Траектория жизненного пути индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель – выявить влияние социальной жизни на формирование жизненного пути личности на основе исследования, проведённого среди студентов.
Задачи:
Определить понятие социальной жизни.
Изучить компоненты социальной жизни.
Дать понятие жизненному пути личности.
Охарактеризовать траекторию человеческой жизни.
Выявить зависимость жизненного пути личности от её жизни в обществе.

Содержание

Введение с3-4
1. Понятие социальной жизни с5-6
2.Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисные элементы социальной жизни с9-13
3. Понятие «жизненный путь» с14-19
4. Траектория человеческой жизни с20-21
5. Зависимость траектории жизненного пути личности от условий её жизни в обществе с22-24
Заключение с25
Список использованной литературы с26

Работа состоит из  1 файл

Социальная жизнь и траектория жизненного пути личности.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Социальная  связь есть не что иное как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия.

     Рассмотрим  более подробно такие элементы  социальной жизни как социальное действие и взаимодействие.

     Согласно  М.Веберу: "социальное действие, включая невмешательство или терпеливое принятие, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей".8

     Социальное действие должно быть  ориентировано на других людей, иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно,  действие социальное.  Характерен  в  этом  отношении следующий пример. Случайное столкновение  велосипедистов  может быть не более,  чем происшествием, подобно  явлению природы,  но попытка избежать столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие.

     Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать. Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации, совокупности вещественных, социальных и культурных условий. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств - своеобразная плата, которую действующее лицо должно платить за спокойные, надежные, цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

     В социологии принято выделять следующие виды социальных действий: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективное и традиционное.

     М.Вебер  в основание классификации социальных действий положил целерациональное действие, которое характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства наиболее эффективны. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств.

     Однако  носят ли социальные действия всегда в реальной жизни осознанный и рациональный характер? Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно.

     Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально-понятой цели, действие по словам М.Вебера, всегда подчинено "заповедям" или требованиям, в повиновении которым данный человек видит долг. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; в разрешении противоречий между целью и ориентацией на другого он полностью полагается на принятые им ценности.

       Существуют также аффективное и традиционное действия. Аффективное действие иррационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность.9

     В реальной жизни  встречаются  все  перечисленные виды социальных действий. Некоторые из них,  в частности,  традиционно-нравственные, вообще могут являться характерными, типичными для определенных слоев общества. Что касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, привычному  к ориентации на свой долг перед товарищами, родителями, Отечеством. Модель социального действия позволяет выявить качественные критерии эффективности  организации  социальных  связей. Если социальные связи позволяют удовлетворить потребности, реализовать свои цели, то такие связи могут быть признаны разумными. Если данная  цель взаимосвязей не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуждающая к перестройке данной системы социальных связей. Изменение социальных связей может ограничиться незначительными корректировками, а может  потребовать  и кардинальных  изменений всей системы связей. Возьмем,  к примеру, преобразования  последних  лет в нашей стране. Повышения уровня жизни, большей свободы мы стремились вначале достичь не проводя  коренных социальных изменений.  Но когда выяснили, что, решить  эти проблемы  в рамках социалистических  принципов  не дали желаемого результата, в обществе стали нарастать настроения в пользу более радикальных изменений системы общественных отношений.

     Социальная  связь выступает в виде как  социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальное взаимодействие - систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.10

     Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д. Большую роль в осуществлении взаимодействия играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами  и социальными  группами друг к другу, перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым, постоянным. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам  и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера  взаимодействия и даже к прерыванию в общении.

     Выделяются  два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество.

     Сотрудничество  подразумевает  взаимосвязанные  действия  индивидов, направленные  на  достижение  общих  целей,  с обоюдной  выгодой для взаимодействующих  сторон.  Взаимодействие  на основе  соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Если на основе сотрудничества возникают чувства благодарности, потребности в общении, желание уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, злобы.

     Социальное  взаимодействие изучается на двух уровнях: микро- и макроуровне. На микроуровне изучается взаимодействие людей друг с другом. Макроуровень включает такие крупные структуры как правительство и торговля, и такие институты как религия и семья. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на обеих уровнях. Итак, по всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в глубокое, сопряжимое взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. Социальные связи представляют таким образом множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают разные типы отношений между людьми. Отношения, которые связывают социального субъекта (индивида, социальную группу) с объективной действительностью, и которые направлены на ее преобразование, называются человеческой деятельностью. Целенаправленная человеческая деятельность состоит из отдельных действий и взаимодействий. В целом человеческая деятельность отличается творчески преобразующим характером, активностью и предметностью. Она может быть материальной и духовной, практической и теоретической, преобразовательной  и познавательной  и т.п.  В основе  человеческой деятельности лежит социальное действие.11 

     3.Понятие «жизненный путь». 

     Изучение  жизненного пути — одна из центральных, ключевых проблем современного человековедения, в которой сфокусированы фундаментальные  интересы философии, социологии, психологии, демографии, этнографии, истории, антропологии и многих других наук. Тема эта весьма многогранна и подразумевает множество разных вопросов.

     До  недавнего времени эти вопросы  обсуждались главным образом  на философском, теоретико-методологическом уровне; специальные науки изучали лишь отдельные, частные их аспекты. Однако в 1970-х гг. в мировой науке произошел скачок. В психологии развития, которую у нас до сих пор по инерции называют возрастной психологией, возникло новое предметное и одновременно теоретико-методологическое направление — изучение развития человека на всем протяжении его жизни, от рождения до смерти. В социологии конституировалась сначала теория возрастной стратификации, а затем — историческая социология жизненного пути, основанная на широком применении когортного12 и поколенного анализа.

     Длительность  индивидуального жизненного пути, членение и конкретное содержание его этапов существенно варьируют в разных обществах и у представителей разных классов одного и того же общества. Индивиды, принадлежащие к господствующим классам, имеют гораздо больше шансов на продолжительную жизнь, обладают более длительным детством и т.п. В современной науке существуют три главных термина для описания индивидуального развития в его целом — время жизни, жизненный цикл и жизненный путь. Хотя их нередко используют как синонимы, они существенно различны по содержанию.                                  Время жизни, ее протяженность или пространство (англ. life - time или life – span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Чем заполнено это временное пространство, термин не уточняет. Продолжительность жизни имеет важные социальные и психологические последствия. От нее во многом зависит, например, длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» — понятие формальное, обозначающее хронологические рамки индивидуального существования, безотносительно к его содержанию. 13

     Понятие «жизненный цикл»  более  определенно и содержательно. Оно предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.), — один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Организм нормально проходит фазы рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), после чего тот же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Метафора «впадающей в детство» старости отражает ряд вполне реальных психофизиологических процессов ослабления сознательного самоконтроля, изменения временной перспективы, ослабления половой дифференциации и т.д. Однако понятие «жизненного цикла» предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем важнейшие процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами. И это взаимодействие не всегда укладывается в циклическую схему. Хотя трудовую жизнь личности можно представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию, данная модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не вписываются. То же можно сказать и о социологическом понятии «семейный цикл». Чем шире круг подвергающихся анализу деятельностей и отношений, тем меньше индивидуальная биография походит на циклический процесс. Даже если каждый отдельный ее аспект или компонент может быть концептуализирован как некоторый цикл («биологический жизненный цикл», «семейный цикл», «цикл профессиональной карьеры»), биография в целом представляется многомерной, подчиненной нескольким разным, не сводимым друг к другу ритмам. Это побуждает ученых рассматривать человеческую жизнь не как сумму вариаций на заданную тему, а как открытую систему, как историю, в которой наряду с определенными инвариантами есть пробы, гипотезы, проблемы, перемены и т.п.                   Наиболее емкий и употребительный термин для описания этого —«жизненный путь». Понятие жизненного пути отличается от «жизненного цикла» прежде всего многомерностью, тем, что оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны. В основе его периодизации — не линейные, раз и навсегда определенные фазы, а конкретные жизненные события. Время, последовательность и способ осуществления любого жизненного события, будь то вступление в брак или выход на пенсию, не менее важны, чем сам факт, что данное событие имело место.14 

     Жизненный путь – совокупность разных тенденций  и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений. 15

     Жизненный путь – сумма жизненных событий, социальная биография индивида, разделённая на последовательные этапы, индивидуальная история. Это понятие описывает не то общее с другими, что у человека есть, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря - индивидуально-неповторимую траекторию жизни.

     Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их называют поворотными событиями биографии человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. Подобные события не относятся к жизненному пути.

     Жизненный путь – это не хроника факторов, а последовательность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды  на жизнь, отношение к людям, характер человека. Так, служба в армии для одного человека может стать неприметным фактом биографии, а для другого – поворотным событием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути.16

     Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий.17

     Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.18

     Стратегия жизненного пути:

     •  Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего..

     •  Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

     •  Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

Информация о работе Траектория жизненного пути индивида