Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка.
В данной работе будут рассмотрены и проанализированы особенности массовых коммуникаций в условиях глобализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Массовые коммуникации…………………………………………………. 4
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации………………………….. 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации………………………… 5
2 Глобализация как явление современного мира………………………….. 7
2.1 Понятие и сущность глобализации………………………………………. 7
2.2 Предпосылки развития процессов глобализации……………………….. 8
3 Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации……… 11
3.1 Создание всемирного медиа-рынка……………………………………… 11
3.2 Интернет в эпоху глобализации………………………………………… 13
Заключение ……………………………………………………………………... 15
Список использованных источников………………………………………….. 16
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат- массовые коммуникации и глобализация.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………………… 3
1 Массовые коммуникации…………………………………………………. 4
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации………………………….. 4
1.2 Структура и  функции массовой коммуникации………………………… 5
2 Глобализация  как явление современного мира………………………….. 7
2.1 Понятие и сущность глобализации………………………………………. 7
2.2 Предпосылки развития процессов глобализации……………………….. 8
3 Влияние процессов  глобализации на массовые коммуникации……… 11
3.1 Создание всемирного медиа-рынка……………………………………… 11
3.2 Интернет в  эпоху глобализации………………………………………… 13
Заключение  ……………………………………………………………………... 15
Список  использованных источников………………………………………….. 16
Приложение 1. Характеристика массовой и межличностной коммуникации 17
Приложение 2. «Формула» Лассуэлла………………………………………… 18
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В последние десятилетия XX века в мировом развитии происходили процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации.

     Глобализация  - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

     Значительная  часть населения планеты оказалась  включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется  существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка.

     В данной работе будут рассмотрены  и проанализированы особенности массовых коммуникаций в условиях глобализации.

 

      1 МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

     1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации

     Массовая  коммуникация – это процесс распространения информации сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории.

     Массовая  коммуникация характеризуется следующими основными аспектами:

     - наличием технических средств,  обеспечивающих регулярный выход  и тиражированностью;

     - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

     - массовостью аудитории, которая  вследствие ее рассредоточенности  и анонимности требует тщательно  продуманной ценностной ориентации;

     - многоканальностью и возможностью  выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.1

     Сравнительная характеристики массовой и межличностной коммуникации представлена в Приложении 1.

     Если  сама коммуникация понимается в одном  из ее аспектов как осмысленное восприятие информации, сообщений, то политическая коммуникация важна для восприятия, обмена и истолкования людьми той информации, без которой невозможно осуществление их политических ролей.

     В контексте данной проблематики, соглашаясь с исследователями в области  современной коммуникативистики, следует  включить в понятие политическая коммуникация «всю совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических факторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе»2.

     Поэтому массовая коммуникация рассматривается не просто как процесс обработки информации, ее передачи при помощи разнообразных технических средств, прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов «массы», а как институционализированное производство и распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.

     1.2 Структура и функции массовой коммуникации

     Различные подходы к пониманию структуры  массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях - обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом (Приложение 2).3

     Природа массовой информации непосредственно  зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды - экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

     Социальный  характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание; субъект использования  и назначения; специфика обращения.

     Цели  массовой информации определяются через  субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель - управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

     Ценность  массовой информации базируется на следующих  принципах:

     - диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;

     - органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;

     - постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

     - наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);

     - наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

     Современная система СМК подразделяются на три вида:

     - средства массовой информации (СМИ);

     - телекоммуникацию;

     - информатику.

     Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций - Интернете. 
 
 
 

 

      2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

     2.1 Понятие и сущность глобализации

     Глобализация  является синонимом взаимопроникновения  и слияния экономик под давлением все более острой конкуренции и ускорения научно-технического прогресса.4

     Глобализация  в настоящее время рассматривается  как процесс и как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей общей судьбы. По мнению Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, глобализацию характеризуют следующие принципиальные черты:

     - всеобщая охватность и комплексность  изменений при переходе к глобальной стадии. Сама изменчивость становится главной позитивной ценностью;

     - все глобальные ценности и  ориентиры доминируют по отношению  к местным ценностям, включая и этнический фактор; происходит гибридизация культуры, или процесс быстрого составления (часто искусственного) культурных феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сфере поп-культуры;

     - акцентирование «глубинных» феноменов,  которые получают раскрепощении;

     - решительное изменение ориентации  рациональности от «модерна»  к «постмодерну», с его акцентом на мозаичность и внутреннюю несвязанность восприятия, и конструирование новой социальной реальности;

     - признание гражданского общества  единственной формой социальной  упорядоченности глобального социума.  Мозаичный набор социальных «типов» и моделей, отсутствие единых принципов рационализации создают глобалистично-постмодернистскую картину социального мира.

     Главная примета нового времени, его содержательная сторона состоит в том, что  современный человек создал слишком  сложный для себя как отдельно взятой личности, для своих индивидуальных интеллектуальных возможностей мир. В результате он утратил способность сознавать базовые закономерности этого мира и их изменения, предвидеть последствия своих усилий и направление своего собственного развития.5

     2.2 Предпосылки развития процессов глобализации

     Можно выделить основные предпосылки (движущие силы), обусловливающие процесс глобализации:

     1) Производственные, научно-технические  и технологические: 

     - резкое возрастание масштабов  производства;

     - переход к новому технологическому  способу производства - к высоким,  наукоемким технологиям; быстрое  и широкое распространение новых  технологий, ликвидирующих барьеры на пути перемещения товаров, услуг, капиталов;

     - качественно новое поколение  средств транспорта и связи и их унификация, обеспечивающие быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. В настоящее время передача информации осуществляется практически безотлагательно;

     - быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена;

     - резкое сокращение благодаря  передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, значительное  снижение затрат на обработку,  хранение и использование информации, что облегчает глобальную интеграцию национальных рынков. 6

     2) Организационные:

     - международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК);

     - выход неправительственных организаций  на многонациональный или мировой  уровень. Новую глобальную роль стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО и т.п.;

     - превращение многонациональных  компаний и других организаций,  как частных, так и государственных,  в основных действующих лиц  глобальной экономики.

     3) Экономические:

     - либерализация торговли товарами и услугами, рынков капитала и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной;

     - внедрение международными экономическими организациями единых критериев макроэкономической политики, унификация требований к налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной политике, к политике в области занятости и др.;

Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации