Теория социального действия M.Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:42, реферат

Описание

Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные положения теории социального действия……………………….5
2.Социальное действие…………………………………….……………………..5
3. Теория социального действия……………………………………………..9
3.1 Целерациональное поведение……………………………….14
3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………….17
3.3 Аффективное поведение…………………………………………...20
3.4 Традиционное поведение…………………………………….…29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

реферат социология 2013.docx

— 41.10 Кб (Скачать документ)

 «Чисто ценностно-рационально,- пишет Вебер,- действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо… «дела». Ценностно-рациональное действие… всегда есть действие в соответствии с заповедями или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. В случае ценностно-рационального действия цель действия и оно само совпадают, они не расчленены, так же как и в случае аффективного действия; побочные следствия как в первом, так и во втором в соображение не принимаются.

Представляется, что различие между целерациональным и ценностно-рациональным типами социального действия примерно такое же, как между истиной  и правдой. Первое из этих понятий  означает "то, что есть на самом  деле", независимо от системы представлений, убеждений, верований, сложившихся  в том или ином конкретном обществе. Получить такого рода знание действительно  непросто, к нему можно просто последовательно, шаг за шагом, приближаться - так, как это предлагает сделать позитивист Конт. Второе же означает сопоставление того, что наблюдаешь или намереваешься предпринять, с общепринятыми в этом обществе нормами и представлениями о должном и правильном.

 

3.3 Аффективное поведение

 Аффект - это  душевное волнение, которое перерастает  в страсть, сильный душевный  порыв. Аффект идет изнутри,  под его влиянием человек поступает  бессознательною. Будучи кратковременным  эмоциональным состоянием, аффективное  поведение не ориентировано на  поведение других или сознательный  выбор цели. Состояние растерянности  перед неожиданным событием, душевный  подъем и энтузиазм, раздражение  на окружающих, подавленное состояние  и меланхолия - все это аффективные  формы поведения. 

 Вследствие того, что  в основу данного действия  положена цель, реализация которой  не подвергается сомнению при  установленных нежелательных последствиях  для других целей. Но эта  цель не является длительной  как при ценностно-рациональном  действии, она кратковременна и  не устойчива. Аффективное действие  имеет также качество, не являющееся  субъективно-рациональным, т.е. оно  не связано с рациональным  расчетом возможных альтернатив  действия и отбором лучших  из них. Это действие означает  продиктованную чувством преданность  целевой установке, колеблющейся  и изменяющейся согласно констелляции  чувств и эмоций. Осмысление аффективно  установленной цели в соотнесении  с другими целями с точки  зрения их совместимости, а  также их последствий является  здесь малопродуктивным.

"Индивид действует  под влиянием аффекта, если  он стремится немедленно удовлетворить  свою потребность в мести, наслаждении,  преданности, блаженном созерцании  или снять напряжение любых  других аффектов, какими низменными  или утонченными они ни были"

 

3.4 Традиционное поведение

 Его даже  нельзя назвать сознательным, ибо  в основе лежит притупленная  реакция на привычные раздражения.  Она протекает по однажды принятой  схеме. Раздражителями выступают  различные табу и запреты, нормы  и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения  в поколение. Таков, например, обычай гостеприимства, существующий  у всех народов. Ему следуют  автоматически, в силу привычки  вести себя так, а не иначе.

 

Традиционное действие связано  с правилами некоторого порядка, смысл и цель которого неизвестны. При этом типе действия имеется цель, для достижения которой необходимо наличие определенной последовательности действий. В данном случае эта последовательность не просчитана. При традиционной ориентации простор для рационального осмысления сужается благодаря нормам, предписывающим в определенном случае конкретные цели и средства для их реализации.

 Однако действиям, определенным  через устойчивую традицию, предшествует  неполная переработка информации  об имеющейся ситуации, содержащей  своеобразную “привычную прелесть”, на которую реагируют традиционным действием, и действиях, ведущих в этой ситуации к поставленной цели.

Как указывает сам Вебер," ...чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо " осмысленно" ориентированным действием". Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Описанные Вебером типы социального действия - это не просто методологический прием, удобный для объяснения. Вебер убежден, что рационализация рационального действия - это тенденция самого исторического процесса. Четыре указанных типа действия располагаются Вебером в порядке возрастающей рациональности: если традиционное и аффективные действия можно назвать субъективно-иррациональными (объективно они могут оказаться рациональными), то ценностно-рациональное действие уже содержит в себе субъективно-рациональный момент, поскольку действующий сознательно соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью; однако этот тип действия только относительно рационален, поскольку, прежде всего, сама ценность принимается без дальнейшего опосредствования и обоснования и (в результате) не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Реально протекающее поведение индивида, говорит Вебер, ориентировано, как правило, в соответствии с двумя и более видами действия: в нём имеют место и целерациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. Правда, в разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в обществах, которые Вебер назвал «традиционными», преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, разумеется, не исключены и два более рациональных типа действия. Напротив, в индустриальном обществе наибольшее значение приобретает целерациональное действие, но все остальные типы ориентации в большей или меньшей мере присутствуют и здесь. Наконец, Вебер отмечает, что четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения,- но т.к. их можно считать самыми характерными, то для практической работы социолога они представляют собой достаточно надёжный инструмент.Типология возрастания рациональности социального действия выражала, по убеждению Вебера, объективную тенденцию исторического процесса, носившую, несмотря на множество отклонений, всемирный характер. Возрастающий вес целерационального действия, вытесняющего основные типы, приводит к рационализации экономики, управления, самого образа мышления и образа жизни человека. Универсальная рационализация сопровождается возрастанием роли науки, которая, будучи наиболее чистым проявлением рациональности, становится основой экономики и управления. Общество постепенно превращается из традиционного в современное, базирующееся на формальном рационализме.

 

Заключение

Идеи Макса  Вебера сегодня весьма модны для  современной социологической мысли  Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки  об обществе и законах его развития. В понимании Вебера действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого человека. Понимание мотивации и отнесение его к поведению других людей - это необходимые моменты социологического исследования. Также Вебер выделил четыре возможных вида реального поведения людей в жизни: целерациональное, целостно-рациональное, аффектное и традиционное.Определив таким образом смысл социального действия, Вебер пришел к выводу, что основным положением рациональности, которая нашла свое отражение в современном Веберу капиталистическом обществе, с его рациональным хозяйствованием и рациональной политической властью. Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера - связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Изучение трудов Вебера позволяет сделать необходимый вывод, что поведение человека целиком и полностью зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый человек испытывает к той или иной деятельности, обусловлен системой ценностей, которой человек руководствуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Вебер М. Основные  социологические понятия // Вебер  М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Вебер М. О некоторых  категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990.

3.Гайденко П.П., Давыдов  Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и  веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.

4.Гайденко П.П., Давыдов  Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и  веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.

5. Зборовский Г.Е. История  социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.

6. История социологии в  Западной Европе и США. Учебник  для вузов./ Ответственный редактор- академик Г.В. Осипов.- М.: Издательство  НОРМА, 2001

7. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. / Г.В. Осипов и др. -М., 1998.

8. Социология. Учебное пособие./ Под ред. Э.В. Тадевосяна. -М., 1995.

9. Фролов С.С. Социология. -М., 1998.

10. Кравченко А.И. "Социология М.Вебера".

Интернет-источники:

 

11. Интернет-ресурсы (yandex.ru, www.gumer.ru)


Информация о работе Теория социального действия M.Вебера