Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:33, доклад
В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.
Статистика дошкольного
воспитания собирает данные, характеризующие
численность детей, посещающих постоянные
детские дошкольные учреждения
(ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало
6,8 млн. детей. Собираются данные о числе
детских дошкольных учреждений, численности
воспитателей и заведующих, форде оплаты
труда и сумме оплаты родителям услуг
по содержанию детей в этих учреждениях.
На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):
|ОДУ = |Численность
детей в возрасте от 1 до 6 лет в |
| |постоянных детских учреждениях |
| |Численность детей в |Численность учащихся
|
| |возрасте от 1 до 6 лет |общеобразовательных
школ в|
| |-включительно |возрасте 6 лет |
Для выяснения
отношений между численностью детей,
посещающих постоянные детские дошкольные
учреждения, и числом мест в них используются
следующие два показателя:
|Численность детей в |Численность детей
в возрасте от 1 до 6 лет, |
|возрасте 1-6 лет, |посещающих ДДУ |
|= приходящихся на 100 | |
|мест в постоянных ДДУ | |
| |Число мест в постоянных ДДУ |
И
|Обеспеченность детей в |Число мест в
постоянных ДДУ |
|возрасте 1-6 лет местами в | |
|= постоянных ДДУ | |
| |Численность детей в возрасте 1-6 лет,
посещающих |
| |постоянные ДДУ |
В настоящее
время в России сокращается численность
детей в возрасте от
1 до 6 лет, посещающих постоянные детские
дошкольные учреждения (на 25% за
1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением
численности родившихся.
Сокращаются число таких учреждений (на
11%) и количество мест в них (на
22%). Это может повлиять на обеспеченность
детей сетью учреждений дошкольного воспитания.
Возможны три варианта изменений показателя
обеспеченности детей постоянными ДДУ:
первый – показатель ОДУ не изменится;
второй – показатель снизится, т.е. доступность
сети дошкольного воспитания для населения
уменьшится; третий – обеспеченность
детей постоянными ДДУ возрастет, при
этом доступность учреждений практически
не изменится, но сократится их размер.
Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития сети учреждений дошкольного воспитания.
Таблица 5: Динамика
показателей учреждений дошкольного
воспитания
|Период |Темпы прироста в % к предшествующему
году |
| |Количество |В них число|Численность
|ОДУ |Обеспеченность |
| |постоянных |мест |детей в | |детей местами
в|
| |ДДУ | |постоянных | |постоянных ДДУ |
| | | |ДДУ | | |
|1990-1991 |- 0,4 |- 6,8 |- 6,4 |- 3,8 |- 0,5 |
|1991-1992 |- 6,4 |- 14,2 |- 14,2 |- 11,1 |0 |
|1992-1993 |- 4,5 |- 3,0 |- 6,5 |+ 1,1 |+ 3,8 |
Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих, замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся учреждений.
Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей, характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной эффективности.
Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то, что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных учреждений (клубов, Домов культуры и т.д.).
4.1. СТАТИСТИКА
ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО
Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/96 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 45,8 тыс. человек.
В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе четырехлетнего (начального) обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, а также начальную профессиональную подготовку. Сравнение численности лиц, получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено в таблице.
Таблица 6: Численность
лиц, получающих образование второй ступени
в некоторых странах мира (на начало учебного
года)
|Страна |Год |Всего учащихся, |На 10000 человек
|
| | |тыс. человек |населения |
| | | |приходится |
| | | |учащихся, человек |
|Россия |1993 |13732 |927,2 |
| |1995 |14907 |1007,2 |
|Австралия |1993 |1282 |724,5 |
|Беларусь |1993 |993,9 |965,0 |
|Германия |1993 |7796,3 |960,1 |
|Китай |1993 |53837,3 |450,1 |
|США |1993 |20578 |797,3 |
|Япония |1991 |10676,9 |861,7 |
Изучается не только динамика общей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам.
Важное социальное
значение имеет охват молодежи школьного
возраста школьным образованием, который
измеряется отношением числа детей,
обучающихся в школах, к общему
числу детей школьного
Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы.
К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д.
Статистика
Таблица 7: Детские
внешкольные учреждения Министерства
образования РФ
(на конец года)
|Виды детских |Число учреждений |Численность
занимающихся в |
|внешкольных | |них, тыс. человек |
|учреждений | | |
| |1980 |1985 |1990 |1993 |1980 |1985 |1990 |1993 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
|Музыкальные | | | | | | | | |
|школы |3732 |3789 |3997 |3519 |623 |597 |664 |691 |
| | | | | | | | | |
|Художественные | | | | | | | | |
|школы |692 |696 |732 |695 |76 |77 |92 |102 |
| | | | | | | | | |
|Школы искусств |170 |445 |853 |1584 |40 |101 |192 |380
|
| | | | | | | | | |
|Самостоятельные | | | | | | | | |
|детские | | | | | | | | |
|библиотеки |4451 |4638 |4807 |4804 |11729 |12812 |12175 |13010
|
| | | | | | | | | |
|Детско-юношеские| | | | | | | | |
|спортивные школы| | | | | | | | |
|(ДЮСШ) | | | | | | | | |
| |3214 |3990 |4744 |4516 |1253 |2210 |2539 |2429 |
Сравнение численности
занимающихся в детских внешкольных
учреждениях с численностью учащихся
дневных общеобразовательных
В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору исходной информации – школьные переписи.
Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьном образовании:
- начальная подготовка
(1-3 классы), в результате которой
учащиеся приобретают
- основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям наук.
- Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания.
Структура потребности в школьном образовании определяется составом молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20 лет).
Таблица 8: Особенности
возрастной структуры молодежи по некоторым
странам мира
|Страна |Год |Общая |В том числе численность
по возрастным |
| | |численность |группам, % |
| | |молодежи в | |
| | |возрасте моложе| |
| | |20 лет | |
| | | |Моложе 5 |5-9 лет |10-14 лет|15-19 лет|
| | | |лет | | | |
|Россия |1979 |100 |25 |23 |23 |29 |
| |1989 |100 |27 |26 |24 |23 |
| |1995 |100 |19 |28 |28 |25 |
|Азейбайджан |1994 |100 |28 |27 |24 |21 |
|Испания |1993 |100 |20 |21 |27 |32 |
|Китай |1990 |100 |27 |23 |22 |28 |Изменение структуры
детей влияет на потребности в той или
иной стадии школьного образования. При
смене тенденций в числе рождений, например,
при переходе от снижения к постепенному
росту численности родившихся, повышается
потребность в начальном образовании
и в завершающей стадии общего среднего
и профессионального образования, тогда
как в средних классах численность детей
будет небольшой. Таким образом, можно
оценивать не только потребность в школьном
образовании в целом, но и в отдельных
его стадиях.
СТАТИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Модернизация
образования в России ставит задачу
– осовременить образование полностью
к 2010 году, научить школьников думать
самостоятельно. Это значит, не только
запоминать правила и формулировки,
но и уметь рассуждать и анализировать.
Уже в этом году в порядке эксперимента
был введен единый государственный экзамен
(ЕГЭ), который принимали не в родной школе,
а независимая комиссия, состоящая из
учителей, методистов и преподавателей
вузов. Оценки выставляли по 100 бальной
шкале. Впервые эксперимент проводился
в 5 регионах – Ростовской и Самарской
областях, а также в республике Марий Эл,
Чувашии, республике Саха (Якутия). Участников
было 36000 человек, из них 55 человек, выполнили
тест на 100 баллов.
Грамотными по математике оказались ребята
из Якутии (12%). В Ростовской области половина
школьников сдали экзамены по точным наукам
на двойку.
Министерство образования считает, что
в целом ЕГЭ прошел успешно. На следующий
год эксперимент будет продолжен в 15 регионах.
Например, в МГУ часто поступают ребята,
окончившие зарубежные лицеи, уровень
их подготовки оказывается ниже уровня
знаний наших ребят, поэтому можно считать,
что наше образование не такое уж «среднее».
Сегодня государственные
образовательные учреждения финансируются
на 25-
40% от нормы. Большую половину бюджета
на образование закрывается из средств
студентов, поэтому есть один выход –
это софинансирование. Это должно быть
закреплено принятием федерального закона
«О мерах по поддержанию отечественного
образования». По мнению авторов модернизации
образования через 15-20 лет, Россия перестанет
быть сырьевым придатком и начнет экспортировать
наукоемкие технологии, которые будут
приносить России
2-3 млрд. рублей в год и тогда престиж учителя
возрастет. Согласно опроса отношение
в России к ЕГЭ и 12-летнемуобщему образованию
различные:
| |ЕГЭ |12-летнее образование |
|Старше 50 лет |За – 45% |17% |
| |Против – 15% |62% |
| |Затрудняются – 40% |21% |
|От 36 до 50 лет |За – 65% |24% |
| |Против – 18% |65% |
| |Затрудняются – 17% |11% |
|От 18 до 35 лет |За – 70% |28% |
| |Против – 19% |64% |
| |Затрудняются – 11% |8% |
Наиболее благожелательно
относятся к ЕГЭ