бывает сложно даже тем, кто до ареста имел жилую площадь. В случае, если в жилом помещении прописаны и проживают члены семьи осужденного, для его прописки на ранее занимаемую жилплощадь после освобождения необходимо согласие всех совершеннолетних членов семьи. Многие освобожденные в силу различных причин не могут получить такое согласие.
Администрация предприятий при обращении освобожденных по вопросам трудоустройства часто пользуется фактом отсутствия у кандидатов жилья и возможностей его предоставления как повод для отказа в заключение трудового договора, который сложно опровергнуть.
Во многих случаях
своевременный прием на работу освобожденных
бывает затруднен из-за утраты в
период отбывания наказания
Таким образом, помимо правоограничений в выборе вида деятельности освобождаемым от наказания, имеется и ряд фактических ограничений возможностей реализации прав освобожденного на труд. Иногда подобные фактические ограничения рассматриваются в литературе как своеобразный элемент их правового положения.
В целях создания наиболее благоприятных условий для преодоления указанных трудностей лицами, освобожденными от наказания, ведомственными нормативными актами установлен определенный порядок оказания содействия в трудоустройстве с последующей социальной адаптацией со стороны учреждений и органов внутренних дел.
Заключение
Одной из наиболее актуальных проблем
на сегодняшний день является социальная
реабилитация и адаптация осужденных
и лиц, освобождающихся из мест лишения
свободы. Процесс адаптации связан
с адаптивной ситуацией, которая
возникает в связи с произошедшими изменениями
в социальной среде или переходом личности
из одной социальной среды в другую. Быстрая
коренная ломка жизненных планов, образа
жизни путём социальной изоляции порождает
у человека комплекс специфических проявлений,
называемых «синдромом лишнего человека».
Преодолеть эти тягостные состояния осужденного
можно путем подготовки осужденных к освобождению.
Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива (исправления), подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды (ресоциализации, реабилитации и реадаптации). Разрешить эти проблемы большой социальной важности в статистически значимых масштабах удается далеко не везде и не всегда. Социальная работа с осужденными, включенная в систему основных средств их исправления, законодательно закрепленная задача ресоциализации в процессе исполнения наказания и организованная в соответствии с новейшими достижениями науки, способна значительно повысить результативность деятельности исправительных учреждений.
Социальная работа должна помогать человеку развиваться как личности с высокими гуманистическими ценностями и не должна осуществляться путем ломки личности и нарушения гуманистических ценностей. Подлинная социальность, как определенный тип и степень развития социального сознания, поведения и активности в обществе возможна только при отношении к себе и другим людям как к личности, при уважении их индивидуальности, свободы и ответственности. Таким образом, личностно-гуманистический подход определяет границы содержания и методов социальной работы, выход за пределы которых ведет к деструкции и деформации человека и общества.
Требование системности
и преемственности в
Важнейшим направлением совершенствования социальной работы в исправительных учреждениях должно стать ее обоснование квалифицированными кадрами, их специализации в различных видах деятельности, в том числе по оказанию необходимой помощи осужденным и персоналу исправительных учреждений. Дальнейшее развитие пенитенциарной социальной работы позволит закрепить и сделать необратимыми гуманистические тенденции в исправительных учреждениях, а в перспективе коренным образом изменить ее облик, трансформировав места лишения свободы в центры комплексной (психолого-педагогической, медицинской, трудовой, социальной) реабилитации.
В работе с наркоманами
и алкоголиками как в местах лишения
свободы, так и по их освобождению,
знание характерных особенностей наркомании
как болезни, условий ее развития
- второе условие эффективности воспитат
Информация о работе Теоретические основы пенитенциарной социальной работы