Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:58, доклад
Личность творца - социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества(по данным социологических исследований).Свобода и необходимость в процессе творчества. Проблема социального заказа в искусстве. Формирование творческой личности в системе высшего образования ( методы ориентации и стимулирования).
Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.
Творческая
компетентность – это всего лишь
условие проявления креативной способности.
К таким же условиям относятся наличие
общих интеллектуальных и специальных
способностей, превышающих средний уровень,
а также увлеченность выполняемой задачей.
В чем же заключается сама креативная
способность? Практика творческих достижений
и тестирования подводит к выводу, что
психологическую основу креативной способности
составляет способность творческой фантазии
(см. ФАНТАЗИЯ), понимаемой как синтез воображения
и эмпатии (перевоплощения). Потребность
в творчестве как важнейшая черта творческой
личности есть не что иное, как постоянная
и сильная потребность в творческой фантазии.
К.Паустовский проницательно писал: «…будьте
милостивы к воображению. Не избегайте
его. Не преследуйте, не одергивайте и
прежде всего не стесняйтесь его, как бедного
родственника. Это тот нищий, что прячет
несметные сокровища Голконды».
Определяющим
для творческой фантазии является направление
сознания (и бессознательного), заключающегося
в отходе от наличной действительности
и реального Я в известную
относительно автономную и свободную
деятельность сознания (и бессознательного).
Эта деятельность отличается от непосредственного
познания действительности и своего
Я и направлена на их преобразование
и создание новой (мысленной) действительности
и нового Я.
Что же
побуждает творческую личность постоянно
обращаться к творческой фантазии?
Что является ведущим мотивом
в поведении творческой личности?
Ответить на эти вопросы – значит
подойти к пониманию сущности
творческой личности.
Творческая
личность постоянно испытывает неудовлетворенность,
напряжение, неясную или более
определенную тревогу, обнаруживая
в реальной действительности (внешней
и внутренней) отсутствие ясности, простоты,
упорядоченности, завершенности и
гармонии. Она подобна барометру,
чутко реагирующему на противоречия,
дискомфорт, дисгармонию. С помощью
творческой фантазии творец устраняет
в своем сознании (и в бессознательном)
ту дисгармонию, с которой он сталкивается
в реальности. Он создает новый
мир, в котором он чувствует себя
комфортно и радостно. Вот почему
сам процесс творчества и его
продукты доставляют творцу наслаждение
и требуют постоянного
Нейротизм,
повышенная чувствительность – норма
для творческой личности точно так же,
как для обычного нормального человека
является нормой эмоциональность (отсутствие
равнодушия) в любом виде деятельности.
Но нейротизм, двойственность творческой
личности находится близко к той грани,
за которой начинается психопатология.
Следует признать факт, что творческие
способности могут сочетаться с некоторыми
психопатологическими чертами. Но, во-первых,
это не является нормой и тем более, во-вторых,
не дает оснований для выводов, которые
делают последователи Ломброзо о родстве
гениальности и безумия.
Двойственность
творца предполагает феномен «естественного
раздвоения Я» на реальное Я и творческое
(воображенное) Я. Даже в самом сильном
порыве вдохновения творец не теряет
чувства реального Я. Например, (как
заметил Станиславский), ни один актер
не упал в оркестровую яму и не опирается
на картонный задник декорации. И все же
активность творческого Я, «заставляющая»
пребывать творца в мире воображенной,
условной реальности – словесной, изображенной,
символически-понятийной, сценически
воплощенной и т.п. – объясняет наличие
у творческой личности черт и особенностей,
отличающей ее от обычного человека. Поведение
творца в обыденной жизни нередко кажется
«странным», «чудоковатым». И этому есть
объяснение.
Сильная
потребность в деятельности воображения
и сосредоточенность на ней, что
неразрывно связано с любознательностью
и потребностью в новых впечатлениях
(новых идеях, образах и т.п.) придает
творческим личностям черты «детскости».
Например, биографы Эйнштейна пишут,
что он был мудрый старец со всепонимающими
глазами. И вместе с тем в нем было что-то
детское, он навсегда сохранил в себе удивление
пятилетнего мальчика, впервые увидевшего
компас. «Игровой» компонент в акте воображения,
по-видимому, объясняет нередкую любовь
творцов, как и детей, к играм, розыгрышам,
шуткам. Погруженность в свой воображенный
творческий мир иногда делает их поведение
в быту не вполне адекватным. Про них нередко
говорят, что они «не от мира сего». Классической
иллюстрацией может служить «профессорская»
рассеянность.
Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.
Бесстрашие
мысли творца не носит наивный
характер, оно предполагает богатый
опыт, глубокие и обширные знания. Это
бесстрашие творческой смелости, дерзости,
готовности к риску. Творца не пугает
необходимость усомниться в общепризнанном.
Он отважно идет на разрушение стереотипов
во имя создания лучшего, нового, не боясь
конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая
смелость: смелость изобретения».
Творческая
смелость – это черта творческого
Я, и она может отсутствовать
у реального Я творца, в обыденной
жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого
импрессиониста Марке, смелый новатор
в живописи был в жизни довольно
робким человеком. Такая двойственность
может быть обнаружена и в отношении
других личностных качеств. Например,
рассеянный в жизни, творец «обязан»
быть в творчестве сосредоточенно-внимательным
и точным. Творческая этика не тождественна
этике реального Я. Художник Валентин
Серов часто признавался, что недолюбливал
людей. Создавая портреты и внимательно
вглядевшись в человека, он каждый раз
увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом,
которое часто бывало пошлым, а той характеристикой,
которую из него можно сделать на холсте.
О специфической художественной любви
пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим
изобразить; Грибоедов любил Фамусова,
Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого,
Шекспир – Фальстафа. Творческие личности
порой производят в жизни впечатления
бездельников, внешне недисциплинированных,
иногда беспечных и безответственных.
В творчестве же они обнаруживают огромное
трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность.
Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению
творческого Я может принимать неприятные
формы на уровне поведения в реальной
жизни: ревнивое внимание к чужим успехам,
враждебность к коллегам и к их заслугам,
надменно-агрессивная манера излагать
свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной
независимости, характерное для творческих
личностей, часто сопровождается самоуверенностью,
склонностью давать высокую оценку собственным
способностям и достижениям. Такая склонность
отмечается уже у «творческих» подростков.
Известный психолог К.Юнг утверждал, что
творческая личность не боится выявить
в поведении противоположные черты своей
натуры. Не боится потому, что недостатки
своего реального Я она компенсирует достоинствами
творческого Я.
Креативность
как специфическая способность творческой
личности коренится во врожденной одаренности
человека. Но реализация этой способности
и одаренности зависит от развития личности
в целом и, в частности, от развития других
общих и специальных способностей. Установлено,
что интеллект должен быть выше среднего.
Огромное значение имеет развитая память,
причем приспособленная к той или иной
сфере творческой деятельности: музыкальная
память, зрительная, цифровая, двигательная
и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические
свойства человека, часто врожденные.
Так, певческому таланту Шаляпина в немалой
степени способствовали его удивительные
голосовые связки – мощные и пластичные.
В то же время не зафиксирована устойчивая
корреляция между уровнем креативной
способности и особенностями характера
и темперамента реального Я.Творческими
личностями могут быть люди с любым характером
и любым темпераментом.
Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.
Литература
Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977
Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994
Басин Е.Я. «Двуликий Янус». (о природе творческой личности). М., 1996
Дружинин
В. Метафорические модели интеллекта.
– В кн.: Творчество в искусстве.
Искусство в творчестве. М., 2000
К качествам творческой личности, в отличие от традиционных психологических теорий, в ТРИЗ относят:
"1) наличие новой или
2) наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ;
3) желание и осуществление
4) владение техникой решения
5) способность отстаивать свои
идеи, выносить общественное
6) соответствие достигнутых
И далее: "Дать абсолютно полное определение достойной цели - задача отдельной работы. Назовем лишь ее основные критерии:
1. Цель обязательно должна быть новой или недостигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
2. Цель обязательно должна быть
общественно полезной, положительной,
направленной на развитие
3. Цель должна быть конкретной:
не общие благие намерения,
а четко определенная задача,
к решению которой можно
4. В то же время цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему, наднадсистему - следующие этапы работы. Конкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам. Великая Достойная Цель должна быть недостижимой, бесконечной.
Как сочетать эти два, на
первый взгляд, противоположные
требования: конкретность и недостижимость?
Каждая поставленная цель
5. Выбранную цель можно назвать
эквивалентом собственной
6. Новая достойная цель, как правило,
опережает свою эпоху
"Еретичность", однако, хотя и является свойством достойной цели, характеризует не саму цель, а типичное отношение окружающих к революционной идее. Пройдет время, и восприятие изменится. Но пока цель не стала массовой, а результаты общепринятыми, и цель и результаты считаются ересью.