Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:18, контрольная работа
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.
Введение 2
Основные типологии семьи 2
Классификация семейных ролей 2
Проблема лидерства 2
Список литературы 2
КАМЧАТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Социология»
Тема: «Типология
семьи. Проблема лидерства»
Выполнила:
Студентка гр.08-ГУ-ЗФ Корсакова К.С. Шифр: 080055-ЗФ |
Проверил:
Преподаватель Аров В.Н. |
Петропавловск-Камчатский
2010 г.
Введение 2
Основные типологии семьи 2
Классификация семейных ролей 2
Проблема лидерства 2
Список литературы 2
Семьей
называется основанное на кровном родстве,
браке или усыновлении
Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.
Сторонники
функционализма анализируют семью
с точки зрения ее функции или
социальных потребностей, которым она
служит. За последние 200 лет основные
изменения функций семьи
Сторонники
теории конфликта придают главное
значение распределению власти внутри
семьи; исследования показывают, что
члены семьи, в большей мере владеющие
материальными средствами, имеют
большую власть. По мнению Маркса и
Энгельса, под влиянием промышленной
революции семья
Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (живущими вместе и ведущими общее хозяйство).
Э.Г.Эйдемиллер дает следующее определение семьи: «Семья – открытая, живая, развивающая система, функционирующая благодаря взаимосвязанному действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза».
Дисфункциональная
семья (дисгармоничная) – семья, которая
не обеспечивает личностного роста
каждого из своих членов и блокирует
их потребность в
В характеристику семьи исследователи включают: функции семьи, структуру семьи и динамику развития семьи.
Функция
семьи – сфера
1. Специфические функции семьи: рождение, содержание и воспитание детей;
2. Неспецифические:
накопление и передача
Отсюда вытекают основные функции семьи:
1.Репродуктивная
функция, т.е. рождение детей,
продолжение человеческого
2.Хозяйственно-бытовая
функция - участие членов семьи
в производстве средств к
3.Воспитательная
функция – развитие личности
ребенка, влияние семьи как
коллектива на ребенка и
4.Коммуникативная
функция – семья выступает
посредником в контактах со
средствами массовой
5.Эмоциональная функция – организация отдыха, досуга; эмоциональная защита.
6.Сексуально-эротическая функция.
7.Духовная функция.
Инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить их и воспитывать. Без удовлетворения потребности продолжения рода человек не чувствует себя счастливым. Появление детей преображает супругов, пробуждается родительская любовь и совершенно новые чувства у женщин – материнство, у мужчин – отцовство.
1. Структура семьи по количеству детей:
А. Бездетные семьи, если 10 лет жизни без детей; не могут иметь детей. Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.
Б. Однодетные
семьи. Здесь возможны следующие
проблемы: 1. Социокультурного плана
– ребенок будет более
В. Малодетная семья – не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и избегает их недостатки.
Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой крепкой семьей, в них мало разводов.
2. Структура семьи по составу:
А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или удочерение ребенка одним взрослым.
В России каждая 6-я семья неполная. Психологические следствия неполных семей: нарушение отношений между членами семьи, низкая успеваемость у детей, дети больше предпочитают быть вне дома. Положительный момент – дети рано взрослеют.
50 процентов всех правонарушений совершают подростки из неполных семей.
Б. Отдельная, нуклеарная семья – отдельно живущая супружеская пара с детьми или без них. Положительный момент – больше шансов для самовыражения. Отрицательный момент: молодые любят друг друга, но не умеют приходить к одному мнению либо выводу как следствие будут частые ссоры, несдержанность.
В. Расширенная семья, т.е. состоит из нескольких поколений. По статистике 70 процентов до 20 лет и 25 процентов до 30 лет молодых семей живут с родителями. Положительное в том, что нет проблем в воспитании детей, налаженный быт, сдержанность контролирует поведение молодых.
Г. Большая семья – 9 и более человек – межпоколенная или многодетная семья.
3. Структура
семьи по типу лидерства,
А. Эголитарные – решения принимаются на совместном семейном совете (60 процентов).
Б. Авторитарные - один глава семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).
4. Структура семьи по укладу:
А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).
Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается в семье (80 процентов).
В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)
5. Структура
семьи по однородности
А. Гомогенные или однородные (по образованию – 70 процентов)
Б. Социально гетерогенные (30 пр.) Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.
6. Структура семьи по качеству отношений и атмосфере в семье:
А. Благополучные семьи, где оба высоко ценят друг друга, высокий авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.
Б. Устойчивые семьи - без конфликтов, живущие долго.
В. Социально неблагополучные семьи (алкоголизм, трудные дети).
Г. Проблемные семьи, не умеющие сотрудничать, решать общие проблемы.
Д. Конфликтные
семьи - психологическая
Е. Педагогически слабые семьи, которые не в состоянии дать детям первичный запас знаний. Главное в такой семье одеть и накормить ребенка. Дети педагогически запущенные.
Ж. Нестабильные семьи - после 3 лет совместной жизни разводятся из-за неудовлетворенности в отношениях и стремлении перевоспитать друг друга. У детей из таких семей будет плохое поведение.
З. Дезорганизованные семьи - уровень отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.
7. Структура семьи по условиям семейной жизни:
А. Студенческая. Трудности материальные. Позитив – единство интересов, сплоченность, стремление к общей цели, к будущему.
Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное - могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается патерн семьи такого типа.
8. Структура
семьи по географическому
городская, сельская.
9. Структура
по направленности
- естественные потребности;
- интеллектуальная направленность;
- промежуточный тип.
10. По количеству брачных партнёров выделяют
семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя
имеет два варианта: «полиандрия» - (многомужество) и «полигония» (многожёнство).
11. «Альтернативные стили жизни семьи», к которым относят:
Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак.
12. Наконец
с точки зрения соответствия
брачно-семейных отношений
А. Патриархальные (традиционные) отношения, в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж, «отец-кормилец», обеспечивает семью, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена - не работает, воспитывает детей.
Б. Современные семьи отношения сочетаются нормами любви, эмоциональной близостью, взаимоуважение распространяется на всех членов семьи.