Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:47, реферат
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. В данной курсовой работе автор попытается раскрыть причины возникновения конфликтов в организациях (трудовых конфликтов).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие трудового конфликта и его основные характеристики
1.1. Понятие трудового конфликта
1.2. Структура трудового конфликта
1.3. Предмет трудового конфликта
1.4. Субъекты, участники трудового конфликта
1.5. Объект трудового конфликта
1.6. Инцидент
1.7. Функции трудовых конфликтов
1.8. Виды трудовых конфликтов
1.9. Причины трудовых конфликтов
ГЛАВА 2. Этапность трудового конфликта
ГЛАВА 3. Методы предупреждение и разрешение трудовых конфликтов
3.1. Деловые переговоры как способ предупреждения и разрешение конфликта
3.2. Организационные институты разрешения трудовых конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.6. Инцидент
Чтобы конфликт произошел, нужно накопление недовольство и действия со стороны участников, направленные на овладение объектом. Неудовлетворенность, например, условиями труда, может иметь место в течение достаточно длительного времени, но конфликтных действий работников могут не возникать. Составляющими конфликта, по мнению Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк являются конфликтная ситуация плюс инцидент. Конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Инцидент может возникнуть либо объективно, независимо от воли и желания сторон, и быть связанным с конфликтной ситуацией (например, дальнейшее ухудшение в системе оплаты труда работников). Либо возникнуть случайно - не быть связанным с конфликтной ситуацией. Например, межличностный конфликт работника с руководителем может побудить к конфликту из-за системы оплаты труда, если уже имелось недовольство оплатой и сформировалась готовность работника заявить об этом.
1.7. Функции трудовых конфликтов
1. Сигнальная. Возникновение трудового конфликта говорит о возникновении разногласий в системе социально-трудовых отношений, об обострении противоречий в жизни производственной организации и о том, что стороны вступили в деловые контакты, чтобы решить назревшие проблемы.
2. Интегративная (дезинтегративная). Трудовой конфликт приводит к тому, что единый до того коллектив разделяется на отдельные группы, члены, которых сплачиваются между собой; стороны приходят к выводу, что не целесообразнее добиваться успеха в одиночку и объединяют свои усилия для достижения поставленной цели. В результате происходит изменение баланса индивидуальных, групповых, коллективных интересов. Например. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает конфронтацию во взаимоотношениях администрации с работниками, а, с другой, повышает сплоченность рабочих.
3. Инновационная, социализирующая. В ходе трудового конфликта вырабатываются новые правила и нормы трудового взаимодействия, с помощью которых преодолеваются препятствия в системе социально-трудовых отношений, мешающие экономическому и социальному развитию коллектива. Вырабатываются новые нормы поведения, ценности и установки у субъектов конфликта.
4. Позитивная (негативная). Позитивная функция трудового конфликта как раз и состоит в совершенствовании системы социально-трудовых отношений. Если трудовой конфликт приводит к дезинтеграции производство и сопровождается ощутимыми потерями ресурсов (производственных, экономических, трудовых и пр.) то на лицо негативная функция конфликта.
5. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в изменении социально-психологического, эмоционального климата в производственной организации. Трудовой конфликт часто сопровождается эмоциональной напряженностью во взаимоотношениях субъектов конфликта, у отдельных работников и членов администрации появляется взаимная неприязнь, раздражительность, несдержанность в общении, что существенно затрудняет поиск взаимоприемлемого решения проблемы из-за возникающих стрессов у его участников, через конфронтацию частных и общественных интересов.
1.8. Виды трудовых конфликтов
В зависимости от структурного уровня организации субъектов, вовлеченных в трудовой конфликт, выделяются вертикальные и горизонтальные конфликты, межличностные и межгрупповые. Вертикальные это конфликты между руководителями и подчиненными. Горизонтальные - между субъектами одного уровня: например, между работниками в бригаде. Межличностные трудовые конфликты это конфликты между отдельными работниками, межгрупповые - конфликты, в которых принимают участие целые группы работников. Некоторые исследователи выделяют и еще один тип: деловые конфликты - конфликты из-за недостатков организации и планирования труда. А также межличностные, подразумевая под ними не просто конфликты между отдельными работниками, но такие конфликты, в основе которых лежат различия между особенностями темперамента, характера, мировоззрения, ценностями.
В свою очередь выделяют следующие групповые трудовые конфликты: между трудовым коллективом и администрацией различного уровня, (работодателем), трудовым коллективом и руководством отрасли, или профсоюзным комитетом, между администрацией и профкомом, трудовыми коллективами разных организаций, между трудовыми коллективами и органами управления государства.
1.9. Причины трудовых конфликтов
Среди типичных причин трудовых конфликтов выделяются:
недостатки в работе администрации в планировании и организации труда; это все что связано с нарушением принципов управления (см. принципы управления Файоля);
бюрократическое отношение администрации к интересам работников;
бездействие администрации в улучшении условий труда;
незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства;
девальвация ценностей трудовой культуры;
снижение трудовых и социальных гарантий работающих;
низкая заработная плата, несправедливые расценки;
несвоевременная выплата заработной платы;
нецелевое расходование руководителями финансовых средств;
нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.;
рост безработицы;
обнищание населения, включая наемных работников.
Трудового конфликта как социального явление представляет сложный социально-психологический процесс.
Трудовой конфликт как социально-психологический процесс: стадии, фазы, механизм протекания.
Среди форм (признаков) проявления недовольства и разрешения противоречий в системе социально-трудовых от ношения выделяются:
1. Молчаливое недовольство, бойкот. Довольно распространенная форма проявления трудового конфликта. Образцом может быть ситуация, когда, например, из-за задержек заработной платы, работники стараются к минимуму свести общение с руководством фирмы, не желают выступать на производственных совещаниях и пр.
2. Открытое недовольство - устные или письменные заявления. Это может быть: выступления на собраниях работников, обращение к вышестоящему руководству, обращение в прессу на радио и телевидение, обращение за поддержкой к народным депутатам, партиям, предъявление требований непосредственно или через посредников (например, профсоюзы), обращение в комиссии по трудовым спорам.
3. Конфликтные действия: организация пикетов, локаутов, забастовки.
Понять трудовой конфликт как социально-психологический процесс помогает концепция социальной напряженности. Трудовой конфликт является этапом развития социальной напряженности и развития противоречий в системе социально-трудовых отношений. Теория социальной напряженности развивалась К.Райтом, К.Лоренцем, А.Харитоновым, В.О.Рукавишниковым и другими учеными. В понятии «социальная напряженность» отразились идеи Р. Дарендорфа, выделявшего три ключевых момента в изучении социального конфликта:
o каким образом в структуре общества возникают конфликтующие группы;
o какие формы принимает борьба конфликтующих групп;
o как влияет групповой конфликт на изменение социальной структуры.
Социальная напряженность складывается из 3-х факторов:
o неудовлетворенности (под которой понимается недовольство субъектов условиями жизнедеятельности),
o способов проявления неудовлетворенности,
o массовости (массового выражения недовольства).
На социальную напряженность влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: политические, экономические, технические, организационные, включая недостатки условий труда. К внутренним факторам относятся потребности, ценностью ориентации, статус, психофизиологические, психологические и другие характеристики личности. При нормальном взаимодействии субъектов социальная напряженность колеблется в пределах нормы - фона, при катастрофическом развитии она переходит границы нормы и становится сверх напряженностью, взрывающей сложившуюся систему взаимоотношений. Надо заметить, что четко определенной границы нормы не существует, она специфична для разных социальных субъектов.
В качестве этапов развития социальной напряженности (СН) выделяют несколько стадий:
На первой стадии социальной напряженности над конфликтами преобладают ожидания (молчаливое недовольство), поиски средств для удовлетворения доминантной потребности группы, отдельных работников.
Вторая стадия - латентная - скрытая. Затяжное ожидание в удовлетворении потребности вызывает нарастающую неудовлетворенность, настороженность, подозрение и разочарование. Расширение факторов, вызывающих неудовлетворение, повышает уровень осознания межгрупповой противоположности у субъектов.
На следующей (третьей) стадии вследствие роста недовольства происходит осознание субъектом (субъектами) конфликтной ситуации, вырабатываются и предъявляются требования к решению назревших проблем. Затем (четвертая стадия) происходит или снятие напряженности вследствие реальных конструктивных социальных действий или провоцируется социальный конфликт - открытое столкновение сторон вследствие неприятия требований или попыток их подавления. Поводом мог послужить любой инцидент - непосредственные взаимодействия сторон по овладению объектом конфликта, при реализации требований сторон или неосторожно брошенные слова.
Далее (пятая стадия) - начинается ускоренное развитие социального конфликта: требования расширяются и приобретают более категоричный характер, идет интенсивный обмен обвинениями, возникают взаимные угрозы сторон; развертываются реальные острые социальные действия; возникает взаимная неприязнь и даже ненависть у участников конфликта. Примером, применительно к трудовым конфликтам, может служить ситуация, когда предупреждения о готовности начать локаут или забастовку перерастают в организацию пикетов, локаутов, забастовки. То есть конфликт вступает в открытую стадию столкновения.
Неприятие мер по разрешению конфликта может привести к массовому проявлению недовольства. Начинается шестая - кульминационная стадия развития конфликта: конфликт начинает носить масштабный характер - число участников увеличивается, стороны прибегают к силовому решению проблемы, социальный и экономический ущерб от возникшего конфликта становится все более ощутим.
Любой конфликт находит свое разрешение. Поэтому выделяется - последняя - седьмая стадия развития социальной напряженности - разрешение, прекращение социального конфликта.
Аналогичной позиции в выделении стадий развития конфликта придерживаются другие ученые, который выделяет следующие семь этапов: напряженность, несогласие, соперничество, враждебность, агрессивность, насилие. Как разрешить трудовой конфликт? Как согласовать интересы сторон? Забегая вперед, отметим. Одним из плодотворных методов согласования интересов на ранней стадии социальной напряженности как раз и является метод переговоров. Но прежде чем говорить о способах разрешения трудового конфликта, более подробно рассмотрим социологические характеристика производственной забастовки и саму забастовку как форму трудового конфликта.
Глава 2. Этапность трудового конфликта
В качестве этапов развития социальной напряженности (СН) выделяют несколько стадий:
На первой стадии социальной напряженности над конфликтами преобладают ожидания (молчаливое недовольство), поиски средств для удовлетворения доминантной потребности группы, отдельных работников.
Вторая стадия - латентная - скрытая. Затяжное ожидание в удовлетворении потребности вызывает нарастающую неудовлетворенность, настороженность, подозрение и разочарование. Расширение факторов, вызывающих неудовлетворение, повышает уровень осознания межгрупповой противоположности у субъектов.
На следующей (третьей) стадии вследствие роста недовольства происходит осознание субъектом (субъектами) конфликтной ситуации, вырабатываются и предъявляются требования к решению назревших проблем. Затем (четвертая стадия) происходит или снятие напряженности вследствие реальных конструктивных социальных действий или провоцируется социальный конфликт - открытое столкновение сторон вследствие неприятия требований или попыток их подавления. Поводом мог послужить любой инцидент - непосредственные взаимодействия сторон по овладению объектом конфликта, при реализации требований сторон или неосторожно брошенные слова.
Далее (пятая стадия) - начинается ускоренное развитие социального конфликта: требования расширяются и приобретают более категоричный характер, идет интенсивный обмен обвинениями, возникают взаимные угрозы сторон; развертываются реальные острые социальные действия; возникает взаимная неприязнь и даже ненависть у участников конфликта. Примером, применительно к трудовым конфликтам, может служить ситуация, когда предупреждения о готовности начать локаут или забастовку перерастают в организацию пикетов, локаутов, забастовки. То есть конфликт вступает в открытую стадию столкновения.
Неприятие мер по разрешению конфликта может привести к массовому проявлению недовольства. Начинается шестая - кульминационная стадия развития конфликта: конфликт начинает носить масштабный характер - число участников увеличивается, стороны прибегают к силовому решению проблемы, социальный и экономический ущерб от возникшего конфликта становится все более ощутим.
Любой конфликт находит свое разрешение. Поэтому выделяется - последняя - седьмая стадия развития социальной напряженности - разрешение, прекращение социального конфликта.
Аналогичной позиции в выделении стадий развития конфликта придерживаются другие ученые, который выделяет следующие семь этапов: напряженность, несогласие, соперничество, враждебность, агрессивность, насилие. Как разрешить трудовой конфликт? Как согласовать интересы сторон? Забегая вперед, отметим. Одним из плодотворных методов согласования интересов на ранней стадии социальной напряженности как раз и является метод переговоров. Но прежде чем говорить о способах разрешения трудового конфликта, более подробно рассмотрим социологические характеристика производственной забастовки и саму забастовку как форму трудового конфликта.