Влияние демографических факторов на формирование трудовых ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить уровень влияния основных демографических процессов на формирование трудовых ресурсов страны. Выявить основные проблемы формирования трудовых ресурсов России в период с 1989г. по 2010г. и обосновать меры по решению задач, связанных с естественным и пространственным движением населения.
Объект исследования - трудовые ресурсы страны.
Предмет исследования - процесс влияния демографических факторов на формирование трудовых ресурсов страны.

Содержание

Введение 3
1.Население и трудовые ресурсы 6
1.1.Влияние естественного движения населения на формирование трудовых ресурсов России. 11
1.2Влияние пространственного движения населения на формирование трудовых ресурсов России. 17
2.Основные проблемы формирования трудовых ресурсов России в период с 1989г. по 2010г. 24
2.1. Изменение общей численности населения и его возрастная структура 24
2.2. Экономически активное население и его размещение по территории страны 28
3.Формирование и рациональное распределение трудовых ресурсов России. 35
3.1Основные методы решения задач, связанных с показателями естественного движения населения страны. 36
3.2.Основные методы решения задачи, связанной с показателями пространственным движением населения 41
Заключение 43
Список источников 47

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 149.23 Кб (Скачать документ)

(Данные в  таблице приведены с учётом  всех географических изменений  в субъектах РФ на 1 января 2009г.) 

Из данных, приведённых  в таблице видно, что средняя  заработная плата в Центральном  федеральном округе не самая высокая, однако основной поток трудовой миграции приходится именно на него. Такая особенность  объясняется благоприятными природно-географическими  условиями ЦФО, а так же высокой  развитостью инфраструктуры в регионе.

Различие уровня заработной платы по странам мира – одна из основных причин, порождающих  внешнюю трудовую миграцию населения.

Внутренняя  трудовая миграция

Основные причины  внутренней трудовой миграции населения  в регионы:

1)Социально-экономическое  расслоение общества как внутри  региона, так и между регионами;

2)Уровень заработной  платы:

3)Благоприятные  природно-климатические условия  региона;

4)Система социальных  программ, льгот и государственного  обеспечения в регионе;

5)Высокоразвитая  инфраструктура региона;

6)Больше возможностей  трудоустройства и реализации  своего потенциала;

Анализируя общие  показатели внутренней миграции населения  в 2010г.16, мы можем определить основные тенденции во внутренней миграции населения:

С одной стороны, наблюдается повышение численности  населения в нескольких благополучных  регионах (Центральном, Северо-Западном и Южном округах).

 С другой  – происходит снижение численности  населения Дальнего Востока, некоторых  регионов Сибири и Севера. Такое  снижение численности населения  в Дальневосточном федеральном  округе создает объективные предпосылки  для замещения населения, в  том числе и трудоспособного,  иммигрантами из соседних стран  (прежде всего из Китая). Главная  причина – колоссальная и недопустимая  диспропорция в уровне социально-экономического  развития между регионами страны, поэтому очень важно  сконцентрировать  внимание  на внутренней  миграционной  политике государства.

Внешняя трудовая миграция.

По официальным  данным на 2010г. на территории  Российской Федерации зарегистрировано 1640,8 (тыс. чел.)  иностранных работников, в том числе:

-из стран  СНГ 1246,9 (тыс. чел.)

-из других  стран  392,0 (тыс. чел)

Основными странами «поставщиками» трудовых ресурсов в  Российскую Федерацию являются: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Казахстан (из стран СНГ); Китай, Турция и Вьетнам (из стран дальнего зарубежья).17

Официальное привлечение  работников из-за рубежа вызвано рядом  причин.

  1. появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.
  2. растет число предприятий с участием иностранного капитала.
  3. сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда.

Привлекаемая  рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых  в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%18. Основные направления задействования трудовых мигрантов – строительство (Таджикистан, Турция) и торговля (Китай, Вьетнам).

Основные проблемы внешней трудовой миграции являются:

  1. Основной приток трудовых мигрантов в РФ составляет малообразованное и неквалифицированное население;
  2. Страну покидает достаточно большая часть учёных и научных работников – «утечка умов», особенно остро этот процесс проявился в 1990-х годах;
  3. Недоработка миграционной политики России влечёт за собой рост численности нелегальных мигрантов в нашу страну, что влечёт за собой ряд проблем социального и экономического характера;

Один из ведущих  демографов России – Рыбаковский  Л.Л., в своей статье «Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики» обосновал  основные меры регулирования миграционной политики РФ, которые в будущем  поспособствуют избежанию ряда экономических и социальных проблем в стране.

Во-первых, целевой  направленностью миграционной политики должно стать привлечение населения  из стран «первого круга» российских интересов – государств нового зарубежья, в первую очередь оставшиеся там соотечественники. В связи с тем, что в странах СНГ отмечается новая волна притеснений русскоязычного населения (открытая дискриминация, рост национализма и неонацизма в Прибалтике) и произошли политические потрясения в странах СНГ («революции» в Украине, Грузии, Киргизии) создалась благоприятная ситуация для возвращения соотечественников на их историческую родину. Именно сейчас России необходимо воспользоваться этим шансом и максимально облегчить доступ и процедуры получения российского гражданства, расширить круг потенциальных получателей гражданства, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Экономика России достаточно привлекательна для мигрантов из этих стран, поэтому трудовые мигранты поедут более активно в страну и пополнят недостающее трудоспособное население, а в перспективе и постоянное население. Подобный вектор мер, конечно же, должен касаться и тех соотечественников, кто уже давно живет и работает в России нелегально и полулегально.

Важным приоритетом  в реализации миграционной политики также должны стать доступные  и прозрачные порядок и процедура  привлечения мигрантов в страну, т.е. их реальное облегчение, сокращение времени и затрат российских работодателей  для получения необходимого количества временных трудовых мигрантов в  качестве легальной рабочей силы.

Второй вектор мер – постоянный контроль в сфере  миграции со стороны соответствующих  служб. В частности, при упрощении  механизма привлечения трудовых мигрантов, контролирующие меры со стороны  государства должны сохраняться  в отношении законности пересечения  границы, использования рабочей  силы работодателями, условий труда  мигрантов, соблюдения их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений с зарплат мигрантов. Параллельно с либерализацией процедур по привлечению легальных мигрантов  должны быть серьезно ужесточены наказания  за содействие и организацию нелегальной миграции, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями.

Также для страны важно наладить четкую систему учета  миграции населения, как минимум  по двум направлениям. Первое – необходимо наладить обработку данных по регистрации  по месту пребывания. Второе – необходимо создать систему учета и обработки  миграционных карт, которые заполняют  иностранцы при въезде в страну и  сдают при выезде из России.

Подобная комбинация мер позволит вывести из сферы  криминала и теневой экономики  использование труда мигрантов, и в конечном итоге, будет способствовать социально-экономическому и демографическому развитию России.19 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основные  проблемы формирования  трудовых ресурсов  России в период  с 1989г. по 2010г.

2.1. Изменение общей численности населения и его возрастная структура

Для определения  количественного и качественного  аспекта и динамику изменения  состояния трудовых ресурсов в период с 1989г. по 2010г. сначала представляется необходимым проанализировать показатели общей численности населения  и их распределение по основным возрастным группам.

                                                                                                                 Таблица 420

Показатели  общей численности  населения в 1989г., 2002г. и 2010г. (чел.)
Год Численность
1989 147021869
2002 145166731
2010 141914509

Вышеприведённые данные показывают не просто естественную убыль населения в период с 1989г. по 2010г., но и прогрессирующий характер естественной убыли. Так в период с 1989г. по 2002г.  (13 лет), общая численность населения уменьшилась на 1855138 (чел.) или на 1,3%, а в период с 2002г. по 2010г.(8 лет), общая численность населения уменьшилась уже на 3252222 (чел.), или на 2,2% , с учётом, что данный период короче предыдущего на 5 лет.

                                                                                                                Таблица 521

Распределение численности населения  страны по основным возрастным группам  в 1989г., 2002г. и в 2010г.
Год мужчины и женщины

0-15

мужчины 16-59,

женщины 16-54

мужчины 60 и  более,

женщины 55 и более

1989 35995107 83746353 27195551

                                                                                                  Продолжение табл. 5

2002 26327283 88941569 29777984
2010 22854394 88359659 30700456
 

Специфика распределения  общей численности населения  страны по основным возрастным группам  отображена на (рис.1)

                                                                                                    ( Рис.1)

1)Наибольшую  часть среди численности всего  населения в 1989г., в 2002г. и  в 2010г. составляют лица в  трудоспособном возрасте:

-1989г.-57% от общей  численности населения;

-2002г.-61% от общей  численности населения;

-2010г.-62% от общей  численности населения;

Нельзя не отметить тенденцию возрастания части  лиц в трудоспособном возрасте от общего числа всего населения. Следовательно, можно увидеть тенденцию  возрастания  и количества трудовых ресурсов в  стране на общем фоне численности  населения. Однако численность лиц  в трудоспособном возрасте не равняется  численности трудовых ресурсов страны, а лишь составляет основную их часть.

2) Особое внимание  необходимо уделить динамике  изменения численности населения  моложе трудоспособного возраста:

-1989г.-24% от общей  численности населения;

-2002г.-18% от общей  численности населения;

-2010г.-16% от общей  численности населения;

Население трудоспособного возраста составляет наибольшую часть трудовых ресурсов страны (в ч. 2 ст. 63 ТК РФ определены основные правила приёма на работу, лиц, не достигших 16 лет) 22 в действующий период времени. Однако лица в возрасте до 16 лет, представляют собой источник пополнения трудовых ресурсов страны в будущем. Соответственно снижение численности населения моложе трудоспособного возраста отразится, при формировании трудовых ресурсов страны самым негативным образом.

3) Немалую важность  представляют собой показатели  изменения численности населения  старше трудоспособного возраста.

-1989г.- 19% от общей  численности населения;

-2002г.-21% от общей  численности населения;

-2010г.-22% от общей  численности населения;

В состав трудовых ресурсов входит также относительно небольшая часть населения старше трудоспособного возраста (например, пенсионеры, обладающие необходимыми физическими и духовными способностями, которые продолжают  свою трудовую деятельность).

Анализ общей  численности населения, а так  же характеристика основных возрастных групп позволяет сделать общие  выводы по общей специфики распределения  населения по основным возрастным группам  и влияния её влияния на формирования трудовых ресурсов страны.

Информация о работе Влияние демографических факторов на формирование трудовых ресурсов России