Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:40, реферат
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.
Типы стратификационных
систем
Существует множество
стратификационных критериев, по которым
можно делить любое общество. С
каждым из них связаны особые способы
детерминации и воспроизводства
социального неравенства. Характер
социального расслоения и способ
его утверждения в своем
Когда заходит речь
об основных типах стратификационных
систем, обычно дается описание кастовой,
рабовладельческой, сословной и
классовой дифференциации. При этом
принято отождествлять их с историческими
типами общественного устройства, наблюдаемыми
в современном мире или уже
безвозвратно ушедшими в прошлое.
Ниже предлагается
девять типов стратификационных
систем, которые, по моему мнению, могут
быть использованы для описания любого
социального организма, а именно:
- физико-генетическая;
- рабовладельческая;
- кастовая;
- сословная;
- эктаратическая;
- социально - профессиональная;
- классовая;
- культурно - символическая;
- культурно - нормативная;
В основе первого
типа физико-генетической стратификационной
системы лежит дифференциация социальных
групп по “естественным” социально
- демографическим признакам. Здесь
отношение к человеку или группе
определяется полом, возрастом и
наличием определенных физических качеств
- силы, красоты, ловкости. Соответственно,
более слабые, обладающие физическими
недостатками считаются ущербными
и занимают приниженное общественное
положение.
Неравенство в данном
случае утверждается существованием угрозы
физического насилия или его
фактическим применением, а затем
закрепляется в обычаях и ритуалах.
Эта “естественная”
стратификационная система
Система, ранжирующая
людей по способности к физическому
насилию, - во многом продукт милитаризма
древних и современных обществ.
В настоящее время, хотя и лишенная
былого значения, она все же поддерживается
военной, спортивной и сексуально -
эротической пропагандой.
Вторая стратификационная
система - рабовладельческая - так же
основана на прямом насилии. Но неравенство
людей здесь детерминируется
не физическим, а военно-физическим
принуждением. Социальные группы различаются
по наличию или отсутствию гражданских
прав и прав собственности. Определенные
социальные группы этих прав лишены совершенно
и, более того, наравне с вещами
превращены в объект частной собственности.
Причем положение это чаще всего
передается по наследству и таким
образом закрепляется в поколениях.
Примеры рабовладельческих
Способы воспроизведения
рабовладельческой системы тоже
характеризуются значительным разнообразием.
Античное рабство держалось в
основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной
Руси более было долговое, кабальное рабство.
Практика продажи собственных детей при
отсутствии возможности их прокормить
существовала, например, в средневековом
Китае. Там же обращали в рабов разного
рода преступников (в том числе, и политических).
Эта практика была практически воспроизведена
много позднее в советском ГУЛАГе (хотя
частное рабовладение осуществлялось
здесь в скрытых вне юридических формах).
Третий тип стратификационной
системы - кастовая. В ее основе лежат
этнические различия, которые, в свою
очередь, закрепляются религиозным
порядком и религиозными ритуалами.
Каждая каста представляет собой
замкнутую, насколько это возможно,
эндогамную группу, которой отводится
строго определенное место в общественной
иерархии. Это место появляется в
результате обособления особых функций
каждой касты в системе разделения
труда. Существует четкий перечень занятий,
которыми члены этой касты могут
заниматься: жреческие, воинские, земледельческие.
Поскольку положение в кастовой
системе передается по наследству,
возможности социальной мобильности
здесь крайне ограничены.
И чем сильнее
выражена кастовость, тем более закрытым
оказывается данное общество. Классическим
примером общества с господством
кастовой системы по праву считается
Индия (юридически эта система была
отменена лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и
в более сглаженном виде, кастовая
система воспроизводится не только
в Индии, но , например, в клановом
строе среднеазиатских
Четвертый тип представлен
сословной стратификационной
Примерами развитых
сословных систем являются феодальные
западноевропейские общества или феодальная
Россия. Сословие - это, в первую очередь,
юридическое, а не, скажем, этническо-религиозное
или экономическое деление. Важно
также и то, что принадлежность
к сословию передается по наследству,
способствуя относительной
Некоторое сходство
с сословной системой наблюдается
в представляющей пятый тип эктаратической
системе (от французского и греческого
- “государственная власть”). В ней
дифференциация между группами происходит,
в первую очередь, по их положению
во властно государственных
Все прочие различия
- демографические и религиозно -
этнические, экономические и культурные
играют производную роль. Масштабы
и характер дифференциации (объемы
властных полномочий) в эктаратической
системе находятся под
Этакратическая система
обнаруживается с тем большей
силой, чем более авторитарный характер
принимает государственное
Далее следует шестая,
социально - профессиональная стратификационная
система. Здесь группы делятся по
содержанию и условиям своего труда.
Особую роль выполняют квалификационные
требования, предъявляемые к той
или иной профессиональной роли - обладание
соответствующим опытом, умениями и
навыками. Утверждение и подержание
иерархических порядков в данной
системе осуществляется при помощи
сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий,
патентов), фиксирующих уровень
Седьмой тип представлен
популярной классовой системой. Классовый
подход нередко противопоставляют
стратификационному. Но для нас классовое
членение есть лишь частный случай
социальной стратификации. Из множества
трактовок понятия “класса” мы
остановимся в данном случае на более
традиционной - социально - экономической.
В данной трактовке классы представляют
социальные группы свободных в политическом
и правовом отношении граждан. Различия
между группами прежде всего в характере
и размерах собственности на средства
производства и производимый продукт,
а также в уровне получаемых доходов и
личного материального благосостояния.
В отличие от многих предыдущих типов,
принадлежность к классам - буржуа, пролетариев,
самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется
высшими властями, не устанавливается
законодательно и не передается по наследству.
В чистом виде классовая система вообще
не содержит никаких внутренних формальных
перегородок (экономическое преуспевание
автоматически переводит вас в более высокую
группу).
Экономически эгалитарные
сообщества, где совершенно отсутствует
классовая дифференциация, явление
довольно редкое и неустойчивое. Но
на протяжении большей части человеческой
истории классовые членения все
же носят подчиненный характер. На
передний план они выходят, пожалуй,
только в буржуазных западных обществах.
А наибольших высот классовая
система достигает в
Восьмой тип - культурно
- символический. Дифференциация возникает
здесь из различий доступа к социально
значимой информации, неравных возможностей
фильтровать и интерпретировать
эту информацию, способностей быть
носителем сакрального знания (мистического
или научного). В древности эта
роль отводилась жрецам, магам и
шаманам, в средневековье - служителям
церкви, составляющим основную массу
грамотного населения, толкователям священных
текстов, в новое время - ученым, технократам
и партийным идеологам, Претензии
на общение с божественными
Несколько упрощая
картину, можно сказать, что для
доиндустриальных обществ более
характерно теократическое манипулирование;
для индустриальных - партократическое;
а для пост - индустриальных - технократическое.
Девятый тип стратификационной
системы следует назвать
Элита не является категорией
только политики. В современном обществе
существует множество элит - политические,
военные, экономические, профессиональные.
Где-то эти элиты переплетаются,
где-то соперничают друг с другом.
Можно сказать, что существует столько
элит, сколько есть областей социальной
жизни. Но какую бы сферу мы ни взяли,
элита по сути – это меньшинство,
противостоящее остальной части
общества, его средним и нижним
слоям как некоей “массе”. При
этом положение элиты как высшего
сословия или касты может закрепляться
формальным законом или религиозным
уложением, а может достигаться
совершенно неформальным образом.