Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:42, реферат
Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные положения теории социального действия……………………….5
2.Социальное действие…………………………………….……………………..5
3. Теория социального действия……………………………………………..9
3.1 Целерациональное поведение……………………………….14
3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………….17
3.3 Аффективное поведение…………………………………………...20
3.4 Традиционное поведение…………………………………….…29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33
Чтобы объяснить протекание
действия посредством
1. Общие приемы объяснения действия через понимание.
2. Особые указания относительно
того, как эти приемы и методы
надо использовать в
Для Вебера протекание действия является поведением в определенных внешних условиях. Его объяснение, как и объяснение любого другого события, должно производиться путем подведения под общую эмпирическую закономерность, с которой связаны условия действия. При таком подходе, понимание будет играть двоякую роль.Непосредственному объяснению предшествует особый тип понимания, направленный на идентификацию типа действия, которое нужно объяснить посредством замыкания его внешних признаков на смысл или цель этого действия, что предполагает применение гипотез относительно связи определенных внешних признаков с соответствующей целью действия. Непосредственное объяснение должно производиться путем “объясняющего понимания”. Речь здесь идет о сведении смысла действия к его субъективным основаниям, чтобы уяснить, почему интересующая нас личность действует именно таким образом, а не другим.Для обнаружения этих субъективных оснований предполагается своеобразное представление себя на месте действующего индивида, в условиях, в которых он находится. Необходимо сделать доступными размышления о целях и средствах, предшествовавших действиям, подлежащим объяснению. Это предполагает то, что “необходимо сделать доступной и понятной предшествовавшую связь чувств и эмоций”.
Вебер, таким образом,
полагает, что объяснение действия
происходит посредством
«При объяснении иррациональных моментов действия понимающая психология, действительно, может оказать, несомненно, важную услугу. Но это, - подчёркивает он, - ничего не меняет в методологических принципах».
Непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются однозначно адекватными для достижения однозначных и ясно осознаваемых целей».
Наиболее «понятным» является действие осмысленное, т.е. направленное к достижению ясно сознаваемой самим действующим индивидом целей и использующее для достижения этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом. Сознание действующего индивида оказывается, таким образом, необходимым для того, чтобы изучаемое действие выступало в качестве социальной реальности.
При объяснении действия Вебер
решающее значение отводит мотивам.
Поэтому типология действий относится
к существующим типам мотивации.
В рамках этого подхода индивид
выступает как нечто
М. Вебер рассматривает
в качестве детерминант
3. Теория социального действия
Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь, на возможное реальное поведение людей в жизни:
целерациональное,
ценностно-рациональное,
аффектное,
традиционное.
Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);
ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;
аффективно, особенно эмоционально -- через актуальные аффекты и чувства;
традиционно, то есть через привычку».
Идеальные типы социальных действий
Тип
Цель
Средства
Общая
характеристика
Целерациональ-ное
Осознается ясно и отчетливо.
Предвидятся и оцениваются
Адекватные (целесообразные)
Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения
Ценностно-рациональное
Само действие (как самостоятельная ценность)
Адекватные заданной цели
Рациональность может оказаться ограниченной - иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)
Традиционное
Минимальное целеполагание (осознание цели)
Привычные
Автоматическая реакция на привычные раздражители
Аффективное
Не осознается
Подручные
Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения
3.1 Целерациональное поведение
В “Хозяйстве и обществе” оно именуется по-разному: сначала “рациональным”, позднее - ”целерациональным”, которое обнаруживает два отличительных признака:
1. Он является “субъективно
целерациональным”, т.е.
2. Это действие является “верно ориентированным”. Это предполагает, что в данном случае используется допущение о том, что интересующее нас действие согласовано с его целью. Это зависит от того, что представления субъекта о данной ситуации - назовем их условно “онтологическим” знанием - были верными, как и представления о том, с помощью каких действий он может достичь намеченной цели. Эти представления будем условно называть “монологическим” знанием. Схематично целерациональное действие можно описать благодаря следующим детерминантам:
1. Четкое осознание цели
имеет здесь решающее значение
в том смысле, что ставятся
под сомнение нежелательные
2. Целерациональное действие
можно определить косвенно, благодаря
существованию двух особых
а) посредством верной информации
о своеобразии данной ситуации и
причинной связи различных
б) благодаря сознательному
расчету соразмерности и
1. Рациональный расчет
тех действий, которые могут быть
возможны с определенной долей
вероятности. Они же могут
2. Сознательную калькуляцию
последствий действий, которые могут
выступать в качестве средств,
а это предполагает уделить
внимание тем издержкам и
3. Рациональный расчет желаемых последствий любого действия, которое также рассматривается как средство. Необходимо учитывать, является ли оно приемлемым при возникающих нежелательных последствиях.
4. Тщательное сопоставление
этих действий, учитывая, какие из
них приводят к цели с
Эта модель должна
применяться при объяснении
1. Действующий исходит из ложной информации о ситуации и о вариантах действия, которые могут привести к реализации поставленной цели.
2. Действующий проявляет ценностно-рациональное, аффективное или традиционное действие, которое
а) не определяется через четкое осознание цели, ставящей под сомнение фрустрации других целей, возникающих при ее осуществлении. Они характеризуются через цели, осуществляемые непосредственно, не принимая во внимание другие целевые установки.
б) Не определяюся путем
рационального расчета
Так, с одной стороны, в
основу ценностно-рационального
Целерациональность - это, по
Веберу, лишь методологическая, а не
онтологическая установка социолога,
это средство анализа действительности,
а не характеристика самой этой действительности.
Этот момент Вебер специально подчёркивает:
«Этот метод,- пишет он,- конечно,
следует понимать не как рационалистический
предрассудок социологии, а лишь как
методологическое средство, и, следовательно,
не надо рассматривать его, например,
как веру в фактическое преобладание
рационального начала над жизнью.
Ибо оно ровным счётом ничего не
говорит о том, насколько рациональные
соображения определяют фактическое
действие в реальности». Выбирая
целерациональное действие в качестве
методологической основы, Вебер тем
самым отмежевывается от тех социологических
теорий, которые в качестве исходной
реальности берут социальные «тотальности»,
как-то: «народ», «общество», «государство»,
«экономика» и т.д. Он резко критикует
в этой связи «органическую
Органицистский подход
к изучению общества
Именно целерациональное действие служит у Вебера образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия. Вот в каком порядке перечисляет их Вебер: «существуют следующие типы действия:
1) более или менее приближенно достигнутый правильный тип;
2) (субъективно) целерационально ориентированный тип;
3) действие, более или менее
сознательно и более или менее
однозначно целерационально
4) действие, ориентированное
не целерационально, но
5) действие, по своему смыслу
более или менее понятно
6) действие, в котором совершенно
непонятные психические или
социальный действие вебер поведение
3.2
Ценностно-рациональное
Этот идеальный
тип социального действия