Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:21, реферат
Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.
Введение
1.Теории межличностного взаимодействия
1.1. Теория обмена
1.2. Теория символического интеракционизма
1.3. Теория управления впечатлениями
1.4. Психоаналитическая теория
1.5. Трансакционная теория
2.Типы и формы межличностного взаимодействия
Заключение
Список используемых источников
“Me” (меня) – нормативное “Я”, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего “обобщенного другого” и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции.
“Self” (самость) – совокупность импульсивного и нормативного “Я”, их активное взаимодействие.
Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. На его основе не сделаны обобщения, применимые к разным ситуациям. Для развития этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придаются. В качестве существенного недостатка символического интеракционизма можно назвать игнорирование им роли эмоций в человеческом поведении. Большинство из указанных достоинств и недостатков символического интеракционизма относится также и к другим направлениям интеракционистской ориентации, которые, по существу, развились на его основе.
1.3.Теория управления
впечатлениями
Ирвин Гофман воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Социодраматический подход является версией символического интеракционизма. И. Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Также как в театре, в социальной жизни важны костюмы, в которых мы играем роли, реквизит сцены, декорации. Но главная роль, конечно принадлежит нашим партнерам по сцене и публике. Когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. Однако они понимают, что часть аудитории или неудачные партнеры могут сорвать спектакль. Социальные ситуации – это драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенное впечатление.
И. Гофман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии, поэтому его теорию иногда называют теорией управления впечатлениями. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Человек в своих действиях проявляет заинтересованность в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он влияет на ситуацию не непосредственно, но создает впечатление, которое вызывает у других желание поступить в соответствии с его замыслами.
Эту концепцию принято
Человек может быть одновременно актером и публикой, поскольку между ролью и «Я» существует дистанция. Из-за большого числа ролей, мало кто целиком поглощен некоторой определенной ролью. Ролевая дистанция означает степень отдаления себя от роли. Например, в знаменитом тесте человеку предлагается 20 раз ответить односложно на вопрос «Кто Я?». При работе над тестом некоторые люди испытывают серьезные трудности, поскольку ответить: профессор, кандидат наук – для таких людей означает ответить на вопрос «какие у тебя роли». Но в тесте-то спрашивается о «Я». У этих людей явно существует большая ролевая дистанция. Уборщица, моющая полы с томным видом, возможно, хочет показать аудитории, что она слишком хороша для такой работы. Абитуриент, не сдавший экзамен, сохраняет ролевую дистанцию, если говорит: «я плохо поработал». Абитуриент, сетующий на свои умственные способности, ролевую дистанцию сокращает.
1.4.Психоаналитическая
теория
Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд. Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей.
Теория
межличностного общения Зигмунда Фрейда
основана на убеждении, что в процессе
взаимодействия людей воспроизводится
их детский опыт. Согласно Фрейду, в
различных жизненных ситуациях
мы применяем понятия, усвоенные
в раннем детстве. Мы склонны с
уважением относиться к человеку,
облеченному властью, например к
начальнику - нам он напоминает кого-то
из родителей. Фрейд считал, что люди
образуют социальные группы и остаются
в них отчасти потому, что испытывают
чувство преданности и
Последователи З. Фрейда считают, что методологию трехкомпонентной личности можно использовать не только для анализа межличностного взаимодействия, но и для отношений: личность - социальный институт. Если рассматривать личность как систему и выделять шаблонные реакции, связанные с влечением (Ид), сознанием (Эго), совестью (СуперЭго), то значение любого объекта для индивида можно истолковать в терминах воздействия этого объекта на один из компонентов личности. Эго актуализируется в экономической, политической и иной деятельности, требующей разумной корреляции цели и ограничений реальности. СуперЭго - проявляется в правовых, религиозных институтах. В художественном творчестве доминантой является Ид. Художественное творчество свободно от обязательств, художник стремится выйти из-под контроля, преступить границы.
Методологию
трехкомпонентной личности можно применить
и для изучения взаимодействия в
контексте конкретных событий. Выборы
предполагают рациональное действие,
значит, в них доминирует Эго. В
патриотических праздниках догматы
закрепляются церемониями, демонстрацией
единства и приверженности ценностям.
Здесь действует совесть (суперЭго).
В карнавалах, допускающих примитивные
влечения, царствует Ид.
1.5.Трансакционная теория
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США) в ответ на необходимость оказания помощи людям, имеющим проблемы в общении. Единица взаимодействия называется транзакцией.
Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек может во время разговора вести себя то как взрослый, то как ребенок, то копировать поведение своих родителей. Анализируя подобные явления, Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.
С
точки зрения трансактного анализа
каждый участник взаимодействия в принципе
может занимать одну из трех позиций, которые
условно можно обозначить как “Родитель”,
“Взрослый”, “Ребенок”. Эти позиции
ни в коей мере не связаны обязательно
с соответствующей социальной ролью: это
лишь чисто психологическое описание
определенной стратегии во взаимодействии
(позиция “Ребенка” может быть определена
как позиция “Хочу!”, позиция Родителя
как “Надо!”, позиция “Взрослого” —
объединение “Хочу” и “Надо”) (схема
1).
Особенности позиций следующие:
1)
Родительское “Я” (критическое
или заботливое) – состоит из
правил, норм, позволяющих индивиду
успешно ориентироваться в
2)
Взрослое “Я” – состояние,
принимающее и логически
3)
Детское “Я” (естественное или
спонтанное, приспосабливающееся,
Схема 1. Позиции “Я” и типичные способы
поведения и высказываний в ходе взаимодействия
|
К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций.
2.Типы и формы межличностного взаимодействия
В процессе
общения люди вступают в бесконечное
количество различных видов
Кооперация,
или кооперативное
-разделение единого процесса деятельности между участниками;
-изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.
Также выделяют третий тип взаимодействия- конфликт. Конфликт – это скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Информация о работе Теории межличностного взаимодействия: типы и формы