Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 00:56, реферат
В бизнесе требуется постоянное новаторство и развитие, максимальный обзор и четкое представление перспектив. Актуальность коучинга в бизнесе состоит в том, что с его помощью можно умело оптимизировать человеческие ресурсы, которыми обладает компания. Современный руководитель вынужден открывать для себя стили руководства, обеспечивающие наибольшую продуктивность и вовлеченность сотрудников в рабочий процесс, приверженность целям организации.
Введение
В области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми.
Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.
В мире существенно обострилась конкуренция, и этому в немалой степени способствует быстрое развитие информационных технологий. В настоящее время конкурентное преимущество, основанное на введении новых технологий, возможно удержать лишь очень короткое время.
В бизнесе требуется постоянное новаторство и развитие, максимальный обзор и четкое представление перспектив. Актуальность коучинга в бизнесе состоит в том, что с его помощью можно умело оптимизировать человеческие ресурсы, которыми обладает компания. Современный руководитель вынужден открывать для себя стили руководства, обеспечивающие наибольшую продуктивность и вовлеченность сотрудников в рабочий процесс, приверженность целям организации.
Согласно определению Роберта Дилтса, «Коучинг — это процесс помощи другому человеку в проявлении на поведенческом уровне максимум своих способностей». Методы персонального коучинга были перенесены в бизнес из сферы спорта. Выдающиеся тренеры использовали особую систему личностного сопровождения и тренировки спортсмена, позволявшую ему «превзойти себя» и стать чемпионом. Коучинг предполагает выявление сильных сторон специалиста, помощь ему в преодолении препятствий на пути достижения амбициозного результата (особенно внутреннего сопротивления) и содействие в его работе в рамках команды.
Термин «коучинг» был введен в менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». В настоящее время понятие «коучинг» включает в себя нечто большее, чем просто обучение в общепринятом смысле. Это концепция и технологии, возникшие на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта.
На данный момент первоочередной задачей коучинга является не столько обучение чему-либо, сколько стимулирование саморазвития так, чтобы в процессе дальнейшей профессиональной деятельности человек смог сам находить и совершенствовать ключевые элементы собственного мастерства. Коуч стимулирует людей действовать самостоятельно, помогая им использовать их собственные ресурсы.
Согласно Уитмору,
коучинг — понятие очень широкое, состоящее
из целого спектра значений. Один край
этого спектра упирается в коучинг как
общую культуру управления компанией,
а другой — в коучинг как метод разрешения
личностных кризисов успешных людей.
В середине этого спектра есть масса решений
и возможностей использования технологии
коучинга. коучинг может решать различные
задачи:
[Мастер-класс Джона Уитмора]
Основными принципами коучинга Уитмор назвал осознанность и ответственность. А главными навыкам он считает эффективные вопросы и активное слушание.
В процессе коучинге есть 4 этапа — это не весь процесс коучинга, а одна из моделей, т. е. инструментов, которые в нем используются, каждому из которых соответствует свой тип вопросов:
Р — Расстановка целей — Что ты хочешь?
О — Окружающая реальность — Что происходит сейчас?
С — Список возможностей — Что ты можешь?
Т — Твоя воля — Что ты будешь делать?
Вопросы коучинга должны быть 1) открытые (Что? Где? Когда? Кто? — факты); 2) исследовательские (Насколько? Как часто? Сколько всего? — детальные факты).
Говоря о коучинговом стиле управления, Уитмор согласился, что в крупной компании невозможно обучить технологии коучинга сразу большое количество менеджеров, поэтому оправданным он считает вариант, когда сначала формируется пул внутренних коучей, которые, в свою очередь, передают навыки менеджерам.
При коучинговом стиле управления руководитель направляет подчиненного, дает ему возможность подумать самому и предложить свои варианты решения задачи, а потом выбрать самое подходящее решение.
По области применения, различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.
По участникам коучинга, различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.
По наличию директивности, различаются директивный коучинг и недирективный коучинг.
По формату, различаются очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.
Управление в стиле коучинг это когда сам руководитель выступает в роли коуча для своих сотрудников. Управление в стиле коучинг предполагает, что практически каждая встреча с начальником для работника может превратиться в интересный «развивающий» процесс. Чем лучше руководитель будет знать существующие возможности собственного коллектива, чем точнее сможет определить потенциал каждого сотрудника, чем профессиональнее будет его коммуникация с командой, тем выше будет вероятность достижения самых амбициозных целей.
Как мы можем подумать, управление в стиле коучинг не является простым, зато позволяет постоянно держать сотрудников «в хорошей спортивной форме», повышать их профессионализм, быстро реагировать на перемены рынка и, главное, поощряя самостоятельность, вырабатывать инициативность. А, следовательно, строить принципиально иной бизнес и повышать собственные шансы на обеспечение прочных лидирующих позиций на рынке.
[Управление
в стиле коучинг, статья
Направления коучинга
Принято выделять
бизнес-коучинг, то есть коучинг для решения
клиентом различных задач в сфере бизнеса,
и лайф-коучинг, то есть коучинг для решения
каких-либо жизненных задач, достижения
жизненных целей. Бизнес-коучинг может
проводиться как индивидуально, так и
для команд.
Коучинг, как вид консультирования представляет собой серию бесед (коуч-сессий) коуча и клиента, в процессе которых рассматриваются интересующие клиента темы, и происходит поиск оптимальных решений задач, стоящих перед клиентом. Подразумевается, что у клиента уже есть решение, причём самое лучшее, но он его просто не видит. И коучу нужно лишь помочь клиенту отыскать его.
Технически это
выглядит приблизительно так: при первой
встрече коуч и клиент заключают
контракт, то есть подробно оговаривают
все аспекты дальнейшего
Надо отметить, что не коуч находит эти решения, а именно сам клиент. Коуч ему в этом только помогает.
Этот вид коучинга будет интересен всем, кто хочет измениться, кто хочет достичь больших результатов в бизнесе и в жизни. Это актуально для тех, кто чувствует в себе потенциал и стремиться развить его. Коучинг важен для тех, кто хочет максимально реализовать себя в жизни, в бизнесе, быть успешным во всех сферах своей деятельности. Оптимально выстроить карьеру, добиться взаимопонимания с окружающими, повысить эффективность бизнеса, улучшить качество своей жизни – всё это и многое, очень многое другое можно сделать с помощью коучинга. Нет такой области, где коучинг не был бы эффективен.
Он внедряется
как альтернатива весьма распространённому
сейчас директивному стилю руководства,
который, уже не соответствует требованиям
современного бизнеса. В этом случае коучингу
обучаются всё менеджеры компании или,
что ещё лучше, все её сотрудники. Конечно,
им совсем ни к чему становиться профессиональными
коучами, вполне достаточно будет овладеть
основными навыками и инструментами коучинга
для применения их в своей повседневной
работе. Очень важно, чтобы все сотрудники
компании знали, что такое коучинг и для
чего он нужен. Чаще всего в качестве коуча
выступает, руководитель – это естественно.
Но эту же роль вполне может играть любой
сотрудник компании, обладающий необходимыми
для коучинга знаниями и навыками. При
управлении в стиле коучинг несколько
правильных вопросов заданных в нужный
момент прекрасно заменяют длительные
инструктажи и многочисленные указания.
Очень важно, что в этом случае сотрудник
не просто слепо выполняет полученные
указания, а самостоятельно находит оптимальный
вариант решения поставленной задачи,
который полностью соответствует требованиям
руководства. Как показывает практика,
такой стиль управления значительно повышает
эффективность работы как отдельных сотрудников,
так и команд, позволяет наиболее полно
раскрыться их внутреннему потенциалу,
повышает мотивацию сотрудников. И, конечно
же, существенно экономит такой бесценный
ресурс как время.
В коучинге как стиле руководства могут быть заинтересованы практически все компании, стремящиеся к повышению эффективности управления, максимальном использовании потенциала сотрудников компании, создании благоприятной и продуктивной атмосферы внутри компании. Следует признать, что на сегодняшний день коучинг – это оптимальный стиль управления.
Бизнес-коучинг: решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека – то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:
Личностный коучинг: решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:
Опыт внедрения коучинга в черкасской компании «Постачальник»
[Автор: Леся Пащенко, собственник компании „Постачальник”]
В состав компании входят - Торговый Центр «Постачальник» ( 3 коммерческих отдела по направлениям: металлопрокат, оборудование, стройматериалы); база предприятия с шестью складскими помещениями и ж/д подъездными путями; сеть магазинов: магазин «Наш Дім», магазин «Особняк», магазин розничной торговли «Постачальник»; собственное производство кованых изделий «Vizer» На рынке с 1995 года.