План
Введение
- Понятие теории
модернизации
- Идейные предшественники
модернизационной теории
- Основные
этапы развития теории
- Критерии
и типологии модернизации
Заключение
Библиографический
список
Введение
Данная
контрольно-курсовая работа посвящена
рассмотрению теории модернизации Выбор
темы данной работы обусловлен тем, что
эта теория позволяет объяснить социальные,
экономические, политические, экологические,
демографические, психологические изменения,
претерпеваемые обществом традиционного
типа в процессе его трансформации в общество
современного типа.
Степень
научной исследованности данной
темы недостаточна. Практически нет
трудов, касающихся анализа данной
теории. Но, тем не менее, можно отметить
работы П. Штомпки, У. Бека, Э. Гидденса,
которые имеют большое значение для изучения
данной темы.
Целью
данной курсовой работы является рассмотрение
модернизационной теории.
Задачи:
- Охарактеризовать
теорию модернизации как процесс перехода
от традиционного общества к современному;
- ознакомиться
с идейными предшественниками данной
теории;
- рассмотреть
основные этапы развития теории модернизации;
- рассмотреть
различные критерии и типологии модернизации.
В
ходе выполнения данной работы были использованы
дедуктивный, теоретический методы, метод
анализа.
Объектом
в данной контрольно-курсовой работе
является теория модернизации.
Предметом
данной работы является специфика модернизационной
теории как процесса перехода от традиционного
общества к современному.
Теоретико-методологическую
основу исследования составляют положения
работ Б. С. Старостина, М. А Можейко. Источниковая
база данной работы представлена работами
У. Бека «Общество риска: на пути к другому
модерну», Э. Гидденса «Последствия
модернити», П. Штомпки «Социология социальных
изменений».
- Понятие
теории модернизации
В
современном отечественном обществоведении
наибольшей популярностью пользуются
три социологические макротеории: формационная,
цивилизационная и модернизационная.
Активное освоение последней началось
относительно недавно. Остававшаяся
в годы советской власти закрытой темой,
в которой видели объект критики и инструмент
для изучения развивающихся стран, негодный
в силу его «порочной» идеологической
основы, сегодня теория модернизации является
одной из широко изучаемых теорий в отечественной
науке.
Теория
модернизации — теория, призванная объяснить
процесс модернизации в обществах. Теория
рассматривает внутренние факторы развития
любой конкретной страны, исходя из установки,
что «традиционные» страны могут быть
привлечены к развитию таким же образом,
как и более развитые. Теория модернизации
делает попытку определить социальные
переменные, которые способствуют социальному
прогрессу и развитию общества, и предпринимают
попытку объяснить процесс социальной
эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает
сам процесс модернизации общества (переход
от традиционного к индустриальному обществу),
сама теория подверглась значительной
критике как со стороны марксистов, так
и представителей идеи свободного рынка,
так и сторонников теории зависимости по той причине, что
представляет упрощённое представление
об историческом процессе1.
В
современной литературе отмечаются
следующие факторы, способствовавшие
возникновению этой теории: социополитический,
связанный с необходимостью изучения
третьего мира, представленного странами
бывших колоний и полуколоний мира, малоизвестного
Западу и малоизученного социальными
науками того времени, за исключением
этнографов (Б.С.Старостин). Известные
американские востоковеды и политические
деятели отмечали важность исследования
политических и социальных процессов,
идущих в странах Азии. Второй фактор отмечается
как информационно-политический, включающий
в себя не только сбор информации о странах
третьего мира, но и выработку практических
рекомендаций для соответствующих ведомств
США и их союзников. Третий фактор –
идеологический, т.е. создание теории модернизации
в качестве альтернативы социализму. Четвертый
- теоретический, который состоял в
том, чтобы выработать для западной общественной
науки оптимистическую парадигму исторического
развития, отличную от той, что была популярна
между двумя мировыми войнами – от концепции
кризиса и «заката» западного мира. Все
эти концепции были далеки от оптимистического
взгляда на исторический процесс и отрицали
прогресс как таковой. Необходима была
альтернатива данному, которая могла бы
преодолеть социальный пессимизм, дать
оптимистическое видение будущего не
только в чисто прагматическом, но и в
общетеоретическом плане.
Термин
«модернизация» в переводе с английского
означает осовременивание и обозначается
наличием ряда характеристик, свойственных
современному обществу.
Существуют
различные интерпретации понятия
модернизации. П. Штомпка выделяет три
значения данного понятия. Согласно его
мнению, в первом, общем смысле, модернизация
– это синоним всех прогрессивных социальных
изменений, когда общество движется вперед.
В этом смысле выход из пещер и строительство
первых укрытий, столь же явный пример
модернизации, как и приход автомобилей
на смену лошадиным повозкам или компьютеров
на смену пишущим машинкам. Однако он считает,
что применительно к теории модернизации
ближе следующие две интерпретации данного
понятия: в первом смысле понятие «модернизации»
тождественно понятию «современности»
и означает комплекс социальных, политических,
экономических, культурных и интеллектуальных
трансформаций, происходивших на Западе
с XVI-го века и достигших своего апогея
в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы
индустриализации, урбанизации, рационализации,
бюрократизации, демократизации, доминирующего
влияния капитализма, распространения
индивидуализма и мотивации успеха, утверждения
разума и науки и т.д. Модернизация в этом
смысле означает достижение современности,
«процесс превращения традиционного,
или дотехнологического общества, по мере
его трансформации, в общество для которого
характерны машинная технология, рациональные
и секулярные отношения, а также высоко
дифференцированные социальные структуры».
Классические социологические работы
по модернизации в этом смысле принадлежат
Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму
и Теннису2.
Во
втором смысле термин «модернизация»
относится к отсталым или слаборазвитым
обществам и описывает их усилия,
направленные на то, чтобы догнать ведущие,
наиболее развитые страны, которые
сосуществуют с ними в одном историческом
времени, в рамках единого глобального
общества. Другими словами, в таком случае
понятие «модернизация» описывает движение
от периферии к центру современного общества.
В самом общем виде модернизация характеризуется
как общественно-исторический процесс,
в ходе которого традиционные общества
становятся прогрессивными, индустриально
развитыми.
В
общем виде модернизация определяется
как переход от традиционного
общества к современному, которое
включает в себя прежде всего коренное
отличие от традиционного, т.е. ориентацию
на инновации, преобладание инноваций
над традицией, светский характер социальной
жизни, поступательное (нециклическое)
развитие, выделенную персональность,
преимущественную ориентацию на инструментальные
ценности, индустриальный характер, массовое
образование, активный деятельностный
психологический склад и т.д.
- Идейные
предшественники модернизационной теории
Классические
труды, описывающие модернизацию, принадлежат О. Конту, Г. Спенсеру, К. Марксу, М. Веберу, Э. Дюркгейму и Ф. Тённису.
В
большинстве классических концепций
модернизации акцент делается на формировании индустриального общества, модернизация рассматривается
как процесс, протекающий параллельно индустриализации, как превращение традиционного
аграрного общества в индустриальное.
Она рассматривается с точки зрения трансформации
системы хозяйства, технического вооружения
и организации труда.
С
таких позиций различают «первичную»
и «вторичную» модернизацию. Под
«первичной» модернизацией понимают процесс,
осуществленный в эпоху промышленных
революций, — классический «чистый» тип
«модернизации первопроходцев». Под «вторичной»
модернизацией понимается процесс, сопровождающий
формирование индустриального общества
в странах третьего мира — она происходит в
условиях наличия зрелых моделей, апробированных
в странах индустриально-рыночного производства,
а также, по возможности, прямых контактов
с ними — как в торгово-промышленной, так
и в культурной сферах. Одним из методологических
обоснований является применение к теории
вторичной модернизации принципов предложенной
немецкими этнографами концепции культурных
кругов, основанной на идее распространения
форм культуры от центров культурного
синтеза и напластования различных культурных
кругов, распространенных с различных
центров3.
Социологи
признают, что решающим фактором модернизации
выступает преодоления и замена
традиционных ценностей, препятствующих
социальным изменениям и экономическому
росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих
субъектов на инновационную деятельность —
разработку, создание и распространение
новых технологий и генерирование новых
организационно-экономических отношений.
Причём в большинстве западных обществ
индустриализации предшествовали как
изменения в общественном сознании, так
и изменения в экономике, развитие мануфактурного
производства и формирования национальных
рынков.
Поэтому
среди историков, социологов и философов
уже в начале ХХ в. распространились
концепции, учитывающие влияние культурных
и ментальных трансформаций. Они базируются
на иной точке зрения, согласно которой
процесс модернизации в её западном варианте
начинается с трансформации тех или иных
форм общественного сознания и культуры.
Так,
американский социолог Ч. Х. Кули описывает
становление нетрадиционного общества
как исторический сдвиг от «первичных»
до «вторичных групп», критерием дифференциации
которых является исторически принятый
ими тип социализации личности: в «первичных
группах» социализация индивида протекает
в рамках семьи (или — шире — сельской общины),
задающей непосредственный психологический
контакт между её членами и конкретную
структуру отношений между ними; во «вторичных
группах» социализация происходит в рамках
абстрактно заданной общности (государственной,
национальной и т. п.), где структура отношений
постигается лишь умозрительно.
Другие
социологи отмечают модификации
стиля мышления, которое происходит
благодаря «абстрактизации» (Г. Зиммель)
или «рационализации» (М. Вебер) массового
сознания. Благодаря этому происходят
сдвиги в системе ценностей — происходит
движение от ценностей коллективизма
к ценностям индивидуализма, а основной
пафос становления нетрадиционного общества
заключается именно в идее формирования
свободной личности, которая преодолела
иррациональность традиционных общинных
практик («расколдование мира», по М. Веберу)
и осознала себя как самодостаточный узел
рационально понятных социальных связей.
Ментальность личности как носителя врожденного
статуса меняется на самосознание субъекта
договора, традиционные наследственные
привилегии — на утверждение равных гражданских
прав, несвобода «генетических» (родовых)
характеристик — на волю социального выбора.
Это вызывает внутренние трансформации
в социумах, приобретающие со временем
выражения в экономической сфере: происходит
образование на базе местных рынков общего
безличного рынка (включая рынок труда),
что разрывает замкнутость общинного
хозяйства и размывает основы традиционного
внеэкономического принуждения; имеет
место переход от аристократического
управления социумами к так называемым
«диктатурам развития», автохтонных для
общества социальных групп, «пионерам
элиты» (М. Вебер), что инициирует преобразование
хозяйственной и политической жизни на
основе рациональности4.