Виды трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:49, реферат

Описание

В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ……………………………………….……….
(аналитический обзор специальной литературы)
1.1. …………………………………………………………………………………
1.2. …………………………………………………………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ОСНОВЫ
(описание этапов)
2.1. …………………………………………………………………………………
2.2. …………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 32.51 Кб (Скачать документ)

2. Управленческий  труд - руководители предприятий,  учреждений, преподаватели. В этой  группе доминируют факторы, обусловленные  ростом объема информации, в частности, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального значения и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы большое количество различных качеств (политических, организаторских, деловых, профессиональных, личных), широкий круг знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы работы характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузки, возможность конфликтных ситуаций.

3. Творческая  работа - одна из сложнейших форм  деятельности человека, ибо она  требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные  работники, писатели, композиторы,  артисты, художники, конструкторы. Для их работы характерны создания  новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителей других  профессий), значительный объем памяти, пристальное внимание, что повышает  уровень нервно-эмоционального напряжения. Кроме того, нерегламентированных  график деятельности.

4. Труд медицинских  работников. При всем разнообразии  специальностей врача и среднего  медицинского работника в них  есть общие черты, связанные  с постоянными контактами с  людьми, преимущественно больными, повышенной ответственностью, часто  - дефицитом информации для принятия  правильного решения.

5. Труд учащихся  и студентов. Учебный процесс  требует напряжения основных  психических функций - памяти, внимания (особенно ее концентрации и  устойчивости), восприятия. Обучение  часто сопровождается стрессовыми  ситуациями (экзамены, зачеты).

 

 

23.3. Классификация трудовой деятельности  

Классификация видов труда. Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса, характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса. 
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации. 
1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд. 
2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на: 
— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); 
— динамический и статический; 
— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.); 
3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.). 
4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда: 
— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта); 
— индивидуальный и коллективный (совместный). 
Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее                  пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат. 
Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы). 
Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.). 
Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа. 
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем: 
1) человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.; 
2) человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.; 
3) человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.; 
4) человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т. п.; 
5) человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т. п.  
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда: 
1) гностические (от греч. ??????— знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.; 
2) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.; 
3) изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п. 
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда: 
1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.; 
2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.; 
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.; 
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и    т. п. 
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У): 
1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.; 
2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.; 
3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.; 
4) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п. 
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии. 
Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, — это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. -  Пятигорск, 1990

2.

3.

4.


Информация о работе Виды трудовой деятельности