Влияние демографических факторов на формирование трудовых ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить уровень влияния основных демографических процессов на формирование трудовых ресурсов страны. Выявить основные проблемы формирования трудовых ресурсов России в период с 1989г. по 2010г. и обосновать меры по решению задач, связанных с естественным и пространственным движением населения.
Объект исследования - трудовые ресурсы страны.
Предмет исследования - процесс влияния демографических факторов на формирование трудовых ресурсов страны.

Содержание

Введение 3
1.Население и трудовые ресурсы 6
1.1.Влияние естественного движения населения на формирование трудовых ресурсов России. 11
1.2Влияние пространственного движения населения на формирование трудовых ресурсов России. 17
2.Основные проблемы формирования трудовых ресурсов России в период с 1989г. по 2010г. 24
2.1. Изменение общей численности населения и его возрастная структура 24
2.2. Экономически активное население и его размещение по территории страны 28
3.Формирование и рациональное распределение трудовых ресурсов России. 35
3.1Основные методы решения задач, связанных с показателями естественного движения населения страны. 36
3.2.Основные методы решения задачи, связанной с показателями пространственным движением населения 41
Заключение 43
Список источников 47

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 149.23 Кб (Скачать документ)

1.Задачи, связанные с естественным движением населения:

- повышение уровня рождаемости населения;

-сокращение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста;

-укрепление здоровья населения моложе трудоспособного возраста;

2.Основная задача, связанная с пространственным движением населения:

-привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития населения;

9 октября 2007г.  президентом Российской Федерации  В.В.Путиным был подписан  указ 

«Об утверждении  Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», где конкретно обосновываются основные задачи демографической политики Российской Федерации, а так же описываются  основные меры, способствующие выполнению этих задач.

Приведенные в  « Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года», меры, полностью соответствуют  решению основных проблем влияния  демографических факторов на формирования трудовых ресурсов страны, выявленных в ходе исследования.

3.1Основные  методы решения  задач, связанных  с показателями естественного движения населения страны.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости  включает в себя:

-усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

-развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

-усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

-создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

-обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

-создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

-создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

-развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

-реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

-развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

-реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

-создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

-расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

-разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного  возраста, включает в себя:

-сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

-улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

-сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

-сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

-сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

-сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

Задача укрепления здоровья населения моложе трудоспособного  возраста включает в себя:

-проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

-развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.35

По моему мнению, для повышения уровня физического  состояния страны, также будет  действительна мера по введению общеобязательных спартакиад (на основании опыта СССР) во все учебные заведения страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Основные методы решения задачи, связанной с показателями пространственным движением населения

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

-содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

-привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

-совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

-разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

-создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.36

Хотелось бы добавить, что для решения данной задачи, по моему мнению, будет целесообразным ужесточение внешней миграционной политики, влекущую за собой незамедлительную депортацию нелегального мигранта, без  возможности возвращения. Эта мера позволит избежать, связанных с нелегальной  миграцией на территорию РФ (повышение  уровня преступности среди нелегальных  мигрантов, наблюдаемое в настоящее  время, а так же материальный ущерб, причинённый государству, путём  неуплаты налогов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В современном  обществе роль трудовых ресурсов исключительно  велика. Экономическое и социальное развитие страны во многом определяются количественной и качественной характеристикой  трудовых ресурсов.  Влияние основных демографических факторов на формирование трудовых ресурсов в России – одна из наиболее актуальных тем для нашей  страны в настоящее время.

Демографическая обстановка в стране, сложившаяся  за последние двадцать  лет, влечёт за собой ряд проблем негативно  сказывающихся на формирование и  рациональное распределение трудовых ресурсов в стране. Для выявления  этих проблем и рассмотрения динамики их изменения в период с 1989г. по 2010г., анализировались основные демографические и социальные показатели  по таким аспектам как:

-Основные показатели  естественного прироста населения  с 1960г. по 2010г.;

-Показатели  общей численности населения  в 1989г., 2002г. и 2010г.;

- Распределение  численности населения страны  по основным возрастным группам  в 1989г., 2002г. и в 2010г.;

- Распределение  экономически активного населения  по субъектам РФ в 1989г., 2002г.  и в 2010г.;

-Общие итоги  миграции населения в 2010г.;

- Внутрироссийская  миграция населения 2010г.;

- Основные показатели  заработной платы в период  с 2003г. по 2008г. по субъектам  Российской Федерации;

- Распределение  численности занятых в экономике  и безработных в 1992г., 2002г. и  в 2010г.;

На основе анализа по вышеизложенным аспектам, а так же после изучения теоретического материала по данной теме, были выявлены основные проблемы формирования, рационального использования и распределения трудовых ресурсов в России, а так же степень влияния основных демографических показателей на динамику развития этих проблем за последние двадцать лет.

Информация о работе Влияние демографических факторов на формирование трудовых ресурсов России