Влияние криминальной субкультуры на социализацию российской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение механизмов и последствий влияния криминальной субкультуры на российскую молодёжь.



Задачи исследования:



Раскрыть понятия субкультуры и криминальной субкультуры.



Изучить влияния криминальной субкультуры на культуру российского общество.



Выделить особенности социализации молодежи в современных российских условиях



Изучить особенности и последствия влияния криминальной субкультуры на молодежь

Содержание

1глава: Криминальная субкультура и российское общество: возникновение и проникновение в общественную культуру.

1.1 Понятие субкультуры.



1.2 Криминальная субкультура: особенности и определение.



1.3.Становление криминальной субкультуры в России.



1.4.Укорененность криминальной субкультуры в культуре современного российского общества.

2 глава: Криминальная субкультура и российская молодёжь: влияние и последствия.

2.1 Особенности социализации российской молодёжи в современных условиях.



2.2 Механизмы влияния криминальной субкультуры на российскую молодёжь.

2.3 Антисоциальные неформальные объединения молодежи как последствие влияния криминальной субкультуры.

Работа состоит из  1 файл

лл.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

 

Феномен российской тюремной субкультуры является уникальным и тотальным. Вот как её описывает Л. Самойлов, отбывший небольшой строк в местах заключения по сфабрикованному делу: «Однако у меня за плечами был уже год пребывания в тюрьме. Ещё там я понял, что главная сила, которая противостоит здесь обыкновенному, рядовому заключению и господствует над ним, – не администрация, не надзиратели, не конвой. Они в повседневном обиходе далеко и образуют внешнюю оболочку лагерной среды… Силой, давящей на личность заключённого, повседневно и ежечасно, готовой сломать и изуродовать его, является здесь другое – некий молчаливо признаваемый неписаный закон, негласный кодекс поведения, дух уголовного мира. От него не уклоняются. Избежать его невозможно» [Самойлов 1989, c. 152]. «Когда наступает темнота и офицеры с солдатами уходят, подымают голову те, кого “зона” воспринимает как истинных властителей…» [Самойлов 1989, c. 154]. «Так чья же власть перевешивает в “зоне”? Кто больше может? Кто истинный повелитель? Кто способен формировать нормы и установки? Кто тут воспитывает?» [Самойлов 1989, c. 157].

 

В заключении, советские, а теперь и российские «школы жизни», не исправляют, а погружают вновь прибывших в тюремную культуру, усиливают криминальные установки, что после освобождения помимо ретрансляции криминальной субкультуры в обычную среду, ведёт к повторному совершению преступления. Также возможен феномен «заражения» данными ценностями окружения, что также в свою очередь влияет на укоренения криминальных установок поведения и поступков.

 

Выделив пути и сферы проникновения криминальной субкультуры в общество, мы в дальнейшем сможем проследить влияние данной субкультуры на младшие поколения, на молодежь в современном российском обществе.

 

2. Криминальная субкультура и российская молодёжь

2.1Особенности социализации российской молодёжи в современных условиях

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

 

1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер, с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

 

2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

 

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:

 

1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего

 

старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в

 

новых условиях;

 

2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры

 

общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить

 

воспроизводство своих рядов.

 

3) ослаблением системы формального и неформального социального

 

контроля, как фактора социализации.19

 

Изучение проблем социализации подростков является одним из главных направлений в социологическом и антропологическом изучении молодёжи, которая в наше время становится очень значимой для общества. Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией

 

постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно

 

острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.20

 

В этих условиях молодежь, оставшаяся большей частью «без попечительства» общества, крупных политических сил, неспособных проявить инициативу со своей стороны и безучастно ожидающих нового взрыва молодежной активности, может стать добычей разного рода экстремистов.

 

Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социально-

 

политических ориентиров и норм.

 

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации – социально-значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных

 

гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно- делинквентного поведения 21.

 

Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с неформальными молодежными организациями, также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

 

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи.

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное настоящее остается в замкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемыми веками ценностями, традициями возникает, растет, оформляется как культ повседневности, обыденности, мещанства. Социализация современного российского общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не

 

опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни – наконец – в настоящем, т.е. – существовать на базе вакуума.

2.2 Механизмы влияния криминальной субкультуры и российской молодёжи.

 

Тюремная субкультура России оказывает широкое влияние и на молодежную культуру россиян. Тюремные традиции, нормы и установки являются неотъемлемым элементом социализации большинства российских подростков. Проявления тюремной культуры, традиций, атрибутов в подростковой и молодёжной культуре осуществляются в форме наиболее приближенной к оригинальной форме тюремной культуры. «По понятиям» живёт большинство школьников России.

Одним из способов передачи тюремных субкультурных установок в подростковую среду является процесс ретрансляции тюремных паттернов от старших подростков и молодёжи, побывавших в местах заключения, младшим подросткам. Другим возможным способом передачи тюремной культуры в подростковую среду, являются взрослые, родители детей, родственники, старшие братья и сёстры и т. д., побывавшие в местах заключения, и как видно из предыдущих разделов, количество заключённых в России чрезвычайно велико.22

Рассмотрим один из примеров того, как осуществлялся процесс передачи тюремной культуры в «обычную» подростковую среду и подростковые шайки в городе Улан-Удэ: «Для борьбы с… объединёнными в группировки, городские власти и республиканские власти стали организовывать БКД – “боевые комсомольские дружины”…» [Митупов 2003, c. 185]. «Однако с возрастанием числа побывавших в “зоне” молодых людей… противостояние сначала сделалось принципиальным, а затем, по существу, было проиграно комсомолом…Отсидеть и выйти, а потом рассказать своим “пацанам” про “зону”, “парашу”, кто как “вкован” и где надо вовремя “рюхнуться” и не “присесть” – стало считаться большой доблестью, чем учиться… Тюремные ценности возобладали… Понятия “зоны” всё больше регулировали и внутригрупповые, и межгрупповые взаимоотношения… Чем чаще “сидели”, чем быстрее взрослели, тем более устойчивыми становились традиции полууголовной и уголовной романтики в рядах молодёжи…» [Митупов 2003, c. 186]. А. Салагаев также говорит о том, что: «Большую роль в возникновении шаек сыграл преступный мир, который в определённый период времени “освоил” подростковые компании, и преобразовал их в хорошо организованные группировки» [Салагаев 2005, c. 188]. Митупов указывает, что «…подростки стали ориентироваться больше на кулак да на группировки, которые контролировали школы» [Митупов 2003, c. 186].

 

Существует проблема безнадзорности вышестоящих инстанций и аккумулирования и распространения криминальных норм в большинстве российских школ, и, конечно же в вооружённых силам Российской Федерации. О невозможности персонала школы контролировать ситуацию в школе и между учащимися говорят результаты одного из исследований: «Школьное влияние практически не проявляется в формировании или предупреждении подростковой девиантности. Это обусловлено прежде всего негативным отношением большинства подростков к школе как институту социального контроля» [Гилинский и др. 1993, с. 110]. Таким образом, помимо «получения знаний», изучения атрибутов российского государства, государственного флага, герба, заучивания гимна, дети проходят и через иную социализацию. Многим из них не нравится «жить по понятиям», однако, как и заключённые, отбывающие свой срок по решению суда, дети вынуждены ходить в школу. Известны случаи, когда жизнь «по понятиям» и постоянные вымогательства доводили школьников до самоубийства. А после выпуска юношей ожидает армия.

 

Очевидным является то, что культура российских детей, подростков, молодёжи и военнослужащих движется и развивается в рамках тюремной культуры. Например, по мнению А. Салагаева и А. Шашкина в России, в отличие от США, ценности шаек были привнесены из тюремной культуры, а не наоборот [Салагаев, Шашкин 2004, с. 54].

 

Здесь можно сделать вывод, что криминальная субкультура активно распространяется среди российской молодёжи. И вызвано это рядом многочисленных факторов: от распространённости криминальных установок в обществе до психологической предрасположенности молодого поколения принимать нормы старших поколений. Молодёжный и подростковый слой общества становиться жертвой риска «заражения» криминальной субкультурой, что несёт за собой определённые последствия. Данные последствия я попробую раскрыть ниже.

2.3Антисоциальные неформальные объединения молодежи как последствие влияния криминальной субкультуры.

 

 

Как отмечалось выше, доминирующие практики и традиции подростков и молодёжи являются во многих случаях полным отражением практик и традиций тюремной и криминальной субкультуры.

 

Последствия влияния такой субкультуры могут быть самыми разными: увеличение преступности среди молодёжи, вхождение в состав преступных группировок несовершеннолетних и т.д. Но наиболее важно, на мой взгляд, рассмотреть самостоятельные молодёжные объединения. И именно те объединения, которые больше подвержены влиянию криминальной субкультуры. Так как не существует внешнего контроля над данными сообществами, что за собой влечёт непредсказуемые последствия.

 

Бытует мнение, что криминальная субкультура имеет место лишь в исправительных учреждениях (колониях и тюрьмах), приемниках-распределителях для несовершеннолетних и молодежи, следственных изоляторах, а также в близких к ним специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (специальных школах и специальных ПТУ). Конечно, именно здесь криминальная субкультура особенно рельефно выражена. Однако следует учесть, что она существует и вне этих учреждений, т.е. на свободе - в других заведениях (детских домах, интернатах, общежитиях для взрослых на предприятиях, в армейских подразделениях и даже в обычных общеобразовательных школах и ПТУ).23

 

Давайте внимательно присмотримся к несовершеннолетнему обучающемуся, например, в общеобразовательной школе или ПТУ. Он находится в нескольких сферах отношений одновременно. Первая сфера - формальная (официальная), связанная с исполнением учащимся закона о всеобуче. Он обязан посещать школу или ПТУ, овладевать знаниями. Эти его обязанности зафиксированы в Положениях об указанных учебных заведениях. Трудясь на производстве, он должен соблюдать, трудовую, производственную и технологическую дисциплину. За нарушение установленных правил и норм официальных отношений к учащемуся могут быть применены многообразные санкции (порицание, наказание и т.п.). Другая сфера отношений - неофициальная (неформальная). Она связана с положением несовершеннолетнего в среде сверстников и в семье, С неформальными отношениями со взрослыми. Здесь используются другие меры воздействия на личность. Естественно, каждая из этих сфер отношений имеет свою шкалу ценностей, престижности личности и оценки ее поведения.

Информация о работе Влияние криминальной субкультуры на социализацию российской молодежи