Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа
Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В ней происходит рождение нового поколения, взросление подростков, большая часть жизни взрослых людей. Наконец, семья провожает человека в последний путь и хранит память о его индивидуальной, неповторимой судьбе. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.
Введение
Жизнь
каждого человека так или иначе
связана с семьей. В ней происходит
рождение нового поколения, взросление
подростков, большая часть жизни
взрослых людей. Наконец, семья провожает
человека в последний путь и хранит
память о его индивидуальной, неповторимой
судьбе. Поэтому все социальные проблемы
современности так или иначе затрагивают
семью, преломляются в ее самочувствии,
способности выполнять свои многочисленные
функции, справляться с трудностями. Проблемы
жизнедеятельности семьи в России определяются
как общемировыми тенденциями, характерными
для развитых индустриальных стран в последние
десятилетия, так и острым социально-экономическим
кризисом в стране в последние годы, больно
ударившим по всем слоям населения и, следовательно,
по семье. Нарастающие трудности и деструктивные
тенденции грозят превысить защитные
и самовосстановительные возможности
семьи. Ей нужна помощь государства и общества,
так как угроза семейному образу жизни,
его неудовлетворительное функционирование
и разрушение — это угроза государству
и обществу.
Возникновение
семьи обусловлено как
Однако прегоминиды, то есть предлюди, наши дальние предки, вступившие на путь эволюции от высших человекообразных обезьян к современному человеку, уже не могли действовать только под влиянием животных инстинктов и зоологического индивидуализма, которые препятствуют человекообразным обезьянам создавать длительные и устойчивые объединения, помогать друг другу в охоте, делиться пищей и т.д.
Особенности, приобретенные прегоминидами в результате спонтанных мутаций, сделали для них насущно необходимым изготовление и использование орудий, жизнь в коллективе и соответствующую взаимопомощь. Поэтому неупорядоченные проявления полового инстинкта, свойственные животным, могли привести внутри небольшого и очень уязвимого первобытного коллектива к столкновениям, борьбе и даже убийствам, что, безусловно, должно было дезорганизовать, ослабить или вовсе разрушить данную общность, препятствуя ее производственно-охотничьей или собирательской деятельности. Поэтому эксцессы в этой области были поставлены под контроль коллектива еще прежде, чем человек стал подлинно разумным и приобрел современный физический облик. Формой такого контроля стал элементарный брак, то есть социальная норма, социальное регулирование половых отношений между мужчинами и женщинами.
Разновидности брака, известные сегодня, исторически и культурно многообразны. Некоторые из них существуют среди достаточно немногочисленных народностей, задержавшихся на стадии родовых или позднеродовых отношений. Черты других прослеживаются едва ли не у всех живущих ныне народов. Среди таких особенностей — запрет на инцест, то есть половые отношения с близкими родственниками, и вытекающая из него экзогамия, то есть обязанность искать брачного партнера вне круга родственников. Постепенно сложился наиболее распространенный сегодня, во всяком случае, единственно законный в странах европейской цивилизации и в России, парный моногамный брак, то есть союз одного мужчины и одной женщины. Характерно, что в странах, где юридически разрешены другие формы брачных отношений, например полигамия (многоженство), на практике преобладает моногамия.
Таким образом, "брак — это исторически изменяющаяся социальная форма от ношении между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизни и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности". Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей брачных установлений.
Нетрудно заметить, что брак в современных условиях означает создание семьи, но собой семью не исчерпывает. Исторически между формированием брака и появлением семьи должны были пройти долгие годы, заполненные прежде всего совершенствованием социально-экономического потенциала древнейшего общества.
Экономической предпосылкой появления семьи стало развитие производительных сил, позволившее нашим предкам иметь хотя бы небольшой избыток продукта сверх необходимого, который прежде потреблялся совместно и уравнительно всеми членами данного рода.
Социально-биологические предпосылки семьи вытекают из особенностей роста и развития человеческих детенышей. Они рождаются беспомощными, растут медленно, и между окончанием грудного вскармливания и временем, когда они сами смогут добывать себе пищу, проходит, даже в примитивных обществах охотников и собирателей, 12-14 лет. В обществах, где для удачного социального старта нужны более сложные и насыщенные знания и навыки, этот период еще более растягивается.
Любое животное, вне зависимости от условий своей индивидуальной жизни, будет действовать только в соответствии с врожденной, биологически заложенной в его наследственном аппарате программой. У человеческого младенца такой наследственной поведенческой программы нет. Речью, двигательными навыками, эмоциональным опытом он овладевает только в человеческом общении. Недаром этот процесс был назван социализацией, то есть вхождением маленького человека в общество людей, превращением его в существо преимущественно социальное. Если эта социализация не адекватна, то есть не соответствует природным задаткам данного индивида и социальным требованиям данного общества, то, даже при отличных врожденных предпосылках, может вырасти человек ущербный, неполноценный, плохо приспособленный к самостоятельному существованию среди людей. Поэтому объективная необходимость обеспечить все усложняющийся процесс социализации человеческого потомства ярилась одной из важнейших предпосылок появления семьи.
И, наконец, психологические предпосылки. Материнское чувство, вероятно, все-таки базируется на инстинктивной основе. В человеческом коллективе, при усложнении сознательной и эмоциональной деятельности, женщины, вероятно, так или иначе выделяли собственных детей среди всех детей данной общины. В то же время отцовское чувство целиком социально. У животных подобных отношений нет.
Социальные
брачные отношения, развиваясь и
усложняясь, приводят, таким образом, к
социальным семейным отношениям, которые
множеством нитей связаны с тем конкретно-историческим
типом общества, где сформировалась и
функционирует данная семья. Формы семейных
отношений также исторически и культурно
изменчивы, на них накладывают свой отпечаток
религиозные и традиционные нормы данного
общества, климатические условия и социальные
отношения. Но везде или почти везде в
четко выделенной или неявной форме можно
разглядеть родительскую пару и их невзрослых
детей — то, что сегодня называют "нуклеарной"
(от лат.nukleus — ядро) семьей, ядром любой
семейной системы.
Семья является устойчивой системой взаимоотношений, выполняющих определенные функции, то есть имеет черты социального института. Будучи основанной на браке, семья имеет юридически-правовой статус, особенности которого определяются государственным законодательством. Этот статус позволяет государству как защищать семью, так и наказывать ее членов за нарушение тех или иных законов о семье. Кроме того, государство защищает имущество семьи, ибо семейная жизнь непременно связана с владением какой-либо собственностью, хотя бы минимальной, которую супруги и другие члены семьи используют в хозяйственном обиходе. Семья, как правило, основана на общности проживания либо в доме родителей мужа (патрилокальное поселение), либо у родителей жены (матрилокальное), либо в отельном от прародителей жилище (неолокальное поселение).
Члены семьи имеют нравственные обязательства поддержки и взаимопомощи, хотя и не зафиксированные порой в письменном праве, но явственные для любого нормального члена родственной общности, потому что родственники — и ближние, а в некоторых культурах и дальние — связаны взаимным чувством, которое объединяет их в особую группу и отделяет от всех чужих. Наконец, физическая близость между супругами осуществляется не только для удовлетворения сексуальной потребности — в результате этих отношений на свет появляются дети. Генетически связанные — сексуальные потребности и деторождение в ходе долгой человеческой истории достаточно обособились друг от друга, так что интимная близость в большинстве случаев не имеет целью деторождение. Оно оказывается связанным с другой влиятельной собственно человеческой потребностью — потребностью в детях. Семья — это, помимо всего прочего, и малая группа, члены которой объединены эмоциональной связью, общими действиями по удовлетворению совместных потребностей и общей целью — рождением и воспитанием детей. По мере развития процесса эмансипации личности от власти коллектива целью семьи все более становится также содействие саморазвитию всех своих членов.
Итак, семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами.
Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. В любом другом коллективе человеку нужно демонстрировать свои достижения, в семье его принимают и с недостатками. Семья порождает первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Поэтому судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы.
Семья — это система, элементами которой являются отдельные ее члены, а системообразующей связью — родственные и супружеские отношения между ними. Структура семьи определяется способом организации взаимодействий между различными ее элементами, в том числе половозрастными ролями, принятыми на себя каждым членом семьи. Связи между элементами могут быть как жесткими, так и гибкими, причем последние предпочтительнее в динамично изменяющемся обществе, а первые — в традиционном.
Взаимоотношения
семьи и общества предполагают как
совместную деятельность, так и значительную
долю автономности по отношению друг к
другу.В частности,семья является системой,
восстанавливающей постоянство своих
внутренних отношений после какого-либо
внешнего воздействия.Это предопределяет
как устойчивость семьи перед бурями общественного
развития, способность ее быть опорой
и хранительницей традиционных нравственных
ценностей и обычаев, так и известный ее
консерватизм, сопротивление переменам,в
том числе, и прогрессивным.[1,35-40]
3. Типология особенности современной российской семьи
Поданным последней переписи населения в 1989 г., в России насчитывалось 40 246 тыс. семей. Конечно, за прошедшие сооственные противоречия, внутренние трудности, а внешние воздействия могут осложнять или облегчать их разрешение. Существует понятие "кризис брака", относящееся к переломным моментам, когда семья чаще всего испытывает сильнейшие напряжения, которые могут привести к разрыву. Это не значит, конечно, что в другие периоды распад брака невозможен, но в моменты кризисов он происходит чаще.
В первый кризис брака семья вступает в первые годы и даже месяцы брака: распадается каждая пятая, если не каждая четвертая семья. Причиной распада брака является неудавшаяся адаптация супругов друг к другу и к браку, а также неоправдавшиеся ожидания одного из них, или же обоих. Специалисты считают крайне нереалистичным характер мышления наших будущих супругов. Когда же действительность закономерно расходится с романтическими ожиданиями, брак может разрушиться. Сравнительная легкость развода повышается, если в семье еще нет детей.
Следующий тревожный этап — время рождения первого ребенка, "бэби-шок", как называют это зарубежные исследователи. Это качественное изменение, в ходе которого брак, как отношения в известной мере эгоистические, превращается в семью, то есть отношения прежде всего альтруистические. Ролевая структура малой группы изменяется, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а новый компромисс по их распределению еще не выработан.
Рождение второго и последующих детей, как правило, не вызывает подобных катаклизмов, ибо, во-первых, определенные семейные механизмы уже сложились и функционируют, во-вторых, на рождение последующих детей супруги решаются чаще всего лишь в том случае, когда кризис, связанный с рождением первого ребенка, разрешается продуктивно. Но появление новых детей в прежде однодетной семье может вызвать целый комплекс переживаний у прежде единственного ребенка. Эти психологические, педагогические, а иногда и физиологические последствия бывают различными и зависят от интергенетического промежутка (интервалы между рождениями), небезразличного не только для здоровья матери, но и для самочувствия всех детей в семье, номера ребенка, его возраста по сравнению с другими детьми и т.д.
Также своеобразный тип — семья с детьми-подростками. Сегодня больше известно о внутренних особенностях психосоматических изменений в этот период, о динамике протекания пубертатного кризиса, а также о влиянии сегодняшних морально-психологических сложностей на подростков в таком состоянии. Специалисты стараются переориентировать семью с проблем детей на проблемы родителей: половое созревание первых является нормальным и неизбежным моментом их становления, а острая, неадекватная болезненная реакция родителей бесполезна и может подействовать разрушительно на семью, на взаимоотношения с детьми, на здоровье всех членов семьи.
Сложным
и многосторонне кризисным
Информация о работе Влияние культуры в России на жизнедеятельность семьи