Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка.
В данной работе будут рассмотрены и проанализированы особенности массовых коммуникаций в условиях глобализации.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Массовые коммуникации…………………………………………………. 4
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации………………………….. 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации………………………… 5
2 Глобализация как явление современного мира………………………….. 7
2.1 Понятие и сущность глобализации………………………………………. 7
2.2 Предпосылки развития процессов глобализации……………………….. 8
3 Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации……… 11
3.1 Создание всемирного медиа-рынка……………………………………… 11
3.2 Интернет в эпоху глобализации………………………………………… 13
Заключение ……………………………………………………………………... 15
Список использованных источников………………………………………….. 16
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… | 3 | |
1 | Массовые коммуникации……………………… |
4 |
1.1 | Понятие и сущность массовой коммуникации………………………….. | 4 |
1.2 | Структура и функции массовой коммуникации………………………… | 5 |
2 | Глобализация как явление современного мира………………………….. | 7 |
2.1 | Понятие и сущность глобализации………………………………………. | 7 |
2.2 | Предпосылки развития процессов глобализации……………………….. | 8 |
3 | Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации……… | 11 |
3.1 | Создание всемирного медиа-рынка……………………………………… | 11 |
3.2 | Интернет в
эпоху глобализации……………………………… |
13 |
Заключение ……………………………………………………………………... | 15 | |
Список использованных источников………………………………………….. | 16 | |
Приложение 1. Характеристика массовой и межличностной коммуникации | 17 | |
Приложение 2. «Формула» Лассуэлла………………………………………… | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия XX века в мировом развитии происходили процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации.
Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.
Значительная
часть населения планеты
В данной работе будут рассмотрены и проанализированы особенности массовых коммуникаций в условиях глобализации.
1 МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации
Массовая коммуникация – это процесс распространения информации сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникация характеризуется следующими основными аспектами:
-
наличием технических средств,
обеспечивающих регулярный
-
социальной значимостью
-
массовостью аудитории,
-
многоканальностью и
Сравнительная характеристики массовой и межличностной коммуникации представлена в Приложении 1.
Если сама коммуникация понимается в одном из ее аспектов как осмысленное восприятие информации, сообщений, то политическая коммуникация важна для восприятия, обмена и истолкования людьми той информации, без которой невозможно осуществление их политических ролей.
В
контексте данной проблематики, соглашаясь
с исследователями в области
современной
Поэтому массовая коммуникация рассматривается не просто как процесс обработки информации, ее передачи при помощи разнообразных технических средств, прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов «массы», а как институционализированное производство и распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.
1.2 Структура и функции массовой коммуникации
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях - обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом (Приложение 2).3
Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды - экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.
Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание; субъект использования и назначения; специфика обращения.
Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель - управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:
- диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;
- органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;
- постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;
- наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);
- наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.
Современная система СМК подразделяются на три вида:
- средства массовой информации (СМИ);
- телекоммуникацию;
- информатику.
Все
виды СМК объединены в открытой информационной
среде социальных коммуникаций - Интернете.
2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
2.1 Понятие и сущность глобализации
Глобализация является синонимом взаимопроникновения и слияния экономик под давлением все более острой конкуренции и ускорения научно-технического прогресса.4
Глобализация
в настоящее время
-
всеобщая охватность и
-
все глобальные ценности и
ориентиры доминируют по
-
акцентирование «глубинных»
-
решительное изменение
-
признание гражданского
Главная примета нового времени, его содержательная сторона состоит в том, что современный человек создал слишком сложный для себя как отдельно взятой личности, для своих индивидуальных интеллектуальных возможностей мир. В результате он утратил способность сознавать базовые закономерности этого мира и их изменения, предвидеть последствия своих усилий и направление своего собственного развития.5
2.2 Предпосылки развития процессов глобализации
Можно выделить основные предпосылки (движущие силы), обусловливающие процесс глобализации:
1) Производственные, научно-технические и технологические:
- резкое возрастание масштабов производства;
-
переход к новому
- качественно новое поколение средств транспорта и связи и их унификация, обеспечивающие быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. В настоящее время передача информации осуществляется практически безотлагательно;
- быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена;
-
резкое сокращение благодаря
передовым технологиям
2) Организационные:
- международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК);
-
выход неправительственных
-
превращение многонациональных
компаний и других организаций,
3) Экономические:
- либерализация торговли товарами и услугами, рынков капитала и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной;
-
внедрение международными
Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации