Типология студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:10, реферат

Описание

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

Работа состоит из  1 файл

Типол студ.docx

— 28.19 Кб (Скачать документ)

К категории "отличников-универсалов" относятся студенты, сочетающие положительные  стороны "разностороннего" и "профессионала". К сожалению, таких студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с  тем исключительно одаренных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь с отличной памятью, обогащенной в школьные годы), встречается  не так уж много.

Среди "хорошистов" можно  выделить два подтипа: 1) студенты с  хорошими способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев  они учатся неровно, по профилирующим  предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время  как по общеобразовательным иногда даже "три"; 2) студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно  по всем предметам. Представители этого  подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или  обязательному первоисточнику.

В зависимости от успеваемости среди троечников можно выделить несколько подтипов: 1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения первокурсники. Практика показывает, что продуманная система работы по адаптации первокурсников еще  только складывается, этот процесс  зачастую протекает стихийно, курс "Введение в специальность" проходит стадию становления; 2) не способные  к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала. Ключи помощи таким студентам  в руках кафедр и преподавателей - применение научной организации  учебного процесса, совершенствование  качества преподавания, осуществление  индивидуального подхода к обучению и т.д.; 3) допустившие ошибку в  выборе профессии, что заставляет думать об улучшении работы по профориентации школьников и отборе поступающих  в вузы; 4) недобросовестно относящиеся  к учебе. Как правило, это студенты, представляющие свою будущую деятельность (и жизнь) легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. Поэтому в вузе они настроились  не на труд, а на отдых и развлечения, стремятся "прийти к диплому" с  наименьшим напряжением сил. Они  нерационально используют время, ловчат, занимаются только во время сессии, стараются обмануть преподавателя во время экзаменов (шпаргалки и т.д.).

Взяв за отправную точку  анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы качеств, которые  должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского [1], характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую  деятельность (активную жизненную  позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в  коллективе).

Разработанная В. Т. Лисовским  типология студентов выглядит следующим  образом:

1. "Гармоничный". Выбрал  свою специальность осознанно.  Учится очень хорошо, активно  участвует в научной и общественной  работе. Развит, культурен, общителен,  глубоко и серьезно интересуется  литературой и искусством, событиями  общественной жизни, занимается  спортом. Непримирим к недостаткам,  честен и порядочен. Пользуется  авторитетом в коллективе как  хороший и надежный товарищ.

2. "Профессионал". Выбрал  свою специальность осознанно.  Учится, как правило, хорошо. В  научно-исследовательской работе  участвует редко, так как ориентирован  на послевузовскую практическую  деятельность. Принимает участие  в общественной работе, добросовестно  выполняя поручения. По мере  возможности занимается спортом,  интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба.  Непримирим к недостаткам, честен  и порядочен. Пользуется уважением  в коллективе.

3. "Академик". Выбрал  свою специальность осознанно.  Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре.  Поэтому много времени отдает  научно-исследовательской работе, порой  в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему  свойственна ярко выраженная  склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает  над другими интересами и порой  отрицательно сказывается на  учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию  выбрал верно. Интересуется литературой  и искусством, заводила в сфере  досуга.

5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако  в научной работе участвует  редко, так как его интересы  направлены в основном в сферу  литературы и искусства. Ему  свойственны развитый эстетический  вкус, широкий кругозор, глубоко  художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал  специальность не совсем осознанно,  но учится добросовестно, прилагая  максимум усилий. И хотя не  обладает развитыми способностями,  но задолженностей, как правило,  не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется  слабо, так как много времени  занимает учеба, но любит бывать  в кино, на эстрадных концертах  и дискотеках. Физкультурой занимается  в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как  получится", не прилагая особых  усилий. И даже гордится этим. Его принцип: "Получу диплом  и буду работать не хуже  других". Выбирая профессию, особенно  не задумывался. Однако убежден,  что раз поступил, то вуз нужно  закончить. Старается учиться  хорошо, хотя от учебы не испытывает  удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек,  как правило, способный, но  избранная специальность оказалась  для него малопривлекательной.  Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается  учиться хорошо, хотя от учебы  не испытывает удовлетворения. Стремится  утвердить себя в различного  рода хобби, искусстве, спорте.

9. "Лентяй". Учится, как  правило, слабо, по принципу "наименьшей  затраты сил". Но вполне доволен  собой. О своем профессиональном  признании не задумывается всерьез.  В научно-исследовательской и  общественной работе участия  не принимает. В коллективе  студенческой группы к нему  относятся как к "балласту". Иногда норовит словчить, воспользоваться  шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов  в основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему  свойствен творческий подход  к любому делу - будь то учеба  или общественная работа, или  сфера досуга. Зато те занятия,  где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его  не увлекают. Поэтому, как правило,  учится неровно, по принципу "мне  это интересно" или "мне  это не интересно". Занимаясь  научно-исследовательской работой,  ищет оригинальное самостоятельное  решение проблем, не считаясь  с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило,  успешно учится на так называемых  престижных факультетах, свысока  относится к студентам, обучающимся  массовым профессиям. Стремится  к лидерству в компании себе  подобных, к остальным же студентам  относится пренебрежительно. "Обо  всем" наслышан, хотя знания его  избирательны. В сфере искусства  интересуется главным образом  "модными" течениями. Всегда  имеет "свое мнение", отличное  от мнения "массы". Завсегдатай  кафе, модных диско-клубов.

Если в 80-е гг. по результатам  проведенных исследований большинство  студентов относили себя к типам: "профессионал", "академик", "любитель искусства", т.е. к типам  студентов, в основном ориентированных  на учебу, то в 90-е гг. картина стала  меняться: около 30% опрошенных студентов  отнесли себя к "середнякам", около 15% - к "лентяям". ("Лень - мое постоянное состояние", - добавляли они.) Некоторые - к типу "центровиков", определяющей чертой которых является стремление к удовольствиям жизни.

Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя и преподавателей: в своей студенческой среде они выделяют группы:

1) отличникн-"зубрнлы" - те, которые постоянно посещают  занятия и путем труда достигают  хороших результатов, они очень  дисциплинированны, из них выбирают "старост";

2) отличники-"умные" - те, которые обладают высоким интеллектом,  сильной школьной базой и своими  вопросами могут поставить некоторых  преподавателей в неловкое положение.  Они считают: "К чему ходить  на каждое занятие, ведь мы  и так умные". Вообще учатся  по принципу "всего понемножку";

3) "труженики" - студенты, которые постоянно учатся, но  в силу своих умственных способностей  успехами в учебе не блещут;

4) "случайные" - контингент  разнообразный: девушки, которые  хотят стать дипломированными  женами, парни, "косящие от армии", хулиганы, которых родители "всунули  в вуз", лишь бы они чем-нибудь  занимались, и т.п.

А среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

1) преподаватели-"вечные  студенты" - они понимают студентов,  видят в студентах личность, охотно  дискутируют на разные темы, обладают  высоким интеллектом и профессионализмом;

2) преподаватели-"бывшие  моряки" - пытающиеся установить  военную дисциплину в вузе; под  словом "дисциплина" эти люди  понимают тотальное безоговорочное  принятие их точки зрения, они  ценят "рабство", а не интеллект  и умение логически мыслить,  пытаются задавить личность, "я"-студента  путем административных мер;

3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют  студентам все делать, лишь бы  им не мешали.

Старшекурсники среди  преподавателей видят "безразличных", "завистливых", "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто "выкладывается  в работе", "наслаждается работой  со студентами - "гурманы", "друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт": "знает  предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен  ни себе, ни студентам".


Информация о работе Типология студентов