Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:10, реферат
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.
К категории "отличников-универсалов" относятся студенты, сочетающие положительные стороны "разностороннего" и "профессионала". К сожалению, таких студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с тем исключительно одаренных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь с отличной памятью, обогащенной в школьные годы), встречается не так уж много.
Среди "хорошистов" можно выделить два подтипа: 1) студенты с хорошими способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев они учатся неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время как по общеобразовательным иногда даже "три"; 2) студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно по всем предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному первоисточнику.
В зависимости от успеваемости
среди троечников можно выделить
несколько подтипов: 1) не адаптировавшиеся
к специфическим условиям вузовского
обучения первокурсники. Практика показывает,
что продуманная система работы
по адаптации первокурсников еще
только складывается, этот процесс
зачастую протекает стихийно, курс
"Введение в специальность" проходит
стадию становления; 2) не способные
к восприятию качества или логики
изложения предлагаемого
Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского [1], характеризовать студента, а именно ориентацию на:
1) учебу, науку, профессию;
2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);
3) культуру (высокую духовность);
4) коллектив (общение в коллективе).
Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:
1. "Гармоничный". Выбрал
свою специальность осознанно.
Учится очень хорошо, активно
участвует в научной и
2. "Профессионал". Выбрал
свою специальность осознанно.
Учится, как правило, хорошо. В
научно-исследовательской
3. "Академик". Выбрал
свою специальность осознанно.
Учится только на "отлично".
Ориентирован на учебу в
4. "Общественник". Ему
свойственна ярко выраженная
склонность к общественной
5. "Любитель искусств".
Учится, как правило, хорошо, однако
в научной работе участвует
редко, так как его интересы
направлены в основном в сферу
литературы и искусства. Ему
свойственны развитый
6. "Старательный". Выбрал
специальность не совсем
7. "Середняк". Учится "как
получится", не прилагая особых
усилий. И даже гордится этим.
Его принцип: "Получу диплом
и буду работать не хуже
других". Выбирая профессию, особенно
не задумывался. Однако
8. "Разочарованный". Человек,
как правило, способный, но
избранная специальность
9. "Лентяй". Учится, как
правило, слабо, по принципу "наименьшей
затраты сил". Но вполне доволен
собой. О своем
10. "Творческий". Ему
свойствен творческий подход
к любому делу - будь то учеба
или общественная работа, или
сфера досуга. Зато те занятия,
где необходимы усидчивость,
11. "Богемный". Как правило,
успешно учится на так
Если в 80-е гг. по результатам проведенных исследований большинство студентов относили себя к типам: "профессионал", "академик", "любитель искусства", т.е. к типам студентов, в основном ориентированных на учебу, то в 90-е гг. картина стала меняться: около 30% опрошенных студентов отнесли себя к "середнякам", около 15% - к "лентяям". ("Лень - мое постоянное состояние", - добавляли они.) Некоторые - к типу "центровиков", определяющей чертой которых является стремление к удовольствиям жизни.
Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя и преподавателей: в своей студенческой среде они выделяют группы:
1) отличникн-"зубрнлы"
- те, которые постоянно посещают
занятия и путем труда
2) отличники-"умные" - те,
которые обладают высоким
3) "труженики" - студенты,
которые постоянно учатся, но
в силу своих умственных
4) "случайные" - контингент
разнообразный: девушки,
А среди современных
1) преподаватели-"вечные
студенты" - они понимают студентов,
видят в студентах личность, охотно
дискутируют на разные темы, обладают
высоким интеллектом и
2) преподаватели-"бывшие
моряки" - пытающиеся установить
военную дисциплину в вузе; под
словом "дисциплина" эти люди
понимают тотальное
3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали.
Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных", "завистливых", "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто "выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы", "друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".