Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:42, реферат
Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные положения теории социального действия……………………….5
2.Социальное действие…………………………………….……………………..5
3. Теория социального действия……………………………………………..9
3.1 Целерациональное поведение……………………………….14
3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………….17
3.3 Аффективное поведение…………………………………………...20
3.4 Традиционное поведение…………………………………….…29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33
«Чисто ценностно-рационально,
Представляется, что различие между целерациональным и ценностно-рациональным типами социального действия примерно такое же, как между истиной и правдой. Первое из этих понятий означает "то, что есть на самом деле", независимо от системы представлений, убеждений, верований, сложившихся в том или ином конкретном обществе. Получить такого рода знание действительно непросто, к нему можно просто последовательно, шаг за шагом, приближаться - так, как это предлагает сделать позитивист Конт. Второе же означает сопоставление того, что наблюдаешь или намереваешься предпринять, с общепринятыми в этом обществе нормами и представлениями о должном и правильном.
3.3 Аффективное поведение
Аффект - это
душевное волнение, которое перерастает
в страсть, сильный душевный
порыв. Аффект идет изнутри,
под его влиянием человек
Вследствие того, что
в основу данного действия
положена цель, реализация которой
не подвергается сомнению при
установленных нежелательных
"Индивид действует
под влиянием аффекта, если
он стремится немедленно
3.4 Традиционное поведение
Его даже
нельзя назвать сознательным, ибо
в основе лежит притупленная
реакция на привычные
Традиционное действие связано с правилами некоторого порядка, смысл и цель которого неизвестны. При этом типе действия имеется цель, для достижения которой необходимо наличие определенной последовательности действий. В данном случае эта последовательность не просчитана. При традиционной ориентации простор для рационального осмысления сужается благодаря нормам, предписывающим в определенном случае конкретные цели и средства для их реализации.
Однако действиям,
Как указывает сам Вебер," ...чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо " осмысленно" ориентированным действием". Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Описанные Вебером типы социального действия - это не просто методологический прием, удобный для объяснения. Вебер убежден, что рационализация рационального действия - это тенденция самого исторического процесса. Четыре указанных типа действия располагаются Вебером в порядке возрастающей рациональности: если традиционное и аффективные действия можно назвать субъективно-иррациональными (объективно они могут оказаться рациональными), то ценностно-рациональное действие уже содержит в себе субъективно-рациональный момент, поскольку действующий сознательно соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью; однако этот тип действия только относительно рационален, поскольку, прежде всего, сама ценность принимается без дальнейшего опосредствования и обоснования и (в результате) не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Реально протекающее поведение индивида, говорит Вебер, ориентировано, как правило, в соответствии с двумя и более видами действия: в нём имеют место и целерациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. Правда, в разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в обществах, которые Вебер назвал «традиционными», преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, разумеется, не исключены и два более рациональных типа действия. Напротив, в индустриальном обществе наибольшее значение приобретает целерациональное действие, но все остальные типы ориентации в большей или меньшей мере присутствуют и здесь. Наконец, Вебер отмечает, что четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения,- но т.к. их можно считать самыми характерными, то для практической работы социолога они представляют собой достаточно надёжный инструмент.Типология возрастания рациональности социального действия выражала, по убеждению Вебера, объективную тенденцию исторического процесса, носившую, несмотря на множество отклонений, всемирный характер. Возрастающий вес целерационального действия, вытесняющего основные типы, приводит к рационализации экономики, управления, самого образа мышления и образа жизни человека. Универсальная рационализация сопровождается возрастанием роли науки, которая, будучи наиболее чистым проявлением рациональности, становится основой экономики и управления. Общество постепенно превращается из традиционного в современное, базирующееся на формальном рационализме.
Заключение
Идеи Макса
Вебера сегодня весьма модны для
современной социологической
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
2. Вебер М. О некоторых
категориях понимающей
3.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.
4.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.
5. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.
6. История социологии в
Западной Европе и США.
7. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. / Г.В. Осипов и др. -М., 1998.
8. Социология. Учебное пособие./ Под ред. Э.В. Тадевосяна. -М., 1995.
9. Фролов С.С. Социология. -М., 1998.
10. Кравченко А.И. "Социология М.Вебера".
Интернет-источники:
11. Интернет-ресурсы (yandex.ru, www.gumer.ru)