Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа
Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В ней происходит рождение нового поколения, взросление подростков, большая часть жизни взрослых людей. Наконец, семья провожает человека в последний путь и хранит память о его индивидуальной, неповторимой судьбе. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.
Стадия
пожилой семьи — это жизнь
людей, все более обремененных болезнями,
все более зависимых от окружающих,
чаше всего, малообеспеченных, нередко
одиноких: смертность мужчин в этом возрасте
в шесть-семь раз выше смертности женщин.
[2, 34-45]
Определений понятия "культура" великое множество. Специалисты насчитывают их несколько сотен, но так или иначе в каждом из них присутствуют указания на то, что культура это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, человеческие ценности и признанные способы поведения, объективированные и соблюдаемые в любых общностях, передаваемые другим общностям и поколениям. В узком смысле культуру чаще понимают как духовную культуру, то есть создание произведений искусства, литературы, живописи, драматургии и т.д.
Где и когда начинается освоение культуры? Где и когда ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения? Конечно, в семье. Именно здесь начинается приобщение к культуре. В семье ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, предопределяя дальнейшие поступки и манеры. Семья как бы обладает монополией на первичную социализацию и приобщение к культуре маленького человека. Если бы семья как социальный институт, вдруг отказалась бы от выполнения этой роли, то социализация прекратилась бы в глобальном масштабе, культура погибла, и это, в свою очередь, привело бы к гибели человечества в целом.
В то же время, в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства каждая семья создает собственную среду. Семья придает своим членам, причем не только новорожденным, но и тем, кто, вступив в брак, вливается в эту семью известное своеобразие. И потому "войти в семью" означает принять и усвоить ее субкультуру, не признавших такой порядок семья обычно отторгает.
Семейная
культура призвана удовлетворять эмоциональные
потребности личности, предотвращать
ее дезинтеграцию, она же устанавливает
контроль сексуального поведения. Культура,
по З.Фрейду, подавляет, ограничивает инстинктивные
начала человеческой натуры, но она не
исключает ни секс, ни даже агрессивность,
она лишь накладывает рамки, диктуя время,
место, средства таких поступков. Если
объектом культуры в целом являются огромные
массы людей, то семейная культура обращена
к отдельному человеку, его конкретной
личностной судьбе.
5. Русская традиционная семья и культурные традиции в. России
Понять русский национальный характер, вывести русскую национальную идею вне понимания истории семейных нравов, укладов — невозможно. В семье корни всех социальных институтов и характерных черт, присущих России, всего того, что придает ей неповторимый колорит. И все это заложено в организации традиционной русской крестьянской семьи.
Почему крестьянской? К концу XIX века, как свидетельствует перепись 1897 года, население Российской империи составляло 125 млн. человек, из них 106 млн. — крестьяне (85%), в 1913 году численность крестьянства несколько уменьшилась, но по прежнему составляла абсолютное большинство населения — 82%, и только в 1962 году возникает паритет между числом горожан и сельчан. Сельский крестьянский быт с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой не только пригороды, но и сами маленькие городки, в которых проживало большинство городского населения России.
В основе традиционного русского крестьянского общества лежал особый институт — сельская община или мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему были подвластны не только экономические и аграрные вопросы, но и внутри-семейные дела, вплоть до рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище "малый" или "бобыль", а незамужняя женщина и в старости звалась "девкой". Передел земли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но пропорционально числу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не принимались. Только брак обеспечивал доступ к землепользованию, именно поэтому дореволюционная Россия была на первом месте в Европе по уровню брачности, в 1897 году только 4% женщин и 3% мужчин в возрасте от 40 до 50 лет были незамужними или холостяками. Не вступали в брак увечные, дефективные или те, кто уходил в монастырь.
Глава
семьи осуществлял
Крестьянская семья имела мало общего по своей культуре и быту с семьей аристократической, ориентированной на Западную Европу. Отсюда и постоянные шараханья русской интеллигенции от обожествления и преклонения до полного презрения и охаивания народа, а тот, в свою очередь, отвечал своим просвещенным соотечественникам подозрительностью и отчужденностью. Водораздел проходил через психологический склад личностей: крестьянина отличала привязанность к общине, семье, к своей группе, к землякам, тогда как западноевропейской ментально русских аристократов и интеллигенции были свойственны индивидуализм и индивидуалистический стиль мышления. В сущности, они всегда оставались лишь соотечественниками, людьми, живущими в одной стране, но воспитывающимися в разных семейных культурах, разных традициях, даже общность религии не объединяла эти две социальные группы. Между тем, роль церкви для семьи и культуры была в России огромна, все семейные события — рождение, брак, смерть освящались церковью и совершались по ее догматам.[4, 26-37]
6. Культура как интегральный фактор семьи и общества
Попытки истолковать все происходящее с современной семьей (уменьшение числа свадеб и рождений, рост числа разводов и одиноких матерей) только как результат крутой ломки общественной и экономической структуры России требуют некоторой коррекции. Конечно, при любых катаклизмах в обществе семья, как его основа, принимала на себя тяжелые деформирующие удары, но размеры трещин и изломов всегда определялись предисторией или, говоря проще, "на каком тесте она была замешана".
Бесспорны заслуги прошедших десятилетий для эмансипации женщины, для утверждения равноправных уважительных отношений в семье, но для подрыва сущностных традиционных основ российской семейной культуры было сделано немало. Когда-нибудь на весах истории будет взвешено добро и зло этих лет.
Первые годы советской власти отмечены различными дискуссиями о модели семьи нового общества. Эрудированные женщины революции, далеко не "синие чулки" И.Арманд и А.Коллоптай обсуждали, пропагандировали пресловутую концепцию "стакана воды". Где-то в Саратове заспустили провокационную фальшивку "Долой частную собственность на женщин", интересно, что в ее подлинность поверили, а некоторые авторы верят и до сих пор. Значит очень похожа была она на правду. Нашлось и научное объяснение: "Было бы странно ожидать, что среди населения, которое царизм держал веками в тройных цепях, не развяжутся после падения царизма элементарные инстинкты".
Коль скоро разрушалось старое общество, то вполне логичным выглядело разрушение его ячейки — семьи. Культура продуцировала соответствующие произведения театра, кино и литературы. Вот лишь один пример — М.Шолохов "Донские рассказы". Комсомолец Степка, от которого "откололась семья", испытывает лютую ненависть к своему отцу ("Червоточина"). Убивает жену — мать новорожденного дитя казак-пулеметчик Шибалок ("Шибалково семя"). Утверждает смертный приговор родному отцу продкомиссар Бодягин ("Продкомиссар").
Когда процесс распада семьи принял угрожающие размеры, были приняты "меры": развод был вынесен на всеобщее газетное обозрение, семейные конфликты — на парт-проф-комсомольские обсуждения, аборт считался криминальной операцией, а дети матерей-одиночек лишались отчества в метрике. Одновременно шло обюрокрачивать семейных событий и веками выработанных традиций, они подменялись "комсомольскими свадьбами" и такими же "крестинами" с готовыми сценариями и обязательными "посаженными родителями" из партгосноменклатуры, рангом соответствующим жениху и невесте. На свадьбе космонавтов — сам генсек. Двойная мораль общества — одна для трибуны, другая для домашней кухни -— не могла не проникнуть в семейные отношения. Большая ложь дробилась на маленькие осколочки для семейного употребления.
Так
что сегодняшние семейные коллизии
и пугающие демографические показатели
— результат не новоиспеченный, а многими
годами и делами подготовленный.[3, 20-34]
Заключение
Структура
семейной культуры сложна своими многочисленными
связями с другими видами культуры, которые
выступают в то же время ее составными
элементами. Это, прежде всего, нравственная
культура как квинтэссенция духовной
культуры, воспитываемой школой, театром,
кино, литературой. Это культура здорового
образа жизни, по отношению к которой субкультурами
выступают экологическая, сексуальная,
детородная и др. культуры. Таким образом,
семейная культура как подсистема общей
культуры имеет приоритетное значение
по сравнению с другими частями культуры
(политической, правовой, экономической
и т.д.), так как наиболее полно выражает
целое, ее главное предназначение совпадает
с общим смыслом культуры — быть основой
интеграции общества.
Список
использованной литературы
Информация о работе Влияние культуры в России на жизнедеятельность семьи