1.Трудовой стаж.
Трудовой стаж – это
суммарная продолжительность не
только трудовой, но и иной общественно
полезной деятельности, причем как
оплачиваемой, так и не оплачиваемой,
независимо от того, где и когда
она протекала, и имелись ли в
ней перерывы. Трудовой стаж имеет качественную
и количественную характеристику. Количественной
характеристикой трудового стажа является
его продолжительность, качественная
характеристика отражает характер и условия,
в которых протекает трудовая деятельность.
1.1. Общий трудовой стаж
Общий трудовой стаж - это
суммарная продолжительность трудовой
деятельности (независимо от количества
и продолжительности перерывов), общественно
полезной деятельности, а также иных периодов
времени, специально оговоренных законодателем.
С учетом общего трудового стажа устанавливаются
пенсия по старости, пенсия по инвалидности,
пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых
случаях общий трудовой стаж является
одним из дополнительных условий для назначения
пенсии за выслугу лет, пенсии по старости
на льготных основаниях. Под трудовой
деятельностью, включаемой в общий трудовой
стаж, понимаются:
- любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации);
- иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию;
- работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера;
- индивидуально-трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
- творческая деятельность членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.);
- творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89 Закона);
- военная служба и другая приравненная к ней служба (ст. 90 Закона);
- время привлечения осужденных к оплачиваемому труду (включается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, п. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);
- время участия граждан, признанных в установленном порядке безработными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6.1 постановления Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. № 21 "Об утверждении Положения об организации общественных работ");
- работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, которая включается в общий трудовой стаж с 1 января" 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
К общественно полезной
деятельности, включаемой в общий
трудовой стаж, относятся:
- учеба - подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре). Причем форма обучения (дневная, вечерняя или заочная) не имеет значения. Период обучения включается в общий трудовой стаж независимо от того, предшествовала ли учебе какая-либо трудовая деятельность (ст. 91 Закона);
- уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым (если нуждаемость в постоянном постороннем уходе установлена заключением лечебного учреждения); время ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним ребенком в возрасте до Д 8 лет;
- уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;
- срок полномочий депутата Государственной Думы, который засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ;
- временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
- проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- пребывание под стражей и в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
- период выплаты пособия по безработице, а также время переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
- гражданам в возрасте 16 лет и старше, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР, а также других государств, находившихся в состоянии войны с СССР. В общий трудовой стаж засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории при условии, что они не совершили преступления в этот период (ст. 95 Закона);
- период проживания в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), который засчитывается в общий трудовой стаж, кроме случаев совершения преступления в указанный период. Период пребывания в блокадном Ленинграде засчитывается в общий трудовой стаж независимо от каких-либо возрастных ограничений.
Суммарная продолжительность
всех этих периодов и составляет содержание
общего трудового стажа, с учетом
которого назначается тот или
иной вид пенсии.
В большинстве случаев
продолжительность общего трудового
стажа существенно влияет на
размер пенсионного обеспечения.
1.2. Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж
- это суммарная продолжительность
трудовой деятельности (независимо от
количества и продолжительности
перерывов в ней) в определенных
отраслях народного хозяйства, в
определенных профессиях, должностях
и в определенных местностях, а
также некоторые виды общественно
полезной деятельности.
В специальный трудовой
стаж включаются очень ограниченные
виды общественно полезной деятельности.
Порядок включения периодов общественно
полезной деятельности в специальный
трудовой стаж устанавливается
нормативными актами, предусматривающими
порядок исчисления выслуги лет
тем или иным категориям граждан.
В специальный трудовой
стаж для назначения пенсии по старости
в связи с особыми условиями труда (ст.
12 Закона) включаются:
- время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
- время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
В соответствии с
Законом РФ "О статусе депутата
Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации" от 8 мая 1994 г. №
3-ФЗ срок полномочий депутата
Государственной Думы засчитывается
в стаж работы по специальности.
Законом РФ "О статусе
военнослужащих" от 22 января 1993 г.
предусматривается, что время
нахождения граждан на военной
службе по контракту засчитывается
в стаж работы по специальности.
Юридическое значение
специального трудового стажа
заключается в том, что он
является основным юридическим
фактом при определении права
на пенсию по старости на
льготных основаниях в связи
с особыми условиями труда,
а также в связи с работой
на Крайнем Севере. С учетом
специального трудового стажа
назначаются пенсии за выслугу
лет. Пенсионное обеспечение за
выслугу лет предусматривается
Законом РФ "О государственных
пенсиях в Российской Федерации"
от 20 ноября 1990 г. (для работников
здравоохранения, педагогических
работников, работников летно-подъемного
состава гражданской авиации
и др.). Законом РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах
внутренних дел, их семей"
от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих,
работников МВД, работников прокуратуры,
налоговой полиции и др.).
Выслуга лет является
особым видом специального трудового
стажа. Виды деятельности, включаемые
при исчислении выслуги лет, определяются
непосредственно в законе (ст. 18 Закона
от 12 февраля 1993 г.), а также специальными
нормативными актами по каждой категории
граждан, имеющих право на пенсию за выслугу
лет: например, постановлением Совета
Министров - Правительства РФ "О порядке
исчисления выслуги лет, назначения и
выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин, либо службу
в органах внутренних дел, и их семьям
в Российской Федерации" от 22 сентября
1993 г. № 941, постановлением Правительства
РФ "О порядке исчисления выслуги лет,
: назначения и выплаты пенсий работникам
органов и учреждений прокуратуры Российской
Федерации и их семьям" от 12 августа
1994 г. № 942, постановлением Правительства
РФ "О порядке исчисления выслуги лет,
назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим службу в федеральных
органах налоговой полиции, и их семьям"
от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.
1.3. Непрерывный трудовой
стаж
Непрерывный трудовой
стаж - это продолжительность последней
непрерывной работы на одном
предприятии (в учреждении, организации)
или на нескольких предприятиях
при условии, что перерыв в
трудовой деятельности не превысил
установленных законодательством
сроков.
Юридическое значение
непрерывного трудового стажа
заключается в том, что он
является основным критерием
при определении размера пособия
по временной нетрудоспособности,
т.е. продолжительность непрерывного
трудового стажа влияет на
размер пособия по временной
нетрудоспособности.
Основное отличие непрерывного
трудового стажа от общего
и специального трудового стажа
заключается в его содержании.
В содержание непрерывного трудового
стажа включается, как правило,
только трудовая деятельность. Исключениями
из этого общего правила являются
включение в непрерывный трудовой
стаж периода военной службы,
исполнение обязанностей депутата
Государственной Думы, а также
период ухода за ребенком до
достижения им возраста трех
лет.
В частности, в соответствии
с Законом РФ "О статусе военнослужащих"
от 22 января 1993 г. в непрерывный
трудовой стаж засчитывается
время военной службы, если перерыв
между днем увольнения с военной
службы и днем приема на
работу (поступления в образовательное
учреждение) не превысил одного
года.
Женщинам-военнослужащим,
уволенным с военной службы в связи с беременностью
или рождением ребенка, время военной
службы, а также периоды, в течение которых
им выплачивались пособие по беременности
и родам и пособие по уходу за ребенком,
включаются в непрерывный трудовой стаж
при условии поступления на работу или
учебу до достижения ребенком возраста
трех лет.
В соответствии с
Законом РФ "О статусе депутата
Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации" от 8 мая 1994 г. срок
полномочий депутата Государственной
Думы засчитывается в непрерывный
стаж работы. При этом непрерывный
трудовой стаж сохраняется при условии
поступления на работу или на службу в
течение трех месяцев после прекращения
депутатских полномочий. Супруге (супругу)
депутата Государственной Думы, уволенной
(уволенному) в связи с переездом депутата
для выполнения депутатских полномочий
в Государственной Думе, перерыв в работе
также засчитывается в непрерывный стаж
работы (службы).
Порядок исчисления
непрерывного трудового стажа
регулируется постановлением Совета
Министров СССР от 13 апреля 1973 г.
№ 252.
Основными факторами,
влияющими на исчисление непрерывного
трудового стажа, являются основание
увольнения и сторона - инициатор
прекращения трудового договора.
1.4. Стаж государственной службы
(выслуга лет).
Стаж государственной
службы, который даёт право на пенсию
за выслугу лет в соответствии
с законом о пенсионном обеспечении
- это суммарная продолжительность
периодов осуществления государственной
службы и иной деятельности, учитываемая
при определении права на пенсию
федеральных государственных служащих
и при исчислении размера этой
пенсии.
В стаж государственной службы
для назначения пенсии за выслугу
лет федеральных государственных
служащих могут быть включены иные
периоды службы (работы) на отдельных
должностях руководителей и специалистов
предприятий, учреждений и организаций,
в совокупности не превышающие 5 лет,
на основании решения Министерства труда
и социального развития РФ, согласованного
с Министерством финансов РФ и Пенсионным
фондом РФ. Этот период включается в стаж
работы по представлению руководителя
федерального государственного органа,
осуществляющего подготовку документов
для назначения пенсии за выслугу лет
федеральных государственных служащих,
которое оформляется одновременно с увольнением
с федеральной государственной службы.
Министерство труда и
социального развития своим совместным
Постановлением от 12.01.2004 г. утвердили,
что в стаж государственной службы
для назначения пенсии за выслугу
лет федеральных государственных
служащих засчитываются периоды
службы (работы) в должностях, предусмотренных
Перечнем должностей, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от
17.12.2002 № 1413 «Об утверждении перечня
должностей, периоды службы (работы)
в которых включаются в стаж государственной
службы для назначения пенсии за выслугу
лет федеральных государственных служащих».