Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:58, доклад
Личность творца - социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества(по данным социологических исследований).Свобода и необходимость в процессе творчества. Проблема социального заказа в искусстве. Формирование творческой личности в системе высшего образования ( методы ориентации и стимулирования).
• способность
к обнаружению и постановке проблем;
• способность
к генерированию большого числа
идей;
• гибкость
- способность продуцировать
• оригинальность
- способность отвечать на раздражители
нестандартно;
• способность
усовершенствовать объект, добавляя
детали
• способность
решать проблемы, т.е. способность к
анализу и синтезу.
В последнее
время психологи все чаще приходят
к выводу, что не существует каких-то
когнитивных способностей, которые
отличают людей творческих от нетворческих,
т.е. большинство из нас обладает
всем тем, что необходимо для творчества,
и что творчество можно рассматривать,
как продолжение обычных
Человек
рождается универсальным, готовым к
любому виду деятельности. Каждому от
природы дана энергия, которая креативна.
«Каждое человеческое существо -прирожденный
творец. Наблюдай детей, и ты увидишь: все
дети творческие. Мало-помалу мы разрушаем
их творчество. Мало-помалу мы их отвлекаем.
Мало-помалу мы делаем их более и более
экономическими, политическими и амбициозными...
Мы разрушаем творчество. Никто не рождается
не творческим, но мы делаем девяносто
девять процентов людей не творческими».
Задачу
формирования активной, творческой личности,
развития ее креативности решать можно,
необходимо лишь создать для этого ряд
условий.
Первое
условие развитие креативности - раннее
начало, ведь часто творчество - это воплощение
детских жизненных впечатлений. Практика
показала, что в детские годы обучение
специфическим видам деятельности осуществляется
значительно быстрее и эффективнее, чем
в зрелые. В последнем случае приходится
преодолевать уже сложившиеся стереотипы
- что малоуспешно, и создавать новые.
Очень
важна среда, окружающая ребенка, внутри
которой он будет иметь возможность
воображать, придумывать. Искусство
воспитания состоит в том, чтобы
ставить детей в условия, при
которых в полной мере развились
бы задатки их ума и добродетели.
Учеными
доказано, что одним из необходимых
условий для развития креативности
является создание нерегламентированной
среды с демократическими отношениями.
Модель подобной среды можно создать,
привлекая детей к театральной деятельности
или деятельности по созданию мультипликационного
фильма. Именно здесь наблюдается большой
спектр допустимых поведенческих проявлений,
меньшая однозначность требований, что
и благоприятствует развитию креативности.
1.1 Предрасположенность
к творчеству
Рассматривая
процесс художественного
В своё
время о загадочности процесса творчества
говорил Кант: «…Ньютон все свои
шаги, которые он должен был сделать
от первых начал геометрии до своих
великих и глубоких открытий, мог
представить совершенно наглядными
не только себе самому, но и каждому
другому и предназначить их для
преемства; но никакой Гомер или
Виланд не может показать, как появляются
и соединяются в его голове полные фантазии
и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому
что сам не знает этого и, следовательно,
не может научить этому никого другого».
А. С. Пушкин
писал: «Всякий талант неизъясним. Каким
образом ваятель в куске
Некоторые
теоретики полагают, что художественная
гениальность есть форма умственной
патологии. Так, Ч. Ламброзо писал: «Какой
бы жестокой и мучительной не выглядела
теория, отождествляющая гениальность
с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…»
Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр:
«Как известно, гениальность редко встречается
в союзе с преобладающей разумностью;
напротив, гениальные индивидуумы часто
подвержены сильным аффектам и неразумным
страстям». Однако, по справедливому суждению
Н. В. Гоголя «искусство есть водворенье
в душу стройности и порядка, а не смущенья
и расстройства».
Существует
иерархия ценностных рангов, характеризующая
степень предрасположенности
По мнению
И. В. Гёте, гениальность художника определяется
силой восприятия мира и воздействием
на человечество. Американский психолог
Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе
творчества шести способностей художника:
беглости мышления, аналогий и противопоставлений,
экспрессивности, умения переключаться
с одного класса объектов на другой, адаптационной
гибкости или оригинальности, умения придавать
художественной форме необходимые очертания.
Художественная
одарённость предполагает остроту
внимания к жизни, умение выбирать объекты
внимания, закреплять в памяти эти
впечатления, извлекать их из памяти
и включать в богатую систему
ассоциаций и связей, диктуемых творческим
воображением.
Деятельностью
в том или ином виде искусства,
в тот или иной период жизни
занимаются многие с большим или
меньшим успехом. Человек художественно
одарённый создаёт
1.2 Психологические
механизмы художественного
Художественное
творчество начинается с обострённого
внимания к явлениям мира и предполагает
«редкие впечатления», умение их удержать
в памяти и осмыслить.
Важным
психологическим фактором художественного
творчества является память. У художника
она не зеркальна, избирательна и
носит творческий характер.
Творческий
процесс немыслим без воображения,
которое позволяет
Воображение
имеет много разновидностей: фантасмагорическое
- у Э. Гофмана, философско-лирическое
- у Ф. И. Тютчева, романтически-возвышенное
- у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное
- у С. Дали, полное таинственности -
у И. Бергмана, реально-строгое - у
Ф. Феллини и т.д.
В художественном
творчестве участвуют сознание и
подсознание, разум и интуиция. При
этом подсознательные процессы играют
здесь особую роль.
Американский
психолог Ф. Беррон обследовал с помощью
тестов группу из пятидесяти шести писателей
- своих соотечественников и пришел к выводу,
что у писателей эмоциональность и интуиция
высоко развиты и преобладают над рассудочностью.
Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными
личностями» (89%), тогда как в контрольной
группе, где были представлены люди, профессионально
далекие от художественного творчества,
личностей, обладающих развитой интуицией,
оказалось в три с лишним раза меньше (25%).
Высокая роль подсознательного в художественном
творчестве приводила уже древнегреческих
философов (в особенности Платона) к трактовке
этого феномена как экстатического, боговдохновенного,
вакхического состояния.
Идеалистические
концепции в эстетике абсолютизировали
роль бессознательного в творческом процессе.
Так, Ф. Шеллинг писал: «…художник непроизвольно
и даже вопреки своему внутреннему желанию
вовлекается в процесс творчества… Подобно
тому как обреченный человек совершает
не то, что он хочет или что намеревается
сделать, но выполняет здесь неисповедимо
предписанное судьбой, во власти коей
он находится, таким же представляется
и положение художника… на него действует
сила, которая проводит грань между ним
и другими людьми, побуждая его к изображению
и высказыванию вещей, не открытых до конца
его взору и обладающих неисповедимой
глубиной».
Подсознательное
в творческом процессе привлекло к себе
внимание З. Фрейда и его психоаналитической
школы. Художник как творческая личность
был превращен психоаналитиками в объект
самонаблюдения и наблюдения критики.
Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного
в творческом процессе, выдвигая в отличие
от других идеалистических концепций
на передний план бессознательное сексуальное
начало. Художник, по мнению фрейдистов,
личность, сублимирующая свою сексуальную
энергию в область творчества, которое
превращается в тип невроза. Фрейд полагал,
что в акте творчества происходит вытеснение
из сознания художника социально непримиримых
начал и устранение тем самым реальных
жизненных конфликтов.
По Фрейду,
неудовлетворенные желания - побудительные
стимулы фантазии.
На значение
интуиции в творчестве обращают внимание
сами художники.
Таким
образом, в творческом процессе взаимодействуют
бессознательное и сознательное, интуиция
и разум, природный дар и приобретенный
навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное
в соединении с рассудком и делает поэта-художника».
И хотя
доля творческого процесса, приходящаяся
на разум, возможно, количественно не
преобладает, качественно она определяет
многие существенные стороны творчества.
Сознательное начало контролирует его
главную цель, сверхзадачу и основные
контуры художественной концепции
произведения, высвечивает «светлое
пятно» в мышлении художника, и весь
его жизненный и художественный
опыт организуется вокруг этого светового
пятна. Сознательное начало обеспечивает
самонаблюдение и самоконтроль художника,
помогает ему самокритично проанализировать
и оценить свое произведение и
сделать выводы, способствующие дальнейшему
творческому росту.
Особенно
важна роль сознательного начала
при создании крупномасштабных произведений.
Если миниатюру можно исполнить
и по наитию, то крупное произведение
нуждается в глубоком, серьёзном
обдумывании. Уместно вспомнить
в этой связи, что Л. Н. Толстой
писал по поводу «Войны и мира»: «Вы
не можете себе представить, как мне
трудна эта предварительная работа
глубокой пахоты того поля, на котором
я принуждён сеять. Обдумать и
передумать все, что может случиться
со всеми будущими людьми предстоящего
сочинения, очень большого, и обдумать
миллионы возможных сочетаний для
того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000
- ужасно трудно».
Особенно
плодотворен творческий процесс, когда
художник находится в состоянии
вдохновения. Это - специфическое творчески-
Вдохновение
рождает необыкновенную творческую
энергию, она почти синоним творчества.
Не случайно образом поэзии и вдохновения
с древнейших времен является крылатый
конь - Пегас. В состоянии вдохновения
достигается оптимальное
2. Принципы
интерпретации творчества (философский,
социологический,
Творчество
является атрибутом человеческой деятельности,
её «необходимое, существенное, неотъемлемое
свойство». Оно предопределило возникновение
человека и человеческого общества,
лежит в основе дальнейшего прогресса
материального и духовного
Творчество
- это исторически эволюционная форма
активности людей, выражающаяся в различных
видах деятельности и ведущая
к развитию личности. Через творчество
реализуются историческое развитие и
связь поколений. Оно непрерывно раздвигает
возможностей человека, создавая условия
для покорения новых вершин.
Предварительным
условием творческой деятельности выступает
процесс познания, накопления знания
о предмете, который предстоит
изменить.
Творческая
деятельность - это самодеятельность,
охватывающая изменение действительности
и самореализацию личности в процессе
создания материальных и духовных ценностей,
новых более прогрессивных форм
управления, воспитания и т.д. и раздвигающая
пределы человеческих возможностей.
В основе
творчества лежит принцип деятельности,
а конкретнее трудовой деятельности.
Процесс практического