Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:58, курсовая работа
Цель работы: изучить механизм управления системой социального обслуживания населения в Российской Федерации на различных территориальных уровнях.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение сущности, целей, задач и принципов социального обслуживания населения в РФ;
- раскрытие понятий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой социального обслуживания населения в РФ.
Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.
1.2 Система социального обслуживания населения: функции, виды, принципы и формы деятельности
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.
Понятие
«социальная служба» относится
к основным понятиям в социальном
обслуживании населения и определяется
как система государственных
и негосударственных структур, осуществляющих
социальную работу и имеющих в
своем составе специальные
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
-
помощь должна носить
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
-
социальная помощь оказывается
на основе принципа
-
получатель помощи должен
-
механизмы социальной помощи
«включаются» тогда, когда
Система
социальных служб включает государственную,
муниципальную и
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
а) функция социальной помощи, которая включает:
-
выявление, учет семей и
-
профилактика бедности: создание
семьям условий для
-
надомные услуги нуждающимся
в постороннем уходе (доставка
продуктов, лекарств, транспортировка
на лечение, наблюдение на
-
содействие развитию
-
организация временного
б) функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
-
подготовку юношей и девушек
к браку и сознательному
-
родительский медико-
в)
функция социального
- социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
- медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
-
распространение среди
-
изучение специалистами по
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
-
участие специалистов
-
формирование в рамках
Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в РФ»:
-
предоставление материальной
-
социальное обслуживание на
-
социальное обслуживание в
-
предоставление временного
-
организация дневного
-
консультативная помощь по
-
реабилитационные услуги лицам
с ограниченными возможностями,
Социальное обслуживание базируется на принципах:
- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
-
содействия социальной
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
-
профилактической
-
законности и учета
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Функции
управления вопросами социального
обслуживания населения на подведомственной
территории осуществляют органы социальной
защиты населения. Они строят свою деятельность
во взаимодействии с органами здравоохранения,
народного образования, культуры, спорта,
правоохранительными органами, службами
по делам молодежи и занятости и другими
органами управления, а также с общественными,
религиозными, благотворительными организациями
и фондами.
2.УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
2.1.Федеральный и региональный уровни управления системой социального обслуживания населения
Впервые характеристики управления были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками управления являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для действий в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование работы в соответствии с существующими правилами и нормами.
Информация о работе Управление системой социального обслуживания населения в РФ