Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:19, контрольная работа
Понимание теории атрибуции необходимо для изучения мотивации трудовой деятельности в рамках организационного поведения. Не так давно производимые людьми атрибуции стали рассматриваться как важный элемент мотивации трудовой деятельности. В отличие от других теорий, теория атрибуции скорее является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного человека.
Разнообразие теорий атрибуции постоянно увеличивается. Однако проведенный их анализ позволяет сделать зак
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...2 с.
Закономерности процесса казуальной атрибуции………………..3-4 с.
Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей..5 с.
Ошибки атрибуции…………………………………………………….7-8 с.
Роль самоэффективности в атрибуции. Влияние предубеждений в атрибутировании………………………………………………………...9-11 с.
Понятие «наученной беспомощности и депрессии»……………...12 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...13 с.
ЛИТЕРАТУРА………………………
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Понимание теории атрибуции необходимо для изучения мотивации трудовой деятельности в рамках организационного поведения. Не так давно производимые людьми атрибуции стали рассматриваться как важный элемент мотивации трудовой деятельности. В отличие от других теорий, теория атрибуции скорее является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного человека.
Разнообразие теорий атрибуции постоянно увеличивается. Однако проведенный их анализ позволяет сделать заключение, что все они
объединяются следующими общими предположениями:
- Мы стараемся найти смысл в окружающем нас мире;
- Мы часто объясняем действия людей либо внутренними, либо внешними причинами;
- Мы делаем это в значительной степени на основе логики.
Хорошо известный теоретик Гарольд Келли подчеркивает, что теория
атрибуции связана главным образом с теми когнитивными процессами, с помощью которых человек интерпретирует поведение, как вызванное (или приписываемое) определенными элементами соответствующей окружающей среды. Она касается вопросов «почему» в мотивации и поведении. Хотя большинство причин, атрибутов и вопросов «почему» нельзя наблюдать непосредственно, теория утверждает, что люди полагаются на когнитивные акты, преимущественно на ощущения.
Теория атрибуции
Автор теории атрибуции Фриц Хайдер считал, что и внутренние силы (личные качества, такие, как способности, усилия и утомляемость), и внешние силы (свойства окружающей среды, например, правила и погода), дополняя друг друга, определяют поведение. Он подчеркивал, что эти важные детерминанты поведения являются воспринимаемыми, а не реальными. Люди ведут себя по-разному в зависимости от того, воспринимают ли они внутренние или внешние атрибуты. Ф.Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям. Именно эта концепция дифференцированной атрибуции имеет важные следствия для трудовой мотивации. [2]
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей.
Процессы казуальной атрибуции
подчиняются следующим
- Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
- Если тот поступок, который
мы хотим объяснить, необычен
и ему предшествовало какое-
- Неверное объяснение
поступков людей имеет место
тогда, когда есть много
- Фундаментальная ошибка
атрибуции проявляется в
Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем, - и ситуация проявляется более явно.
- Культура также влияет
на ошибку атрибуции. Западное
мировоззрение склонно считать,
На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощённые представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, благодаря средствам массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. [2]
На восприятие людей влияют
и предубеждения –
На восприятие и понимание людей влияют установки – неосознанная готовность человека определённым привычным образом воспринимать и оценивать каких – либо людей и реагировать определённым, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
Установки формируются:
Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал её. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений» показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того, чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его. [2]
Есть некоторые факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
Недавно социальные психологи обратили внимание на два очень сильных предубеждения, которые проявляются при установлении людьми атрибуции.
Фундаментальные ошибки атрибуции:
- Исследования выявили, что люди имеют тенденцию игнорировать сильнодействующее ситуационное давление при объяснении поведения других людей. Люди, как правило, объясняют поведение других личностными факторами (например, интеллектом, способностями, мотивацией, отношениями или особенностями восприятия), даже когда совершенно очевидно, что людей вынуждают поступать так, а не иначе, ситуация или обстоятельства.
- Люди имеют тенденцию представлять себя в благоприятном свете. Такое завышение самооценки проявляется во множестве исследований; люди с готовностью принимают похвалу, когда им говорят, что они в чем-либо преуспели (приписывая успех своим способностям и усердию), тогда как неудачу часто списывают на внешние, ситуационные факторы, такие, как невезение или особый характер данной проблемы, делающий невозможным ее разрешение.
Например, спортсмены обычно приписывают свои победы личным
качествам, тогда как поражение, скорее всего, будут объяснять чем-либо еще — невезением, плохой организацией соревнований или большими усилиями другой команды.
Если на работе дела идут плохо, начальник, как правило, находит оправдание этому в недостаточном умении или халатном отношении своих подчиненных, но если в этом обвиняют самого начальника, он пытается объяснить все сложившейся ситуацией. То же справедливо и в отношении подчиненных. Они считают, что в их трудностях виновата сама ситуация, а неудачи начальника приписывают его личным качествам. Более того, если все идет нормально, то начальник относит это на счет своих личных достоинств, если же успеха добиваются подчиненные, то он связывает это с внешними обстоятельствами; последние же поступают наоборот, объясняя свои успехи собственными личными качествами, а успехи начальства — ситуационными факторами.
Одним из путей к созданию более продуктивных взаимоотношений
исследователи считают необходимость усилий с обеих сторон, чтобы уменьшить расхождения в предположениях и точках зрения, это может быть достигнуто за счет повышения межличностных взаимодействий, открытия каналов коммуникаций и проведения семинаров, построения команд, ориентированных на уменьшение ошибок атрибуции.