Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:49, реферат
В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ……………………………………….……….
(аналитический обзор специальной литературы)
1.1. …………………………………………………………………………………
1.2. …………………………………………………………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ОСНОВЫ
(описание этапов)
2.1. …………………………………………………………………………………
2.2. …………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет технологии и сервиса
Кафедра теории и методики трудового обучения и воспитания
Традиционные и инновационные образовательные технологии в процессе обучения предмету
реферат
по дисциплине «Основы теории технологической подготовки»
направления 540500 «Технологическое образование»
(профессионально-
Исполнитель: Василенко С.Б. (гр. АТЗ-312), ______________________________ | |
Научный руководитель: Селезнев В.А., канд. пед. наук, доцент каф. ТиМТОиВ ______________________________ |
Волгоград-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1. Теоретические основы ……………………………………….……….
(аналитический обзор специальной литературы)
1.1. ………………………………………………………………………………
1.2. ………………………………………………………………………………
2. Практические (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) основы
(описание этапов)
2.1. ………………………………………………………………………………
2.2. ………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Труд является основным, исторически первичным
видом человеческой деятельности. Труда
является предметом изучения различных
общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд
рассматривается как планомерная, сознательная
деятельность с целью переработки того,
что дает природа, в предметы потребления.
Экономика изучает труд как один из факторов
производства, исследует механизм действия
экономических законов в сфере труда,
трудовые затраты на всех стадиях производственного
цикла, соотношение оплаты труда с его
результатами. Психология изуча
Таким образом, понятие «труд» имеет определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.
1.3 Труд как вид человеческой деятельности
Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.
Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, в созидании материальных и духовных благ.
К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.
Труд - основная
форма жизнедеятельности
В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.
Для трудовой деятельности характерно:
- Употребление
и изготовление орудий труда,
их сохранение для
- Подчиненность
труда представлению о
- Общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности.
- Направленность
труда на преобразование
- Продуктивный
характер трудовой
Для
достижения цели в трудовой деятельности
используются разнообразные средства:
различные технические
Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы: Там же. - С.18.
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Рисунок 3 - Структура трудовой деятельности
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - С.20.
1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
В
каждом конкретном виде трудовой деятельности
выполняются трудовые операции, которые
расчленяются на трудовые приемы, действия
и движения. В зависимости от особенностей
того или иного вида труда, обусловленных
предметом труда, средствами труда,
совокупностью выполняемых
В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. - М.: Высшая школа , 1989. - С.110.
1) энергетическую, когда работник приводит в движение средства труда;
2) технологическую - наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;
3) управленческую, связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями
Виды трудовой деятельности
Все виды труда
можно разделить на две группы:
физическая, где преобладает мышечная
деятельность, и умственная, где
доминирует мыслительная деятельность.
Такое разделение достаточно условно,
поскольку ни один из видов труда
не может происходить без
1. Формы труда,
требующие значительной
2. Механизированные
формы труда - это многочисленные
профессии во всех отраслях
производства. Характерные черты
механизированных форм труда
связаны со снижением
Осложнения программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.
3. Групповые
формы работы (конвейер). Основой
высокой производительности
4. Формы труда,
связанные с
5. Формы труда,
связанные с дистанционным
6. Формы интеллектуального
труда. С физиологической
Особенности умственного труда
Умственным
считается работа, связанная с
приемом и переработкой информации.
Она требует участия сенсорных
систем, внимания, памяти, активизации
мышления, эмоциональной сферы. Умственный
труд характеризуется большим
Основные виды умственного труда:
1. Работа оператора
- группа профессий, связанная
с управлением машинами, оборудованием,
технологическими процессами (операторы-наблюдатели,
операторы-исполнители,