Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа
Цель исследования – определить уровень влияния основных демографических процессов на формирование трудовых ресурсов страны. Выявить основные проблемы формирования трудовых ресурсов России в период с 1989г. по 2010г. и обосновать меры по решению задач, связанных с естественным и пространственным движением населения.
Объект исследования - трудовые ресурсы страны.
Предмет исследования - процесс влияния демографических факторов на формирование трудовых ресурсов страны.
Введение 3
1.Население и трудовые ресурсы 6
1.1.Влияние естественного движения населения на формирование трудовых ресурсов России. 11
1.2Влияние пространственного движения населения на формирование трудовых ресурсов России. 17
2.Основные проблемы формирования трудовых ресурсов России в период с 1989г. по 2010г. 24
2.1. Изменение общей численности населения и его возрастная структура 24
2.2. Экономически активное население и его размещение по территории страны 28
3.Формирование и рациональное распределение трудовых ресурсов России. 35
3.1Основные методы решения задач, связанных с показателями естественного движения населения страны. 36
3.2.Основные методы решения задачи, связанной с показателями пространственным движением населения 41
Заключение 43
Список источников 47
(Данные в
таблице приведены с учётом
всех географических изменений
в субъектах РФ на 1 января 2009г.)
Из данных, приведённых в таблице видно, что средняя заработная плата в Центральном федеральном округе не самая высокая, однако основной поток трудовой миграции приходится именно на него. Такая особенность объясняется благоприятными природно-географическими условиями ЦФО, а так же высокой развитостью инфраструктуры в регионе.
Различие уровня заработной платы по странам мира – одна из основных причин, порождающих внешнюю трудовую миграцию населения.
Внутренняя трудовая миграция
Основные причины внутренней трудовой миграции населения в регионы:
1)Социально-экономическое
расслоение общества как
2)Уровень заработной платы:
3)Благоприятные
природно-климатические
4)Система социальных программ, льгот и государственного обеспечения в регионе;
5)Высокоразвитая инфраструктура региона;
6)Больше возможностей трудоустройства и реализации своего потенциала;
Анализируя общие показатели внутренней миграции населения в 2010г.16, мы можем определить основные тенденции во внутренней миграции населения:
С одной стороны,
наблюдается повышение
С другой
– происходит снижение
Внешняя трудовая миграция.
По официальным данным на 2010г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 1640,8 (тыс. чел.) иностранных работников, в том числе:
-из стран СНГ 1246,9 (тыс. чел.)
-из других стран 392,0 (тыс. чел)
Основными странами «поставщиками» трудовых ресурсов в Российскую Федерацию являются: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Казахстан (из стран СНГ); Китай, Турция и Вьетнам (из стран дальнего зарубежья).17
Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин.
Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%18. Основные направления задействования трудовых мигрантов – строительство (Таджикистан, Турция) и торговля (Китай, Вьетнам).
Основные проблемы внешней трудовой миграции являются:
Один из ведущих демографов России – Рыбаковский Л.Л., в своей статье «Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики» обосновал основные меры регулирования миграционной политики РФ, которые в будущем поспособствуют избежанию ряда экономических и социальных проблем в стране.
Во-первых, целевой направленностью миграционной политики должно стать привлечение населения из стран «первого круга» российских интересов – государств нового зарубежья, в первую очередь оставшиеся там соотечественники. В связи с тем, что в странах СНГ отмечается новая волна притеснений русскоязычного населения (открытая дискриминация, рост национализма и неонацизма в Прибалтике) и произошли политические потрясения в странах СНГ («революции» в Украине, Грузии, Киргизии) создалась благоприятная ситуация для возвращения соотечественников на их историческую родину. Именно сейчас России необходимо воспользоваться этим шансом и максимально облегчить доступ и процедуры получения российского гражданства, расширить круг потенциальных получателей гражданства, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Экономика России достаточно привлекательна для мигрантов из этих стран, поэтому трудовые мигранты поедут более активно в страну и пополнят недостающее трудоспособное население, а в перспективе и постоянное население. Подобный вектор мер, конечно же, должен касаться и тех соотечественников, кто уже давно живет и работает в России нелегально и полулегально.
Важным приоритетом
в реализации миграционной политики
также должны стать доступные
и прозрачные порядок и процедура
привлечения мигрантов в
Второй вектор
мер – постоянный контроль в сфере
миграции со стороны соответствующих
служб. В частности, при упрощении
механизма привлечения трудовых
мигрантов, контролирующие меры со стороны
государства должны сохраняться
в отношении законности пересечения
границы, использования рабочей
силы работодателями, условий труда
мигрантов, соблюдения их прав и сроков
пребывания, налоговых и социальных
отчислений с зарплат мигрантов.
Параллельно с либерализацией процедур
по привлечению легальных
Также для страны
важно наладить четкую систему учета
миграции населения, как минимум
по двум направлениям. Первое – необходимо
наладить обработку данных по регистрации
по месту пребывания. Второе – необходимо
создать систему учета и
Подобная комбинация
мер позволит вывести из сферы
криминала и теневой экономики
использование труда мигрантов,
и в конечном итоге, будет способствовать
социально-экономическому и демографическому
развитию России.19
Для определения
количественного и
Показатели общей численности населения в 1989г., 2002г. и 2010г. (чел.) | |
Год | Численность |
1989 | 147021869 |
2002 | 145166731 |
2010 | 141914509 |
Вышеприведённые данные показывают не просто естественную убыль населения в период с 1989г. по 2010г., но и прогрессирующий характер естественной убыли. Так в период с 1989г. по 2002г. (13 лет), общая численность населения уменьшилась на 1855138 (чел.) или на 1,3%, а в период с 2002г. по 2010г.(8 лет), общая численность населения уменьшилась уже на 3252222 (чел.), или на 2,2% , с учётом, что данный период короче предыдущего на 5 лет.
Распределение численности населения страны по основным возрастным группам в 1989г., 2002г. и в 2010г. | |||
Год | мужчины и женщины
0-15 |
мужчины 16-59,
женщины 16-54 |
мужчины 60 и
более,
женщины 55 и более |
1989 | 35995107 | 83746353 | 27195551 |
2002 | 26327283 | 88941569 | 29777984 |
2010 | 22854394 | 88359659 | 30700456 |
Специфика распределения общей численности населения страны по основным возрастным группам отображена на (рис.1)
1)Наибольшую часть среди численности всего населения в 1989г., в 2002г. и в 2010г. составляют лица в трудоспособном возрасте:
-1989г.-57% от общей численности населения;
-2002г.-61% от общей численности населения;
-2010г.-62% от общей численности населения;
Нельзя не отметить тенденцию возрастания части лиц в трудоспособном возрасте от общего числа всего населения. Следовательно, можно увидеть тенденцию возрастания и количества трудовых ресурсов в стране на общем фоне численности населения. Однако численность лиц в трудоспособном возрасте не равняется численности трудовых ресурсов страны, а лишь составляет основную их часть.
2) Особое внимание
необходимо уделить динамике
изменения численности
-1989г.-24% от общей численности населения;
-2002г.-18% от общей численности населения;
-2010г.-16% от общей численности населения;
Население трудоспособного возраста составляет наибольшую часть трудовых ресурсов страны (в ч. 2 ст. 63 ТК РФ определены основные правила приёма на работу, лиц, не достигших 16 лет) 22 в действующий период времени. Однако лица в возрасте до 16 лет, представляют собой источник пополнения трудовых ресурсов страны в будущем. Соответственно снижение численности населения моложе трудоспособного возраста отразится, при формировании трудовых ресурсов страны самым негативным образом.
3) Немалую важность
представляют собой показатели
изменения численности
-1989г.- 19% от общей численности населения;
-2002г.-21% от общей численности населения;
-2010г.-22% от общей численности населения;
В состав трудовых
ресурсов входит также относительно
небольшая часть населения
Анализ общей численности населения, а так же характеристика основных возрастных групп позволяет сделать общие выводы по общей специфики распределения населения по основным возрастным группам и влияния её влияния на формирования трудовых ресурсов страны.
Информация о работе Влияние демографических факторов на формирование трудовых ресурсов России