Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка.
В данной работе будут рассмотрены и проанализированы особенности массовых коммуникаций в условиях глобализации.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Массовые коммуникации…………………………………………………. 4
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации………………………….. 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации………………………… 5
2 Глобализация как явление современного мира………………………….. 7
2.1 Понятие и сущность глобализации………………………………………. 7
2.2 Предпосылки развития процессов глобализации……………………….. 8
3 Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации……… 11
3.1 Создание всемирного медиа-рынка……………………………………… 11
3.2 Интернет в эпоху глобализации………………………………………… 13
Заключение ……………………………………………………………………... 15
Список использованных источников………………………………………….. 16
Приложение
-
усиление тенденции к
4) Информационные:
- радикальное изменение средств делового общения, обмена производственной, научно-технической, экономической, финансовой информацией; появление и развитие принципиально новых систем получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные сети, объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу-хау и профессиональных услуг. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике - с созданием электронной почты, Интернет;
- формирование систем, позволяющих из одного центра управлять расположенным в разных странах производством, создающих возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран. Компьютеризация, системы электронных счетов и пластиковых карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ.
5) Политические:
- ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;
-
окончание «холодной» войны,
6) Социальные и культурные:
- ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;
-
возникновение глобального
-
проявление тенденции
-
преодоление границ в
-
либерализация подготовки
3 ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
3.1 Создание всемирного медиа-рынка
В
настоящее время в науке
С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они издаются на английском языке - языке общения международного бизнеса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немецком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке.
Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тенденция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп8.
Еще
в большей степени это
Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников9.
Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи.
Типология
радио также существенно
Глобальное телевидение, охватившее вещанием практически все регионы мира, повлияло на создание целевых аудиторий, сегментированных в зависимости от ценностей, вкусов и стиля жизни.11
Новые
достижения в области информационно-
В глобализации последней немалую роль играет реальное соблюдение права на свободу выбора информации и характер участия в ее использовании. Чтобы глобализация медиакультуры развивалась с пользой для людей, она нуждается в сбалансированном равновесии участвующих в них сил.
Трансграничные потенции масс-медиа следует умело использовать в интересах человека и человечества для диалогов и мирного решения возникающих проблем без «информационных войн» или «культурного колониализма». К примерам такого использования глобального информационного канала можно отнести международную деятельность CNN.
3.2 Интернет в эпоху глобализации
В Интернете можно узнать ту или иную новость, совсем под другим углом, в контексте других событий, в той форме, в которой, к примеру, телевидение и пресса не могут ее преподнести.
Одной из заслуг Интернета является то, что большей частью его пользователей является молодежь. И сейчас молодая аудитория Интернет СМИ превышает аудиторию журналов, газет, телевидения и радиостанций.
Интернет успешно сочетает в себе характеристики всех традиционных СМИ. Здесь можно посмотреть новостные сюжеты (прототип телевидения) и изучить аналитические материалы (прототип газет), прочитать развлекательные статьи (прототип журналов), а также послушать радио on-line (прототип радио).
Еще одной отличительной особенностью Интернета является то, что он позиционирует себя не только как информационная сеть, но и как сеть коммуникационная. То есть, предоставляющая возможность общаться. Ведь владельцы сайтов могут не только снабжать пользователей нужными сведениями, но и получать информацию от них за счет обратной связи.
Говоря об особенностях Интернета как инструмента распространения массовой информации, следует отметить:
-
широкую аудиторию
- трансграничное распространение информации;
-
высокую скорость и
-
практически неограниченный
-
практическое отсутствие
- возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени;
-
возможность одновременного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тенденция развития массовой коммуникации состоит, прежде всего, в том, что постоянно множатся каналы распространения информации (с XVII-XVIII вв. - в основном, технические). При этом каждое новое СМИ не отменяет прошлые средства коммуникации и информации, а занимает свою нишу в определенном историческом пространстве-времени и изменяет характер и конфигурацию информационно-коммуникационной среды.
В эпоху глобализации средства массовой информации продолжают выполнять свои основные функции. При этом в условиях существования глобального общества СМИ получают специфическое развитие, связанное с основными тенденциями глобализации. Глобализация сопровождается глобальной информационной революцией. Будучи каналами трансляции информации, масс-медиа в своем развитии и преобразовании напрямую зависят от того, как протекает информационная революция.
Технологический
всплеск, формирование единого информационного
пространства в виртуальной среде изменило
традиционное функционирование СМИ и
обозначило особенности их деятельности
в виртуальном пространстве. Так, для СМИ
в эпоху глобализации характерны такие
черты, как виртуализация реальности и
демассифкация. Виртуализация реальности
характеризует деятельность СМИ, которые
становятся не столько каналом информации,
сколько порождают информацию, являющуюся
для потребителя единственным опытом.
Виртуализация реальности через СМИ открывает
в глобальном обществе широкие возможности
для манипулирования массами, прежде всего
в сфере глобальной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Характеристика
массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами | Непосредованный контакт в общении |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент - отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения | Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации