Виды социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.1, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Конкретизирует это положение статья 39 Конституции РФ; в соответствии с ней каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закон устанавливает трудовые и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения соответствует положениям таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Конвенция о правах ребенка.

Содержание

Введение 3
Социальное обслуживание граждан 4
Понятие и принципы социального обслуживания 10
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

реферат по правовому обеспечению.docx

— 51.55 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение                                                                               3

  1. Социальное обслуживание граждан                                                   4  
  2. Понятие и принципы социального обслуживания                  10

Заключение                                                                                         20

Список  литературы                                                                                  22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.1, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Конкретизирует это положение статья 39 Конституции РФ; в соответствии с ней каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закон устанавливает трудовые и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения  соответствует положениям таких  международных правовых актов, как  Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах. Конвенция о правах ребенка.

     Создание  системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода  за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь. 
       Вышеизложенное обусловило постановку следующей цели работы - изучение видов социального обслуживания.
 

  1. Социальное  обслуживание граждан

   Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и др.

Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся в  трудной жизненной  ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого  обстоятельства как трудная жизненная  ситуация.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное  обслуживание основывается на следующих принципах:

     Адресностъ. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государстве! на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в них2. В силу указанных обстоятельств законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид социального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т. д.), с целью оказания услуг только тем гражданам, которые наиболее в этом нуждаются;

     Доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения3.

     Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14-летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства4. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;

     Гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания5;

     Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации6. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить, прежде всего, тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;

     Конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, чиновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

     Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.)7. Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов власти РФ и ее субъектов. Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.    

     Социальное  обслуживание осуществляется также  предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

     Однако  независимо от форм собственности социальное обслуживание осуществляется в учреждениях  следующих типов:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 
  • социальные приюты для детей и подростков;        
  • центры психолого-педагогической помощи населению;  
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;  
  • центры социальной помощи на дому;     
  • дома ночного пребывания;     
  • специальные дома для одиноких престарелых;              
  • стационарные учреждения социального обслуживания;     
  • геронтологические центры;             
  • и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги8.   

        Федеральный закон «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. закрепляет следующие  виды социального обслуживания:                                     

     1) содержание инвалидов и престарелых  в учреждениях социальной зашиты населения:

     а) стационары;                                              

     б) полу стационары;

     2) социальное обслуживание инвалидов  и престарелых на дому;

     3) содержание детей в детских  учреждениях;                   

     4) срочное социальное обслуживание;

     5) социально-консультативная помощь;

     6) реабилитационные услуги:                                

     а) профессиональное обучение и трудоустройство  инвалидов;

     б) обеспечение инвалидов средствами передвижения;

     в) обеспечение инвалидов транспортными  средствами;

     г) протезно-ортопедическая помощь гражданам. 
 
 

Система помощи клиенту в  системе социального  обслуживания

Функции Оказываемая поддержка
  1. Функция социальной помощи
  • выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
  • профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
  • надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
  • содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
  • организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.
  1. Функция консультирования
  • консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
  • участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
  • подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
  • родительский медико-психологический всеобуч;
  1. Функция социального корректирования и реабилитации
  • социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
  1. Функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд
  • предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
  • распространение среди населения медико - психологических, педагогических и иных знаний;
  • изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
  1. Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов
  • участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
  • формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Информация о работе Виды социального обслуживания