Теории межличностного взаимодействия: типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:21, реферат

Описание

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

Содержание

Введение
1.Теории межличностного взаимодействия
1.1. Теория обмена
1.2. Теория символического интеракционизма
1.3. Теория управления впечатлениями
1.4. Психоаналитическая теория
1.5. Трансакционная теория
2.Типы и формы межличностного взаимодействия
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 56.55 Кб (Скачать документ)

    “Me” (меня) – нормативное “Я”, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего “обобщенного другого” и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции.

    “Self” (самость) – совокупность импульсивного и нормативного “Я”, их активное взаимодействие.

    Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. На его основе не сделаны обобщения, применимые к разным ситуациям. Для развития этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придаются. В качестве существенного недостатка символического интеракционизма можно назвать игнорирование им роли эмоций в человеческом поведении. Большинство из указанных достоинств и недостатков символического интеракционизма относится также и к другим направлениям интеракционистской ориентации, которые, по существу, развились на его основе.

   
1.3.Теория управления впечатлениями
 

     Ирвин Гофман воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Социодраматический подход является версией символического интеракционизма.  И. Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Также как в театре, в социальной жизни важны костюмы, в которых мы играем роли, реквизит сцены, декорации. Но главная роль, конечно принадлежит нашим партнерам по сцене и публике. Когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. Однако они понимают, что часть аудитории или неудачные партнеры могут сорвать спектакль. Социальные ситуации – это драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенное впечатление.

     И. Гофман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии, поэтому его теорию иногда называют теорией управления впечатлениями. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Человек в своих действиях проявляет заинтересованность в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он влияет на ситуацию не непосредственно, но создает впечатление, которое вызывает у других желание поступить в соответствии с его замыслами.

       Эту концепцию принято называть  социальной драматургией. По мнению  Гоффмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе у других. Гоффман пишет: “Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам” (Смелзер Н.).

     Человек может быть одновременно актером  и публикой, поскольку между ролью  и «Я»  существует дистанция. Из-за большого числа ролей, мало кто целиком поглощен некоторой определенной ролью. Ролевая дистанция означает степень отдаления себя от роли. Например, в знаменитом тесте человеку предлагается 20 раз ответить односложно на вопрос «Кто Я?». При работе над тестом некоторые люди испытывают серьезные трудности, поскольку ответить: профессор, кандидат наук – для таких людей означает ответить на вопрос «какие у тебя роли». Но в тесте-то спрашивается о «Я». У этих людей явно существует большая ролевая дистанция. Уборщица, моющая полы с томным видом, возможно, хочет показать аудитории, что она слишком хороша для такой работы. Абитуриент, не сдавший экзамен, сохраняет ролевую дистанцию, если говорит: «я плохо поработал».  Абитуриент, сетующий на свои умственные способности, ролевую  дистанцию сокращает.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.4.Психоаналитическая теория 

     Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд. Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей.

     Теория  межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится  их детский опыт. Согласно Фрейду, в  различных жизненных ситуациях  мы применяем понятия, усвоенные  в раннем детстве. Мы склонны с  уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к  начальнику - нам он напоминает кого-то из родителей. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это  объясняется не каким-то особым качеством  лидеров, а скорее тем, что мы отождествляем  их с могущественными, богоподобными  личностями, которых в детстве  олицетворяли наши отцы. В таких  ситуациях мы регрессируем или возвращаемся к более ранней стадии развития. Регрессия происходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным.

     Последователи  З. Фрейда считают, что методологию трехкомпонентной личности можно использовать не только для анализа межличностного  взаимодействия, но и для отношений: личность - социальный институт. Если рассматривать личность как систему и выделять шаблонные реакции, связанные с влечением (Ид), сознанием (Эго), совестью (СуперЭго), то значение любого объекта для индивида можно истолковать в терминах воздействия этого объекта на один из компонентов личности. Эго актуализируется в экономической, политической и иной деятельности, требующей разумной корреляции цели  и ограничений реальности. СуперЭго  - проявляется в правовых, религиозных институтах. В художественном творчестве доминантой является Ид. Художественное творчество свободно от обязательств, художник стремится выйти из-под контроля, преступить границы.

     Методологию трехкомпонентной личности можно применить  и для изучения взаимодействия в  контексте конкретных событий. Выборы предполагают рациональное действие, значит, в них доминирует Эго. В  патриотических праздниках догматы  закрепляются церемониями, демонстрацией  единства и приверженности ценностям. Здесь действует  совесть (суперЭго). В карнавалах, допускающих примитивные влечения, царствует Ид. 
 
 

  1.5.Трансакционная теория

    Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США) в ответ на необходимость оказания помощи людям, имеющим проблемы в общении. Единица взаимодействия называется транзакцией.

    Наблюдая  поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек может  во время разговора вести себя то как взрослый, то как ребенок, то копировать поведение своих родителей. Анализируя подобные явления, Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми. 

    С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как “Родитель”, “Взрослый”, “Ребенок”. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция “Ребенка” может быть определена как позиция “Хочу!”, позиция Родителя как “Надо!”, позиция “Взрослого” — объединение “Хочу” и “Надо”) (схема 1).  
Особенности позиций следующие:

    1) Родительское “Я” (критическое  или заботливое) – состоит из  правил, норм, позволяющих индивиду  успешно ориентироваться в стандартных  ситуациях, “запускает” полезные, проверенные стереотипы поведения,  освобождая  сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.

    2) Взрослое “Я” – состояние,  принимающее и логически перерабатывающее  поступающую информацию, принимающее  решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность.

    3) Детское “Я” (естественное или  спонтанное, приспосабливающееся, бунтующее)  – состояние, следующее на  поводу собственным желаниям, советам  взрослых, родителей, проявляющее  творчество, оригинальность, показывающее  свою слабость при невозможности  самостоятельного решения проблем.

     
 
 
Схема 1. Позиции “Я” и типичные способы поведения и высказываний в ходе взаимодействия

Позиции Типичные  способы поведения Типичные  высказывания
Заботливый  родитель Утешает, исправляет, помогает «Не бойся», «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает «Опять  ты опоздал на работу?», «Каждый должен выполнять свои обязанности и не ссылаться на причины», «К вечеру все сделать!» 
Взрослый Собирает  и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения «Который  час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»
Спонтанный  ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентрическое  поведение «Это  дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно, я бы так не смог!», «Ух ты, какая красота получилась!»
Приспосаблива-ющийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к  нормам, уступчивое поведение «Я  бы с радостью, но у нас могут  быть неприятности», «»Что же я теперь должен делать?»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение «Я  это делать не буду!», «Вы этого  сделать не сможете!»

    К позитивному завершению общения  ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к  ссорам и конфликтам, негативному  завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Типы и формы межличностного взаимодействия

  В процессе общения люди вступают в бесконечное  количество различных видов взаимодействия. Однако для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов  взаимодействий на два противоположных  вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

  Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных  сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация –  необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. A.H. Леонтьев называл две  основные черты совместной деятельности:

  -разделение единого процесса деятельности между участниками;

  -изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

  Также выделяют третий тип взаимодействия- конфликт. Конфликт – это скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Информация о работе Теории межличностного взаимодействия: типы и формы