Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:13, реферат
М. Вебер (1864--1920) -- немецкий социолог, основоположник «понимающей» и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».
1. Введение
2. Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера
3. Социальное действие как предмет социологии
4. Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии
5. Заключение
6. Список литературы
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕФЕРАТ
по курсу «Социология»
на тему
«Теория социального действия Макса
Вебера»
Студента 1 курса, 4 группы
Гродно
2010
План
1. Введение
2. Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера
3. Социальное действие как предмет социологии
4. Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии
5. Заключение
6. Список литературы
Введение
Целью данной работы является изучение концепции и теории одного из
самых влиятельных теоретиков социологии Макса Вебера.
М. Вебер (1864--1920)
-- немецкий социолог, основоположник «понимающей»
и теории социального действия, применивший
ее принципы к экономической истории,
к исследованию политической власти, религии,
права.
Главной идеей веберовской социологии
является обоснование возможности максимально
рационального поведения, проявляющегося
во всех сферах человеческих взаимоотношений.
Эта мысль Вебера нашла дальнейшее развитие
в различных социологических школах Запада,
что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский
ренессанс».
Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера
Методологические
принципы веберовской социологии тесно
связаны с другими теоретическими системами,
характерными для обществознания прошлого
века -- позитивизмом Конта и Дюркгейма,
социологией марксизма.
Из его методологических
конструкций важна концепция
понимания. Он использовал это понятие,
заимствованное из герменевтики, как метод
не только интерпретации смысла и структуры
авторских текстов, но как раскрытия сущности
всей социальной реальности, всей человеческой
истории. Полемизируя с интуитивистской
трактовкой понимания, Вебер утверждал
рационалистический характер данной операции:
скорее, систематическое и точное исследование,
чем просто «переживание» текста или социального
феномена. Социология. Основы общей теории.
Учебное пособие./ Г.В. Осипов и др. - М. 1998.
с. 20
2.
Социальное действие
как предмет социологии
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей -- необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений, пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт -- наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Наконец, возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы?» Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990. с. 602-603.
Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей» Там же. с. 603. . Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).
И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятия «государство», «сообщество», «семья» т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., -- пишет он, -- в социологическом понимании означают... категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению... участвующих в этой деятельности отдельных людей» Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990. с.605.
«Понимание» никогда
не может быть полным и всегда приблизительно.
Оно приблизительно даже в ситуациях
непосредственного
Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна «понять» степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием средствами информации или же находясь под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида? Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. -М.,1995. с.66.
Чтобы ответить
на эти вопросы и разрешить
поставленные проблемы, Вебер прибегает
к конструированию идеально-
Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь, на возможное реальное поведение людей в жизни:
целерациональное,
ценностно-рациональное,
аффектное,
традиционное.
Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);
ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;
аффективно, особенно эмоционально -- через актуальные аффекты и чувства;
традиционно, то есть через привычку» Вебер М. Избранные произведения. -М. 1990. с. 620.
Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе -- целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.
Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ их жизни в целом. Веберовская теория рационализации -- это, по существу, видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом, писал он. Капитализм, по Веберу, может быть идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его «рациональному регламентированию». Иными словами, Вебер в рационализации жизни видел лишь формальную сторону.
Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
Информация о работе Теория социального действия Макса Вебера