Управленческая этика руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Разработка рекомендаций для работников сферы управления по повышению уровня управленческой этики.
Задачи исследования:
1. Анализ уровня управленческой этики руководителя в обследуемом коллективе.
2. Оценить уровень управленческой этики руководителя в исследуемом коллективе.
3. Определить влияние уровня управленческой этики руководителя на микроклимат в коллективе.
4. Разработка рекомендаций для работников сферы управления по повышению уровня управленческой этики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность управленческой этики.
1.1. Этика делового общения и современное управление………………….….5
1.2. Управленческая этика: понятие, элементы, формы ее проявления…..…10
1.3. Показатели этичности поведения руководителя…………………………16
1.4. Психологические особенности управленческой этики
руководителя в зависимости от пола……………………………………...20
Глава 2. Анализ результатов исследования управленческой этики.
2.1. Характеристика объекта исследования……………………………………26
2.2. Процедура проведения социологического исследования.
Методы сбора информации………………………………………………..26
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования управленческой
этики…………………………………………………………………………33
Глава 3. Заповеди руководителя………………………………………….…….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая СИПУ вся полностью.doc

— 651.50 Кб (Скачать документ)


47

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Социология и психология управления»

на тему «Управленческая этика руководителя»

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

специальности «Управление персоналом»

.

 

 

Оценка при защите

Дата защиты

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность управленческой этики.

1.1.     Этика делового общения и современное управление………………….….5

1.2.     Управленческая этика: понятие, элементы, формы ее проявления…..…10

1.3.     Показатели этичности поведения руководителя…………………………16

1.4.     Психологические особенности управленческой этики

руководителя в зависимости от пола……………………………………...20

Глава 2. Анализ результатов исследования управленческой этики.

2.1. Характеристика объекта исследования……………………………………26

2.2. Процедура проведения социологического исследования.

Методы сбора информации………………………………………………..26

2.3. Обобщение и анализ результатов исследования управленческой

этики…………………………………………………………………………33

Глава 3. Заповеди руководителя………………………………………….…….38

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………43

Приложения………………………………………………………………….…..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

Стоящие перед руководителями различные этические проблемы являются достаточно сложными, а порой даже неразрешимыми, поскольку этическая оценка верного или неверного поведения всегда вещь сугубо субъективная. Более того, каждая личность (а не организация) обладает собственной этикой, что вносит дополнительную сложность в этические воззрения менеджера, который может считать, что сотрудникам следует поступать одним образом на работе и по-другому вне ее.

Чтобы удовлетворить чувство социальной ответственности, руководство может делать много или почти ничего - в зависимости от своего понимания управленческой этики.

Следовательно, что управляющий должен иметь высокий уровень управленческой этики для того, чтобы поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, тем самым, создавая оптимальные условия для труда. Менеджер с низким уровнем управленческой этики вряд ли сможет стать уважаемым управленцем, скорее всего ему будут подчиняться (именно подчиняться, а не прислушиваться) только из-за того, что он занимает более высокую должность.

Из всего этого следует, что лишь руководитель с высоким уровнем управленческой этики сможет «достучаться» до персонала, внести креативные, а самое главное, гуманные идеи в организационную структуру предприятия. И именно под руководством такого менеджера корпоративный дух будет крепким, а работа успешной.

Научная ситуация. В опубликованных работах ученых практически не освещается вопрос управленческой этики, что значительно осложняет ее понимание. Лишь изучив большой объем информации, можно понять, что же представляет собой этика управления. Практически не освещен вопрос повышения уровня управленческой этики и его выявления.

Проблема исследования. Влияние управленческой этики руководителя на формирование благоприятного психологического климата в коллективе, а также ее воздействие на производительность труда работников. Определение методов и средств формирования управленческой этики у менеджера.

Объект исследования. Группа руководителей разных уровней.

Предмет исследования. Уровень управленческой этики руководителя.

Цель исследования. Разработка рекомендаций для работников сферы управления по повышению уровня управленческой этики.

Задачи исследования:

1.        Анализ уровня управленческой этики руководителя в обследуемом коллективе.

2.        Оценить уровень управленческой этики руководителя в исследуемом коллективе.

3.        Определить влияние уровня управленческой этики руководителя на микроклимат в коллективе.

4.        Разработка рекомендаций для работников сферы управления по повышению уровня управленческой этики.

 

 

Глава 1. Сущность управленческой этики

1.1.         Этика делового общения и современное управление

 

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.

Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике управления в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой[1].

Субъектом управления является руководитель. Его задачи по управлению компанией или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих функций:

- предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;

- организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;

- распоряжаться персоналом;

- согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия;

- контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений.

Для того, чтобы соответствовать всем требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Meжду сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения со­держится в категорическом императиве И. Канта:  Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства. Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон[2].

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправды­вающей мотивы вступления в него.

Менеджер должен осознавать свою ответственность перед обществом и понимать, что следует ограничивать принцип получения прибыли любым путем и не допускать действий, которые могут быть осуждены с этической точки зрения. Это не означает дискредитацию принципа стремления к получению прибыли вообще, а лишь предполагает ограничение его в тех случаях, когда нарушаются существующие общественные нормы.

Квалификация современного менеджера, помимо экономических и технических знаний, должна включать его компетенцию в социальной области и его коммуникабельность. Во многих учебных заведениях развитых стран бизнес-этика преподается как обязательная дисциплина, очень важная для деятельности менеджера-руководителя.

Этичному ведению бизнеса непременно присущи три основные черты:      1) соответствие бизнеса своим целям;

     2) подчинение бизнеса здравому смыслу;

3) ведение бизнеса на принципах элементарной порядочности.

Необходимо помнить, что конкуренция в бизнесе вполне допустима и этична. Но она должна быть ограничена строгими рамками поведения и не подрывать репутацию. Ведь создавшиеся условия могут заставить производителя выпускать товар более высокого качества, а продавать его по более низкой цене, но ни одна ситуация не может служить оправданием обмана, клеветы, воровства, физического насилия и нарушения закона.

Стремление к увеличению прибыли не может быть оправданным, если вследствие высокой цены постоянные или потенциальные потребители расстаются с поставщиком или, более того, пациенты болеют и умирают из-за отсутствия лекарств, на которые у них не хватает средств. Именно такие ситуации могут ухудшить условия будущих продаж. Следует также принимать во внимание, что слишком высокие доходы привлекают в данную отрасль новых конкурентов.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное[3].

Искусство и успех управленческой этики во многом определяются теми этическими нормами и принципами, кото­рые использует руководитель по отношению к своим подчинен­ным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое по­ведение на службе является этически приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выража­ется служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллекти­ве дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

1.      Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приоб­щите сотрудников к целям организации.

2.      При возникновении проблем и трудностей, связанных с
недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее при­
чины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно
попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

3.      Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необ­ходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он
может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не
сделал подчиненному соответствующего замечания, то он про­сто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

4.      Замечание сотруднику должно соответствовать этическим
нормам.

5.         Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

6.      Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» —
спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите раз­говор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с
человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

7.      Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в
личных делах.

Информация о работе Управленческая этика руководителя