Влияние культуры в России на жизнедеятельность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание

Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В ней происходит рождение нового поколения, взросление подростков, большая часть жизни взрослых людей. Наконец, семья провожает человека в последний путь и хранит память о его индивидуальной, неповторимой судьбе. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Жизнь каждого человека так или иначе  связана с семьей. В ней происходит рождение нового поколения, взросление подростков, большая часть жизни  взрослых людей. Наконец, семья провожает  человека в последний путь и хранит память о его индивидуальной, неповторимой судьбе. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Проблемы жизнедеятельности семьи в России определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых индустриальных стран в последние десятилетия, так и острым социально-экономическим кризисом в стране в последние годы, больно ударившим по всем слоям населения и, следовательно, по семье. Нарастающие трудности и деструктивные тенденции грозят превысить защитные и самовосстановительные возможности семьи. Ей нужна помощь государства и общества, так как угроза семейному образу жизни, его неудовлетворительное функционирование и разрушение — это угроза государству и обществу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Происхождение семьи

     Возникновение семьи обусловлено как биологическими, так и социально-экономическими причинами. В основе первых лежит половой инстинкт — один из самых сильных врожденных механизмов, регулирующих поведение животных.

     Однако  прегоминиды, то есть предлюди, наши дальние  предки, вступившие на путь эволюции от высших человекообразных обезьян к современному человеку, уже не могли действовать только под влиянием животных инстинктов и зоологического индивидуализма, которые препятствуют человекообразным обезьянам создавать длительные и устойчивые объединения, помогать друг другу в охоте, делиться пищей и т.д.

     Особенности, приобретенные прегоминидами в  результате спонтанных мутаций, сделали для них насущно необходимым изготовление и использование орудий, жизнь в коллективе и соответствующую взаимопомощь. Поэтому неупорядоченные проявления полового инстинкта, свойственные животным, могли привести внутри небольшого и очень уязвимого первобытного коллектива к столкновениям, борьбе и даже убийствам, что, безусловно, должно было дезорганизовать, ослабить или вовсе разрушить данную общность, препятствуя ее производственно-охотничьей или собирательской деятельности. Поэтому эксцессы в этой области были поставлены под контроль коллектива еще прежде, чем человек стал подлинно разумным и приобрел современный физический облик. Формой такого контроля стал элементарный брак, то есть социальная норма, социальное регулирование половых отношений между мужчинами и женщинами.

     Разновидности брака, известные сегодня, исторически  и культурно многообразны. Некоторые  из них существуют среди достаточно немногочисленных народностей, задержавшихся на стадии родовых или позднеродовых отношений. Черты других прослеживаются едва ли не у всех живущих ныне народов. Среди таких особенностей — запрет на инцест, то есть половые отношения с близкими родственниками, и вытекающая из него экзогамия, то есть обязанность искать брачного партнера вне круга родственников. Постепенно сложился наиболее распространенный сегодня, во всяком случае, единственно законный в странах европейской цивилизации и в России, парный моногамный брак, то есть союз одного мужчины и одной женщины. Характерно, что в странах, где юридически разрешены другие формы брачных отношений, например полигамия (многоженство), на практике преобладает моногамия.

     Таким образом, "брак — это исторически изменяющаяся социальная форма от ношении между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизни и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности". Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей брачных установлений.

     Нетрудно  заметить, что брак в современных  условиях означает создание семьи, но собой семью не исчерпывает. Исторически между формированием брака и появлением семьи должны были пройти долгие годы, заполненные прежде всего совершенствованием социально-экономического потенциала древнейшего общества.

     Экономической предпосылкой появления семьи стало  развитие производительных сил, позволившее  нашим предкам иметь хотя бы небольшой избыток продукта сверх необходимого, который прежде потреблялся совместно и уравнительно всеми членами данного рода.

     Социально-биологические  предпосылки семьи вытекают из особенностей роста и развития человеческих детенышей. Они рождаются беспомощными, растут медленно, и между окончанием грудного вскармливания и временем, когда они сами смогут добывать себе пищу, проходит, даже в примитивных обществах охотников и собирателей, 12-14 лет. В обществах, где для удачного социального старта нужны более сложные и насыщенные знания и навыки, этот период еще более растягивается.

     Любое животное, вне зависимости от условий  своей индивидуальной жизни, будет действовать только в соответствии с врожденной, биологически заложенной в его наследственном аппарате программой. У человеческого младенца такой наследственной поведенческой программы нет. Речью, двигательными навыками, эмоциональным опытом он овладевает только в человеческом общении. Недаром этот процесс был назван социализацией, то есть вхождением маленького человека в общество людей, превращением его в существо преимущественно социальное. Если эта социализация не адекватна, то есть не соответствует природным задаткам данного индивида и социальным требованиям данного общества, то, даже при отличных врожденных предпосылках, может вырасти человек ущербный, неполноценный, плохо приспособленный к самостоятельному существованию среди людей. Поэтому объективная необходимость обеспечить все усложняющийся процесс социализации человеческого потомства ярилась одной из важнейших предпосылок появления семьи.

     И, наконец, психологические предпосылки. Материнское чувство, вероятно, все-таки базируется на инстинктивной основе. В человеческом коллективе, при усложнении сознательной и эмоциональной деятельности, женщины, вероятно, так или иначе выделяли собственных детей среди всех детей данной общины. В то же время отцовское чувство целиком социально. У животных подобных отношений нет.

     Социальные  брачные отношения, развиваясь и  усложняясь, приводят, таким образом, к социальным семейным отношениям, которые множеством нитей связаны с тем конкретно-историческим типом общества, где сформировалась и функционирует данная семья. Формы семейных отношений также исторически и культурно изменчивы, на них накладывают свой отпечаток религиозные и традиционные нормы данного общества, климатические условия и социальные отношения. Но везде или почти везде в четко выделенной или неявной форме можно разглядеть родительскую пару и их невзрослых детей — то, что сегодня называют "нуклеарной" (от лат.nukleus — ядро) семьей, ядром любой семейной системы. 

  1. Сущность  семьи

     Семья является устойчивой системой взаимоотношений, выполняющих определенные функции, то есть имеет черты социального  института. Будучи основанной на браке, семья имеет юридически-правовой статус, особенности которого определяются государственным законодательством. Этот статус позволяет государству как защищать семью, так и наказывать ее членов за нарушение тех или иных законов о семье. Кроме того, государство защищает имущество семьи, ибо семейная жизнь непременно связана с владением какой-либо собственностью, хотя бы минимальной, которую супруги и другие члены семьи используют в хозяйственном обиходе. Семья, как правило, основана на общности проживания либо в доме родителей мужа (патрилокальное поселение), либо у родителей жены (матрилокальное), либо в отельном от прародителей жилище (неолокальное поселение).

     Члены семьи имеют нравственные обязательства  поддержки и взаимопомощи, хотя и не зафиксированные порой в письменном праве, но явственные для любого нормального члена родственной общности, потому что родственники — и ближние, а в некоторых культурах и дальние — связаны взаимным чувством, которое объединяет их в особую группу и отделяет от всех чужих. Наконец, физическая близость между супругами осуществляется не только для удовлетворения сексуальной потребности — в результате этих отношений на свет появляются дети. Генетически связанные — сексуальные потребности и деторождение в ходе долгой человеческой истории достаточно обособились друг от друга, так что интимная близость в большинстве случаев не имеет целью деторождение. Оно оказывается связанным с другой влиятельной собственно человеческой потребностью — потребностью в детях. Семья — это, помимо всего прочего, и малая группа, члены которой объединены эмоциональной связью, общими действиями по удовлетворению совместных потребностей и общей целью — рождением и воспитанием детей. По мере развития процесса эмансипации личности от власти коллектива целью семьи все более становится также содействие саморазвитию всех своих членов.

     Итак, семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами.

     Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. В любом другом коллективе человеку нужно демонстрировать свои достижения, в семье его принимают и с недостатками. Семья порождает первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Поэтому судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы.

     Семья — это система, элементами которой являются отдельные ее члены, а системообразующей связью — родственные и супружеские отношения между ними. Структура семьи определяется способом организации взаимодействий между различными ее элементами, в том числе половозрастными ролями, принятыми на себя каждым членом семьи. Связи между элементами могут быть как жесткими, так и гибкими, причем последние предпочтительнее в динамично изменяющемся обществе, а первые — в традиционном.

     Взаимоотношения семьи и общества предполагают как совместную деятельность, так и значительную долю автономности по отношению друг к другу.В частности,семья является системой, восстанавливающей постоянство своих внутренних отношений после какого-либо внешнего воздействия.Это предопределяет как устойчивость семьи перед бурями общественного развития, способность ее быть опорой и хранительницей традиционных нравственных ценностей и обычаев, так и известный ее консерватизм, сопротивление переменам,в том числе, и прогрессивным.[1,35-40] 

    3. Типология особенности современной российской семьи

     Поданным  последней переписи населения в 1989 г., в России насчитывалось 40 246 тыс. семей. Конечно, за прошедшие сооственные противоречия, внутренние трудности, а внешние воздействия могут осложнять или облегчать их разрешение. Существует понятие "кризис брака", относящееся к переломным моментам, когда семья чаще всего испытывает сильнейшие напряжения, которые могут привести к разрыву. Это не значит, конечно, что в другие периоды распад брака невозможен, но в моменты кризисов он происходит чаще.

     В первый кризис брака семья вступает в первые годы и даже месяцы брака: распадается каждая пятая, если не каждая четвертая семья. Причиной распада брака является неудавшаяся адаптация супругов друг к другу и к браку, а также неоправдавшиеся ожидания одного из них, или же обоих. Специалисты считают крайне нереалистичным характер мышления наших будущих супругов. Когда же действительность закономерно расходится с романтическими ожиданиями, брак может разрушиться. Сравнительная легкость развода повышается, если в семье еще нет детей.

     Следующий тревожный этап — время рождения первого ребенка, "бэби-шок", как  называют это зарубежные исследователи. Это качественное изменение, в ходе которого брак, как отношения в известной мере эгоистические, превращается в семью, то есть отношения прежде всего альтруистические. Ролевая структура малой группы изменяется, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а новый компромисс по их распределению еще не выработан.

     Рождение  второго и последующих детей, как правило, не вызывает подобных катаклизмов, ибо, во-первых, определенные семейные механизмы уже сложились и функционируют, во-вторых, на рождение последующих детей супруги решаются чаще всего лишь в том случае, когда кризис, связанный с рождением первого ребенка, разрешается продуктивно. Но появление новых детей в прежде однодетной семье может вызвать целый комплекс переживаний у прежде единственного ребенка. Эти психологические, педагогические, а иногда и физиологические последствия бывают различными и зависят от интергенетического промежутка (интервалы между рождениями), небезразличного не только для здоровья матери, но и для самочувствия всех детей в семье, номера ребенка, его возраста по сравнению с другими детьми и т.д.

     Также своеобразный тип — семья с детьми-подростками. Сегодня больше известно о внутренних особенностях психосоматических изменений в этот период, о динамике протекания пубертатного кризиса, а также о влиянии сегодняшних морально-психологических сложностей на подростков в таком состоянии. Специалисты стараются переориентировать семью с проблем детей на проблемы родителей: половое созревание первых является нормальным и неизбежным моментом их становления, а острая, неадекватная болезненная реакция родителей бесполезна и может подействовать разрушительно на семью, на взаимоотношения с детьми, на здоровье всех членов семьи.

     Сложным и многосторонне кризисным объектом является семья в фазе "вылета птенцов из гнезда, то есть в период взросления детей. Даже если дом реально не становится "пустым гнездом", дети по-прежнему живут в нем, они более или менее резко эмансипируются от влияния, власти и эмоциональной привязанности родителей. Их поведение и реакции изменяются. Внешние события этого отрыва — брак, отъезд и д. — только обозначают более существенные внутренние изменения: многие семьи, утерявшие эмоциональную близость, сохраняются только ради совместной цел и — поставить детей на ноги. Когда цель достигнута, выясняется, что, кроме быта, ничего больше не связывает прежде близких людей. Это период становления новых отношений, легализации прежде скрытых, на него приходится один из пиков разводимо. Сложность еще и в том, что с этой семейной фазой совпадает личностный кризис сорокалетних, или кризис "последнего шанса", протекающий по-разному у различных мужчин и женщин.

Информация о работе Влияние культуры в России на жизнедеятельность семьи