Теория социального действия М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание

Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Биография М. Вебера………………………………………………………..4

2. Основные положения теории социального действия………………………7

2.1 Социальное действие……………………………………………………..7

3. Теория социального действия…………………………………………........17

3.1 Целерациональное поведение……………………………………........18

3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………………..22

3.3 Аффективное поведение………………………………………………..23

3.4 Традиционное поведение……………………………………………….24

Заключение…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.75 Кб (Скачать документ)

Теория социального действия М. Вебера.

 

Выполнила:

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

 

  1. Биография  М.  Вебера………………………………………………………..4

 

  2. Основные положения  теории социального действия………………………7

 

      2.1 Социальное  действие……………………………………………………..7

 

  3. Теория социального  действия…………………………………………........17

 

       3.1  Целерациональное поведение……………………………………........18

 

       3.2 Ценностно-рациональное  поведение…………………………………..22

 

       3.3 Аффективное  поведение………………………………………………..23

 

       3.4 Традиционное  поведение……………………………………………….24

 

Заключение……………………………………………………………………….28

 

Список литературы…………………………………………………………........29

Введение

  Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

 

  Взаимодействие человека  как личности с окружающим  его миром осуществляется в  системе объективных отношений,  которые складываются между людьми в их общественной жизни и, прежде всего, в производственной деятельности. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Взаимодействие и отношения складывается на основе действий и поведения человека.

 

  Изучение теории социального  действия Макса Вебера, одной  из основных концепций социологии, дает возможность на практике  выяснить причины взаимодействия  различных сил в обществе, поведения  человека, осмыслить факторы, заставляющие  людей поступать именно так,  а не иначе.

 

  Цель данной курсовой  работы – изучение теории социального  действия М. Вебера.

 

  Задачи курсовой работы:

 

1.Раскрыть определение  социального действия.

 

2.Обозначить классификацию  социальных действий, предложенных  М.Вебером.

1. Биография М. Вебера

  М. Вебер (1864-1920) принадлежит  к числу тех универсально образованных  умов, которых, к сожалению, становится  все меньше по мере роста  дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки и, что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук.

 

  Макс Вебер родился  21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, в Германии. В 1882 году окончил  классическую гимназию в Берлине  и поступил в Гейдельбергский университет. В 1889г. защитил диссертацию. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.

 

  В 1904г. Вебер становится  редактором немецкого социологического  журнала "Архив социальной  науки и социальной политики". Здесь выходят его наиболее  важные произведения, в том числе  и программное исследование "Протестантская  этика и дух капитализма" (1905г.). Этим исследованием начинается  серия публикаций Вебера по  социологии религии, которой он  занимался вплоть до своей  смерти. Одновременно он занимался  проблемами логики и методологии  социальных наук. С 1916 по 1919 годы  он печатал одну из своих  основных работ - "Хозяйственная  этика мировых религий". Из  последних выступлений Вебера  следует отметить доклады "Политика  как профессия" (1919г.) и "Наука  как профессия".

 

  М. Вебер испытал  на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом, как его  методологические установки, так  и его мировоззрение. В методологическом  плане, в сфере теории познания  огромное воздействие на него  оказали идеи неокантианства, и  прежде всего Г. Риккерта.

 

  По собственному признанию  Вебера, большое значение в формировании  его мышления имели работы  К. Маркса, побудившие его к  исследованию проблем возникновения  и развития капитализма. Вообще, он относил Маркса к тем  мыслителям, которые наиболее сильно  воздействовали на социально-историческую  мысль XIX-XX веков. 

 

  Что касается общефилософского, мировоззренческого плана, то  Вебер испытал на себе два  различных, а во многих отношениях  и взаимоисключающих влияния:  с одной стороны, философии  И. Канта, особенно в юности; с другой, почти в тот же  период, он находился под влиянием  и был большим почитателем  Н. Макиавелли, Т. Гоббса и ф.  Ницше. 

 

  Для понимания смысла  его взглядов и поступков следует  отметить, что Кант привлек Вебера, прежде всего, своим этическим  пафосом. Кантовскому нравственному  требованию честности и добросовестности  в научных исследованиях он  оставался верным до конца  жизни. 

 

  Гоббс и особенно  Макиавелли произвели на него  сильное впечатление своим политическим  реализмом. Как отмечают исследователи,  именно тяготение к этим двум  взаимоисключающим полюсам '(с  одной стороны кантовскому этическому  идеализму с его пафосом "истины", с другой - политическому реализму  с его установкой "трезвости  и силы") определило своеобразную  раздвоенность мировоззрения М.  Вебера.

 

  Первые работы М.Вебера - "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891)-сразу поставили его в ряд крупных ученых. В них он анализировал связь государственно-правовых образований с экономической структурой общества. В этих работах, особенно в "Римской аграрной истории", были намечены общие контуры "эмпирической социологии" (веберовское выражение), которая теснейшим образом связывалась с историей. В соответствии с требованиями исторической школы, которая господствовала в немецкой политэкономии, он рассматривал эволюцию античного земледелия в связи с социальным и политическим развитием, не упускал также анализ форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов.

 

  Большое влияние на  формирование его как социолога  оказала поездка в 1904 г. в  США, куда он был приглашен  для чтения курса лекций. В  1904 г. Вебер становится редактором  немецкого социологического журнала  "Архив социальной науки и  социальной политики". Здесь выходят  его наиболее важные произведения, в том числе и программное  исследование "Протестантская этика  и дух капитализма" (1905 г.). Этим  исследованием начинается серия  публикаций Вебера по социологии  религии, которой он занимался  вплоть до своей смерти. Одновременно  он занимался проблемами логики  и методологии социальных наук. С 1916 по 1919 годы он печатал одну  из своих основных работ - "Хозяйственная  этика мировых религий". Из  последних выступлений Вебера  следует отметить доклады "Политика  как профессия" (1919 г.) и "Наука  как профессия". В них нашли  свое выражение умонастроения  Вебера после первой мировой  войны. Они были довольно пессимистическими  – пессимистическими, по отношению  к будущему индустриальной цивилизации,  а также перспективам осуществления  социализма в России. С ним  он не связывал никаких особых  ожиданий. Он был убежден, если  осуществится то, что называют  социализмом, то это будет,  лишь доведенная до конца, система  бюрократизации общества.

 

  Умер Вебер в 1920 г., не успев осуществить всего  задуманного. Посмертно был издан  его фундаментальный труд "Хозяйство  и общество" (1921 г.), где подводились  итоги его социологических исследований.

2. Основные положения  теории социального действия

  Теория действия имеет  в социологии устойчивую концептуальную  базу, на формирование которой  оказали влияние различные направления  мышления. Для того чтобы дополнить  или расширить этот теоретический  фундамент с целью дальнейшего  совершенствования теории, необходимо  исходить из современного уровня  ее развития, а также из вкладов  классиков, которые сегодня начинают  формироваться по-новому. Все это  нужно для того, чтобы она была  эффективной и не теряла актуальность  для будущего. Относительно вклада  М. Вебера в становление теории  действия среди социологов сегодня  возникает полное взаимопонимание.  Не вызывает сомнений и то, что предпринятое им обоснование  социологии как науки о социальном  действии представляло радикальный  поворот, обращенный против позитивизма  и историцизма, преобладавших в социальных науках в начале ХХ века. Однако большая неясность и несогласованность существует над интерпретацией его взглядов.

2.1 Социальное действие

   Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например, в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно претерпеванию) как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.. "Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". А центральной задачей он объявляет объяснение социального действия. По своему качественному своеобразию оно отличается от реактивного поведения, т.к. в его основе лежит субъективный смысл. Речь идет о заранее предусмотренном плане или проекте действия. В качестве социального оно отличается от реактивного поведения тем, что этот смысл соотносится с действием другого. Социология, таким образом, должна посвятить себя изучению фактов социального действия.

 

  Вот как Вебер определяет  социальное действие. «Действием» следует называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое – либо природное явление».

 

Цель - значимые понимание  и объяснение  социальной действительности, которая представляется результатом  значимой социальной деятельности.

 

  Социальное действие, по Максу Веберу, отличается двумя  признаками, которые и делают  его социальным, т.е. отличным  просто от действия.        Социальное действие:

 

1) обладает смыслом для  того, кто его совершает, 

 

2) ориентировано на других  людей. 

 

  Смысл - это определенное  представление о том, для чего  или почему это действие совершается,  это какая-то (иногда весьма смутная)  его осознанность и направленность. Хорошо известен пример, которым  М.Вебер иллюстрирует свое определение социального действия: если два велосипедиста сталкиваются на шоссе, то это никакое не социальное (хотя и происходящее между людьми) действие - вот когда они вскакивают и начинают выяснять между собой отношения (ругаться или помогать друг другу), тогда действие приобретает характеристику социального.

 

  Если анализировать  социальное действие как систему,  в нем можно выделить следующие  составные элементы:

 

1) действующее лицо (субъект  действия)

2) объект действия (лицо, на которое действуют) 

3) средство или орудие  действие 

4) метод действия или  способ использования средств  действия 

5) результат действия  или реакция лица, на которое  действуют. 

 

  Социальное действие  следует отличать от понятия  «поведение». Поведение – это  реакция на действие. Социальное  действие – это система поступков,  средств и методов, при помощи  которых лицо или группы пытаются  изменить поведение, установки  или мнения других лиц или  групп.

 

  Социальное действие, его совершение требует наличия  у субъекта определенной установки  или твердой склонности к выполнению  определенного действия.

 

    Социальным действием,  пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого  относится к поведению других  людей». Исходя из этого, нельзя  считать действие социальным, если  оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как  атом толпы, или когда он  ориентируется на какое-либо природное  явление (не является, например, действие  социальным, когда множество людей  раскрывают зонты во время  дождя).

Признаки социального  действия:

 

1. важнейшим признаком  социального действия является  субъективный смысл - личностное  осмысление возможных вариантов  поведения. 

 

2. важна сознательная  ориентация субъекта на ответную  реакцию окружающих, ожидание этой  реакции.

 

Обязательными компонентами действия выступают субъект и  объект действия.

  Субъект - это носитель  целенаправленной активности, тот,  кто действует, обладая сознанием  и волей. 

 

  Объект - то, на что  направлено действие.

 В функциональном аспекте  выделяются этапы действия

:

 

 

 

1. связанный с целеполаганием, выработкой целей

 

2. связанный с их операционной реализацией.

  На этих этапах  и устанавливаются организационные  связи между субъектом и объектом  действия. Цель- идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия.

Шесть типов социального  действия по их ориентации:

М.Вебер выделил шесть типов социального действия:

 

1. Правильный тип, в  котором цель и избираемые  средства объективно адекватны  друг другу и поэтому строго  рациональны.

 

2. Тип, в котором избранные  для достижения цели средства  кажутся адекватными самому субъекту. Объективно они могут такими  не быть.

Информация о работе Теория социального действия М. Вебера