Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:33, доклад
В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.
Одна из ведущих
задач статистики заключается в
измерении образовательного потенциала
общества; в изучении процессов его
формирования, дифференциации и использования.
Образовательных потенциал
К общеобразовательным
относятся программы: дошкольного
образования, начального общего образования,
основного общего образования, среднего
(полного) общего образования. К профессиональным
относятся программы: начального профессионального
образования, среднего профессионального
образования, высшего профессионального
образования, послевузовского профессионального
образования. Образовательные программы
осваиваются в нескольких формах: очная,
заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование,
эстернат*.
Измерение уровня
образования населения
Начиная с переписи
1920 г. уровень образования
При проведении
переписи фиксируются следующие
уровни образования высшее, незаконченное
высшее, среднее специальное, среднее
общее, неполное среднее и начальное. Другие
формы и виды обучения в программах переписей
обычно не учитывались. Впервые в программу
переписи 1989 г. и микропереписи
1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического
училища. Не учитывается при проведении
переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры,
докторантуры. Необходимо, чтобы часть
будущих переписей позволили отразить
введение многоуровневой системы высшего
образования
(бакалаврита и магистратуры). Практически
ни в одной переписи не фиксировались
профиль обучения, сочетания различных
профилей при окончании нескольких учебных
заведений.
Из истории
статистики известно, с какой детальностью
обсуждалось понятие «границы неграмотности».
Считать ли грамотным человека, который
может лишь читать, либо того, кто умеет
писать и считать? Результаты обсуждения
этого вопроса вошли в программу переписи
населения 1926 г. В ней умеющими читать
считались лица, разбирающие печатные
слова хоты бы по слогам; умеющие писать
– те, кто может подписывать свою фамилию.
«Неграмотный» - так записывался лишь
не умеющий ни читать, ни писать. В программе
микропереписи 1994 г. впервые вопрос об
уровне образования задавался лицам в
возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди
вариантов ответов были предусмотрены
следующие: не имею никакого образования,
но: а) умею читать и писать; б) умею только
читать; в) не умею читать и писать. Сегодня
необходима разработка критериев «компьютерной
грамотности». Необходимы более обоснованные
критерии для разграничения понятий начального,
основного
(неполного среднего) и полного среднего
образования. До сих пор они отождествляются
с числом оконченных классов.
В мировой практике
актуальным становится изучение явления
функциональной неграмотности среди
взрослого населения. По определения
ЮНЕСКО, функционально неграмотным следует
считать лицо, в значительной мере утратившее
навыки чтения и письма и не способное
к восприятию короткого несложного текста,
имеющего отношение к повседневной жизни.
Выделяется понятие «пассивная неграмотность»,
когда взрослые и дети не любят читать.
В настоящее время разрабатываются международные
законодательные акты и программы движения
за преодоление и предупреждение неграмотности
в различных ее формах.
На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:
- процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;
- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;
- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;
- число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.(
Таблица 1: Динамика
уровня образования населения России
|Год, |Численность лиц |В том числе имеют
образование |
|период |с высшим, | |
| |незаконченным | |
| |высшим, средним | |
| |специальным и | |
| |средним (полным | |
| |и неполным) | |
| |образованием на | |
| |1000 человек в | |
| |возрасте 15 лет | |
| |и старше | |
| | |высшее |Незаконченное |Неполное |
| | | |высшее среднее|среднее |
| | | |специальное и | |
| | | |среднее | |
| | | |неполное | |
|1979 |697 |77 |348 |272 |
|1989 |806 |113 |483 |210 |
|1994 |857 |133 |522 |202 |
|Среднегодовой темп прироста (снижения),
% |
|1979-1989 |+ 1,46 |+ 3,91 |+ 3,33 |- 2,55 |
|1989-1994 |+ 1,24 |+ 3,31 |+ 1,56 |- 0,77 |
|1979-1994 |+ 1,39 |+ 3,71 |+ 2,74 |- 1,96 |
Как видно из
таблицы, среднегодовые темпы прироста
уровня образования как по всему
населению, так и по каждой выделенной
категории замедлились в
1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее
интенсивно выросла численность лиц с
высшим образованием, сократилась численность
населения с неполным средним образованием.
Материалы переписей
населения позволяют
Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения: e = ( ej wj,
(j) где ej – средний уровень образования в j-группе; wj – доля j-группы в структуре населения, принятой за стандартную.
Приведем пример
сравнительного анализа обобщающего
показателя, характеризующего уровень
высшего, незаконченного высшего, среднего
специального и среднего полного
образования, на примере двух регионов
России по материалам микропереписи 1994
г. :
Таблица 2: Повозрастные
показатели уровня образования в
двух регионах
России по данным микропереписи 1994 г.
|Возраст |Численность |Регион 1 |Регион
2 |
|населения, |населения | | |
|лет |России в % к| | |
| |итогу | | |
| | |Численность |Обобщающий |Численность
|Обобщающий |
| | |населения в |показатель |населения
в |показатель |
| | |% к итогу |уровня |% к итогу |уровня |
| | | |образования | |образования |
| |W0 |W1 |E1 |W2 |E2 |
|15-24 |17,7 |20,2 |613 |15,3 |647 |
|25-34 |18,5 |20,6 |929 |17,0 |936 |
|35-44 |20,6 |23,5 |864 |18,9 |891 |
|45-54 |13,4 |15,5 |723 |12,9 |657 |
|55-64 |14,8 |11,4 |447 |16,5 |348 |
|65 и более |15,0 |8,8 |225 |19,4 |191 |
|Итого |100,0 |100,0 |701 |100,0 |606 |
Из таблицы
видно, что средний уровень
При проведении обследований населения могут быть построены показатели на основе числа лет обучения. При этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам обучения, высшего – к 15 годам. Такое измерение позволяет построить показатель «средний уровень образования в годах обучения».
При изучении образовательного статуса семей сравниваются уровни образования супругов и выделяются семьи с одинаковым или различным уровнем образования супругов.
3. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.
Существуют два
подхода к учету системы
Осуществление второго подхода возможно
через лицензирование деятельности в
этой области не только учебных заведений,
но и физических лиц. В практике статистического
учета реализуется первый подход. Однако
он ведет к недоучету части услуг в области
образования, которые оказываются физическими
лицами.
Таблица 3: Виды
услуг в области образования,
ступени обучения и разновидности
учебных заведений.
|Виды услуг |Ступени обучения |Учебные
заведения |
|Подготовка кадров |С высшим образованием
|Академии, университеты, |
|с высшим и средним| |институты, консерватории,
|
|специальным | |высшие школы |
|образованием | | |
| |Со средним специальным |Техникумы, училища
|
| |образованием |медицинские, педагогические,
|
| | |музыкальные, театральные, |
| | |хореографические, мореходные |
|Подготовка и |Подготовка кадров рабочих
|Училища и школы |
|повышение | |профессионально-технические
и|
|квалификации | |технические, училища
и школы |
|рабочих и других | |подготовки мастеров
|
|работников | | |
| |Повышение квалификации |Институты и
курсы повышения |
| |специалистов |квалификации специалистов
с |
| | |высшим образованием |
|Общее образование |Для взрослых |Вечерние
(сменные) |
| | |общеобразовательные школы |
| |Для детей |Начальные, неполные средние
и|
| | |средние общеобразовательные |
| | |школы, средние музыкальные, |
| | |художественные и |
| | |хореографические школы; школы|
| | |и школы-интернаты для детей с|
| | |недостатками умственного и |
| | |физического развития |
| |Дошкольное воспитание |Детские сады,
ясли, ясли-сады|
| | |(комбинаты), детские площадки|
| |Предоставление социальных |Детские
дома, детские |
| |услуг детям, оставшимся без |приемники-распределители
|
| |попечения родителей | |
С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:
- подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;
- подготовка
и повышение квалификации
- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).
По каждому
из видов учебных заведений
Таблица 4: Динамика
численности и среднемесячной оплаты
труда работающих в учреждениях образования
в России
|Виды учебных заведений|Среднегодовая
численность |Среднемесячная заработная
|
| |работников в % к итогу |плата, руб. |
| |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1985 г. |1990 г. |1993 г. |
|Учебные заведения по | | | | | | |
|подготовке кадров: | | | | | | |
|Высшие учебные | | | | | | |
|заведения |9,8 |9,0 |10,1 |183,1 |236,0 |41834 |
|Средние специальные | | | | | | |
|учебные заведения |5,0 |4,5 |4,1 |169,7 |221,8 |46254
|
|Учебные заведения по | | | | | | |
|подготовке и повышению| | | | | | |
|квалификации рабочих и| | | | | | |
|других работников |11,9 |11,1 |7,9 |180,0 |243,4 |45901
|
|Общеобразовательные | | | | | | |
|школы и учреждения по | | | | | | |
|воспитанию детей: | | | | | | |
|Дневные | | | | | | |
|общеобразовательные | | | | | | |
|школы |36,0 |39,6 |43,4 |176,0 |212,1 |44456 |
|Вечерние (сменные) | | | | | | |
|общеобразовательные | | | | | | |
|школы |1,4 |0,4 |1,2 |223,7 |274,8 |48416 |
|Детские дома, детские | | | | | | |
|приемники-распределите| | | | | | |
|ли |1,0 |1,0 |1,0 |166,5 |218,4 |43181 |
|Дошкольные учреждения |34,9 |34,4 |32,3 |114 |170
|31218 |
|Образование в целом |100,0 |100,0 |100,0 |154,8 |202,9
|40141 |
|Коэффициент вариации, |- |- |- |20 |13 |16 |
|% | | | | | | |
Резко возросла
доля занятых в детских
4. ДОШКОЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ