Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 18:39, реферат
ТЕРРОРИЗМ (Terrorism) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.
Особое место
в истории русского терроризма занимает
дело Азефа. Евно Азеф (1869–1918) – сын еврейского
портного, предложил свои услуги Департаменту
полиции в 1892, будучи студентом политехнического
института в Германии. Вернувшись в 1899
в Россию, установил связи с террористическими
группами и вскоре стал заметным деятелем
эсеровского движения. По указанию министра
внутренних дел Плеве, он проник в руководящие
структуры партии, а с 1903 возглавил Боевую
организацию эсеров. До середины 1908 сотрудничал
с полицией. Летом 1908 Азеф был разоблачен
Владимиром Бурцевым. Создатель отечественной
традиции журналистского расследования
деятельности спецслужб, Бурцев сумел
доказать факт работы Азефа на тайную
полицию. Партия эсеров провела официальное
расследование. В результате ЦК партии
социалистов-революционеров был вынужден
признать истину и объявить Азефа провокатором.
Дело Азефа нанесло непоправимый урон
партии эсеров.
Параллельно эсеровскому,
но менее организованно и в более скромных
масштабах, разворачивался террор анархистов.
Анархисты были заметны на юге и западе
Российской империи. Центры анархистского
террора – Белосток, Одесса, Рига, Вильно,
Варшава. Анархистский терроризм отличала
направленность против имущих классов
и широкое использование смертников.
Социал-демократы
в целом декларировали
Терроризм развивался
и на окраинах империи. Польская социалистическая
партия (ПСП) с конца 19 века периодически
уничтожала полицейских осведомителей
и лиц, наиболее рьяно сотрудничающих
с царской администрацией. В годы
революции ПСП создала «
В 1910-х российское
общество стабилизируется. Последнее
крупное дело в истории дореволюционного
терроризма – убийство Столыпина. В
сентябре 1911 скомпрометированный связями
с Охранным отделением, анархо-коммунист
Дмитрий Богров убил премьер-министра
в здании Киевской оперы, на глазах царя
и 92 агентов охраны.
Февральская революция
и большевистский переворот (1917) знаменовали
собой новый этап в истории
российского терроризма. Устанавливая
свою власть, большевики столкнулись
с противодействием широкой коалиции
политических и социальных сил. Враги
Советской власти, естественно, обратились
и к тактике терроризма. Они
опирались на полувековую традицию,
кадры профессионалов, сложившиеся
структуры терроризма. Но тут выяснилось,
что терроризм эффективен только
лишь в обществе, идущем по пути либерализации.
Тоталитарный режим противопоставляет
разрозненному терроризму антиправительственных
сил систематический и
Среди терактов
эпохи Гражданской войны –
убийство посла Германии графа Мирбаха
(1918), убийство видных коммунистов Урицкого
(1918) и Загорского (1919). В 1918 было осуществлено
покушение на Ленина. В 1918–1919 – несколько
взрывов в общественных местах. Так,
в сентябре 1919 анархисты из «Всероссийского
Повстанческого Комитета Революционных
Партизан» взорвали здание Московского
комитета РКП. В основном, эти теракты
осуществляли эсеры. Красный террор
уничтожил антисоветское
После окончания
Гражданской войны активисты
эмиграции пыталась осуществлять теракты
против советских представителей за
рубежом. Пример – убийство советского
дипкурьера Теодора Нетте в Латвии
(1926) и полпреда Петра Войкова
в Польше (1927). Советские спецслужбы
решили и эту проблему. Антисоветские
движения насыщались людьми из Москвы,
непримиримые активисты уничтожались.
К концу 1930-х значительная часть
эмиграции была взята под контроль.
Традиция русского терроризма была уничтожена.
Громкое дело середины 1930-х, послужившее
сигналом к разворачиванию волны
репрессий – убийство Кирова (1934)
– по одной из версий – псевдотеракт,
организованный спецслужбами СССР.
После войны
возникают два локальных очага
терроризма на территориях, аннексированных
СССР перед войной – в Прибалтике
и Западной Украине. Партизанские движения,
оперировавшие в Прибалтике и
Западной Украине, осуществляли теракты,
как против представителей органов
советской власти, так и против
советских активистов из местных
жителей. К началу 1950-х антисоветские
повстанческие движения, использовавшие
террористические методы, были разгромлены.
Терроризм исчезает из жизни советского
общества на десятилетия.
Редкие единичные
теракты становятся достоянием общественности
лишь с конца 1960-х. В 1969 армейский
лейтенант, позднее признанный душевнобольным,
пытался, стреляя из пистолета по
открытой автомашине, убить Леонида
Брежнева. В 1977 трое армянских сепаратистов
совершили взрыв самодельной
бомбы в московском метро. В 1970-х
было предпринято несколько попыток
угона самолета в Израиль. Несколько
терактов произошло во времена Перестройки.
Среди них – попытка угона
самолета семейством Овечкиных («Семь
Симеонов») в 1988.
С 1991 разворачивается
современный этап отечественной
истории. Крах советской системы
создал качественно новую реальность.
Согласно Конституции, РФ – демократическое
правовое государство. Современное
российское общество неизмеримо свободнее
советского. Иными словами, демократическая
Россия (как и любое демократическое
общество), стала потенциальным объектом
терроризма.
Теракты начинаются
во второй половине 1990-х. Ослабление государственных
институтов, экономический кризис,
формирования черного рынка оружия
и взрывчатых веществ, взрывной рост
криминального насилия (т.н. «разборок»,
заказных убийств), неконтролируемые потоки
миграции, война в Чечне и другие
факторы создали предпосылки
для возникновения терроризма.
Отдельные теракты
совершают небольшие
Неизмеримо серьезнее
серия террористических актов, связанных
с войной в Чечне. Это – взрывы
домов, взрывы на улицах и рынках, захват
общественных зданий и взятие заложников.
Теракты происходят в Дагестане,
Волгодонске, Москве. Чеченский терроризм
отличает организованный характер, хорошее
финансовое и организационно-техническое
обеспечение.
Среди самых громких акций – захват отрядом террористов под руководством Шамиля Басева роддома в городе Буденовске летом 1995. Теракт закончился переговорами и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Аналогичный захват театрального центра на ул. Дубровка в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002 завершился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников.
Идеология.
С разворачиванием терроризма внутри движения появляются свои идеологи и теоретики. Еще в 1840-х близкий немецким анархистам Вильгельм Вейтлинг (создатель одной из первых пролетарских организаций - «Союза справедливости») высказал идею непрерывной партизанской войны. Немецкий радикал, публицист Карл Гейнцен в статье Убийство объявил мораль относительным понятием и доказывал правомочность адресных убийств власть имущих. Французский анархист Брусс ввел для обоснования терроризма ставший популярным термин «пропаганда действием» (отсюда «прямое действие», «немедленное действие»). Анархо-террорист Мост, немец по происхождению, эмигрировавший в США в статье Советы террористам (1884) утверждал, что теракт – лучшее средство пропаганды. Каждый теракт находит подражателей и вызывает следующие теракты. Американская анархистка Эмма Гольдман представляла террористов мучениками подобными Христу, которые за свою веру платят своей кровью.
Известен вклад
в теорию терроризма русских анархистов
и радикалов. Прежде всего, вспоминаются
имена Бакунина, Нечаева (например,
его Катехизис революционера). Однако,
были и другие идеологи террора. К примеру,
русский максималист Иван Павлов (брошюра
Очистка человечества, 1907) развивал теорию,
согласно которой человечество делится
на этические расы. Эксплуататоры и угнетатели
передают «злобу, жестокость, жадность
и ненасытность» по наследству. А потому,
для спасения человечества, раса морально
разложившихся звероподобных дегенератов
должна быть уничтожена.
Свой вклад
в идеологию терроризма внесли идеологи
фашизма – Примо де Ривьера, Адольф
Гитлер, Йозеф Геббельс, Отто Штрассер,
Бенито Муссолини. В 1960–1970-х получил известность
теоретик городской герильи бразилец
Хуан Карлос Маригелла, автор классического
труда Мини-учебник городской герильи.
Над теорией терроризма работали лидеры
западно-германской лево-радикальной
группы Баадер-Майнхоф (например, Концепция
городской герильи и Городская герилья
и классовая борьба Ульрики Майнхоф). В
конце 1990-е в среде исламских фундаменталистов
сложились менее доступные нам идеологические
конструкции теоретиков исламского терроризма,
отрабатывающие концепцию джихада. В этой
системе представлений терроризм осмысливается
как элемент священной войны с неверными.
Говоря об идейном
багаже террористов, надо заметить, что
сепаратистские и национально-освободительные
движения, прибегающие к тактике
терроризма, ставят перед собой локальные
цели. Здесь террор – средство достижения
результата, которое (как показывают
примеры Польши или Израиля), снимается
с решением поставленной задачи. По
иному видят перспективу террористы, вдохновленные
тоталитарными идеологиями и фундаменталистскими
прочтениями религиозных доктрин – анархисты,
радикалы-коммунисты, фашисты, исламские
фундаменталисты. Для них террор выступает
как пролог освободительной мировой войны.
Терроризм понимается как камень, падение
которого стронет с места лавину. Народы
поднимутся на борьбу с империалистами,
плутократами, неверными и сметут ненавистную
власть сил мирового Зла. Здесь отчетливо
раскрывается связь идеологического терроризма
с манихейским мироощущением.
Следует отметить,
что исламский религиозный
Этика терроризма.
Проблема этики
возникает в террористическом движении
с самого начала. Ко времени возникновения
терроризма (начало 19 в.) существовал
этический кодекс тираноборчества,
согласно которому, деспот должен быть
поражен кинжалом, а убийца не пытается
скрыться с места преступления.
Среди основных
проблем этики терроризма – проблема
оправдания террора и проблема критериев
допустимости терактов, как средства
политической борьбы. Теоретики и
идеологи терроризма исходили из доставшейся
им в наследство тираноборческой
установки. Они начинали с того, что
террор допустим в обществах с
тираническим режимом, не дававших своим
гражданам возможностей легальными
способами (в рамках парламентского
процесса и демократических процедур)
бороться за утверждение своих идеалов
и переустройство общества. Логика
исторической эволюции терроризма вела
идеологов движения к тому, что
все и любые правительства, и
авторитарные, и демократические
объявлялись сатрапами и
Не менее существенна проблема случайных жертв терактов. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные жертвы. Однако логика террористической борьбы двигала боевиков ко все большим жертвам. Соответственно, идеологи терроризма стали развивать тезис о допустимости и оправданности любых, в том числе и случайных жертв. Последние объявляются «буржуями» («неверными», «инородцами») или их «прислужниками». Побеждает идея, что все, кто терпит эту власть, ответственны за нее. Они исправные налогоплательщики, с их согласия и на их деньги существует эта власть, они ее слуги и т.д. Есть и другой ответ – в гибели случайных жертв виновата власть, с которой борются террористы.