Управление системой социального обслуживания населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить механизм управления системой социального обслуживания населения в Российской Федерации на различных территориальных уровнях.

Задачами данной работы являются:

- рассмотрение сущности, целей, задач и принципов социального обслуживания населения в РФ;

- раскрытие понятий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой социального обслуживания населения в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Управлению соц.обслуживания (2009).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

       Процесс управления социального обслуживания предполагает определенную организационную  структуру, под которой понимается совокупность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальном обслуживании населения в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

     Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом исполнительной власти, т.е. осуществляется на трех «уровнях» - федеральном, территориальном и муниципальном. На примере Калужской области это схематично можно представить в виде следующей схемы:  
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Значительное  место в этой деятельности занимает Правительство Российской Федерации, которое: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплению системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения и др. Для координации деятельности и научно-методического обеспечения социальных служб Правительством РФ разрабатываются различные целевые программы в области социального обслуживания, правила и указания, методические рекомендации по работе в сфере социальных служб. Структура федеральных органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности утверждаются Правительством РФ.

       Так, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Оно является основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области здравоохранения и социальной защиты населения.

       Министерство  здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно – правовой структуры. Оно выполняет следующие задачи в области социальной защиты: разработка проектов нормативных актов и программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения; разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организация совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и Пенсионным фондом РФ государственного пенсионного обеспечения; создание совместно с органами исполнительной власти государственной системы социального обслуживания населения; организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению; контроль за реализацией законодательства в области социальной защиты населения и другие задачи в этой сфере; разработка предложения по формированию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов; реализация политики во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; осуществление организационно-методического руководства и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и предоставления социальных услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудных жизненных и экстремальных ситуациях, в том числе гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий, промышленных и экологических катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций, беженцам, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства и занятий.

       Федеральным законодательством непосредственное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ. Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

       Расходные обязательства субъектов Федерации регулируются Законами таких субъектов. Так, в рамках своей компетенции субъекты Федерации издают нормативные правовые акты в сфере: проведения в области единой социальной политики; разработки, финансирования и реализации областных целевых программ социального обслуживания; определения структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения областных государственных учреждений социального обслуживания; определения порядка и условий предоставления всех форм социального обслуживания; определения социальной нормы (норматива) областных государственных учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений.

       Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовую, организационную и методическую помощь, информационное содействие в реализации государственной социальной политики в Российской Федерации.

       Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в частности  и по решению вопросов  социального обслуживания указанных категорий граждан. Так, в каждом муниципальном образовании принимаются нормативные акты о наделении определенными полномочиями органов власти в области социального обслуживания населения.

       В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

       Органы  социального обслуживания населения  области, края находятся в двойном  подчинении - подчиняются администрации  области, края, а также Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На примере Министерства по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области рассмотрим его структуру и  основные задачи.

       Министерство, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также муниципальные органы социального обслуживания населения образуют единую областную государственную систему социального обслуживания населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного и социального обеспечения.

    Рис.1 Структура Министерства по делам  семьи, демографической и социальной политики Калужской области

Основные  задачи Министерства по делам семьи, демографической  и социальной политики Калужской области:

  1. Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
  2. Создание государственной системы социального обслуживания населения, содействие её развитию.
  3. Организация медико–социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно–ортопедической помощи населению.
  4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.
  5. Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
  6. Участие в формировании и проведении финансово – экономической  и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения.
  7. Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
  8. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально – трудовым вопросам, а так же по вопросам охраны условий труда.
  9. Осуществление контроля за правильным применением действующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
  10. Привлечение на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты.
  11. Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.

       Управление  социального обслуживания населения является структурным подразделением Министерства по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области и состоит из отдела стационарных учреждений и отдела организации социального обслуживания населения.

Отдел стационарных учреждений:

  • Осуществляет контроль и проводит анализ деятельности домов-интернатов по вопросам предоставления гражданам благоустроенной жилой площади в соответствии с утвержденными нормативами, мебелью и инвентарем, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, а проживающих постоянно – нательным бельем, одеждой, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-культурных и других услуг.
  • Готовит инструктивные материалы, обзорные письма, рекомендации и предложения для принятия конкретных мер с целью повышения эффективности работы.
  • Организует работу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров различных категорий сотрудников стационарных учреждений социального обслуживания, проводит семинары и совещания для работников всех служб. Организует и проводит конкурсы профессионального мастерства среди работников подведомственных учреждений
  • Рассматривает документы и готовит решения о направлении граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в дома-интернаты с учетом их социального статуса, возраста, состояния здоровья.

       В отдел стационарных учреждений Министерства по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области организационно входят: - государственные стационарные учреждения социального обслуживания; - государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей; - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень  государственных  стационарных учреждений  
социального обслуживания Калужской области (на 2008 год)

    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Тарусский дом-интернат для престарелых и инвалидов
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Дом-интернат для  престарелых и инвалидов “Двуречье””
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Желябужский специальный дом-интернат”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Кировский психоневрологический интернат”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Медынский психоневрологический интернат”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Жиздринский психоневрологический интернат”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Русинский психоневрологический интернат”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Новослободский дом-интернат для престарелых и инвалидов”
    • Государственное учреждение “Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей”
    • Государственное стационарное учреждение социального обслуживания “Нагорновский дом-интернат для престарелых и инвалидов”
    • Государственное специальное (коррекционное) профессиональное училище “Калужский реабилитационно- образовательный комплекс”

Перечень государственных учреждений социального обслуживания

семьи и детей Калужской  области:

  • ГУ Калужский областной центр социальной помощи семье и детям «Доверие»
  • Государственное учреждение «Калужский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Муромцево»
  • Государственное учреждение «Калужский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Витязь»
  • Государственное учреждение «Калужский областной социальный приют для детей и подростков «Детство»

Информация о работе Управление системой социального обслуживания населения в РФ