Виды трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:49, реферат

Описание

В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ……………………………………….……….
(аналитический обзор специальной литературы)
1.1. …………………………………………………………………………………
1.2. …………………………………………………………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ОСНОВЫ
(описание этапов)
2.1. …………………………………………………………………………………
2.2. …………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 32.51 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

Факультет технологии и сервиса

Кафедра теории и методики трудового  обучения и воспитания

 

 

Традиционные и инновационные  образовательные технологии в процессе обучения предмету

 

реферат

по дисциплине «Основы теории технологической  подготовки»

направления 540500 «Технологическое образование»

(профессионально-образовательный  профиль подготовки бакалавров  «Технология обработки конструкционных  материалов»)

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Василенко С.Б. (гр. АТЗ-312),

_______________________________

 

Научный руководитель:

Селезнев В.А., канд. пед. наук,

доцент каф. ТиМТОиВ

_______________________________


 

 

 

 

 

 

Волгоград-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………….

 

1. Теоретические основы ……………………………………….……….

(аналитический  обзор специальной литературы)

1.1. ………………………………………………………………………………

1.2. ………………………………………………………………………………

 

2. Практические (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) основы

(описание  этапов)

2.1. ………………………………………………………………………………

2.2. ………………………………………………………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

Таким образом, понятие «труд» имеет  определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных  его индивидов. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.

1.3 Труд как вид человеческой деятельности

Потребности и интересы людей являются той  основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия  чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.

Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, в созидании материальных и духовных благ.

К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.

Труд - основная форма жизнедеятельности общества и этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса.

В процессе трудовой деятельности, постоянно  напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление  сил природы, решая все более  сложные цели, непрерывно развивается  и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и  постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт  своей трудовой деятельности.

Для трудовой деятельности характерно:

- Употребление  и изготовление орудий труда,  их сохранение для последующего  использования; целенаправленность  процессов труда.

- Подчиненность  труда представлению о продукте  труда - трудовой цели, которая  как закон определяет характер  и способ трудовых действий.

- Общественный  характер труда, осуществление  его в условиях совместной  деятельности.

- Направленность  труда на преобразование внешнего  мира. Изготовление, употребление и  сохранение орудий труда, разделение  труда способствовали развитию  абстрактного мышления, речи, языка,  развитию общественно-исторических  отношений между людьми.

- Продуктивный  характер трудовой деятельности; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства: различные технические устройства, необходимые для производства; энергетические и транспортные линии; другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. Она определяется величиной времени, затраченного на единицу продукции.

Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы: Там же. - С.18.

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Рисунок 3 - Структура трудовой деятельности

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - С.20.

1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые  расчленяются на трудовые приемы, действия и движения. В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных  предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладки) на рабочем месте можно  говорить о содержании индивидуального труда. В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда.

В зависимости от роли работника в  производственном процессе следует  различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. - М.: Высшая школа , 1989. - С.110.

1) энергетическую, когда работник приводит в движение средства труда;

2) технологическую - наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;

3) управленческую, связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями

 

 

 

 

 

 

Виды трудовой деятельности

Все виды труда  можно разделить на две группы: физическая, где преобладает мышечная деятельность, и умственная, где  доминирует мыслительная деятельность. Такое разделение достаточно условно, поскольку ни один из видов труда  не может происходить без деятельности ЦНС. Но такое разделение необходим, поскольку эти два вида труда имеют свои особенности. Существует такая классификация трудовой деятельности:

1. Формы труда,  требующие значительной мышечной  активности. Этих форм становится  все меньше, поскольку они связаны  с тяжелым физическим трудом (землекопы,  лесорубы, косари и т.д.). У представителей  этих профессий полностью или  частично отсутствует механизация  производственного процесса. Названы профессии требуют значительных энергетических затрат. Хотя такая физический труд и развивает мышечную систему человека, она вызывает ряд негативных последствий. Основной из них - социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности требуется значительное напряжение физических сил человека.

2. Механизированные  формы труда - это многочисленные  профессии во всех отраслях  производства. Характерные черты  механизированных форм труда  связаны со снижением мышечного  компонента в работе и усложнением  программы действий. Механизация  переводит мышечную активность  с проксимальных звеньев на  дистальные, уменьшая роль крупных мышц в пользу мелких, задача которых состоит преимущественно в развитии точных и быстрых движений.

Осложнения  программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением  специальных знаний и двигательных навыков.

3. Групповые  формы работы (конвейер). Основой  высокой производительности труда  на конвейере является автоматизация  двигательных навыков, освобождение  работника от вспомогательных  операций, синхронизация работы  всех ее участников. Эта форма  работы отличается монотонностью  однообразных трудовых процессов.  Величину такта - интервал времени  между операциями - можно принять  за меру монотонности. В связи  с этим высокая нагрузка приходится  на нервную систему, эмоциональную  сферу. Поскольку на конвейере  работают люди с различными  свойствами нервной системы, то  создаются дополнительные нагрузки  на нее.

4. Формы труда,  связанные с полуавтоматическим  или автоматическим производством.  В этих формах работы механизация  производственного процесса выражена  в большей степени. Человек  не дополняет механизм, а руководит  им, обеспечивает его бесперебойную работу. Основной особенностью деятельности работника является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние назвали «оперативным покоем» (А. А. Ухтомский, 1927). Эта трудовая доминанта направлена ??на дальнейшую деятельность, Уровень «оперативного покоя» бывает разным в зависимости от ответственности будущей работы, отношение к ней, срочности действий, индивидуальных свойств рабочего. Сохранение состояния «оперативного покоя» - большая нервная работа.

5. Формы труда,  связанные с дистанционным управлением.  Различают два основных рабочих  ритмы. В одних случаях пульты  управления требуют частых активных  действий человека, в других - редких. В первом случае непрерывное  внимание работника получает  разрядку в многочисленных движениях  или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию. Сложные формы - деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.

6. Формы интеллектуального  труда. С физиологической точки  зрения интеллектуальная деятельность  основывается на сложной работе  ЦНС, в которой формируется  соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд очень  разнообразна, и программы могут быть разные по качеству и сложности. С одной стороны, это постоянная, простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, счетоводы и др.)., А с другой - переменная, сложная программа действий, которой придерживается талантливый ученый, выдающийся конструктор (творческая работа).

Особенности умственного труда

 

Умственным  считается работа, связанная с  приемом и переработкой информации. Она требует участия сенсорных  систем, внимания, памяти, активизации  мышления, эмоциональной сферы. Умственный труд характеризуется большим напряжением  деятельности ЦНС, особенно второй сигнальной системы, но действительно умственная (творческая) деятельность вовсе не исключает возможности физических напряжений, даже крупных.

Основные  виды умственного труда:

1. Работа оператора  - группа профессий, связанная  с управлением машинами, оборудованием,  технологическими процессами (операторы-наблюдатели,  операторы-исполнители, операторы-технологи  и др.).. Для исследования этих профессий, очень распространены в современном производстве, виннк даже новый раздел науки - инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.

Информация о работе Виды трудовой деятельности