Влияние средств массовой коммуникации на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие личности и социальной коммуникации……………………7
1.1. Личность. Я - концепция личности………………………………………...7
1.2. Понятие, модели и функции социальной коммуникации………………..14
Глава 2. Влияние СМК на личность……………………………………………21
2.1. Особенности влияние СМК…………….………………………………......21
2.2. Негативное влияние СМК…………….…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая-балдина.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Относительная независимость Я-концепции от тела обнаруживается особенно при «.включении в Я» — при установлении идентификаций, благодаря которым объекты, существующие, безусловно, вне тела, начинают ощущаться как часть самого себя.

Выделяется в «Я - концепции» три элемента:

1. Когнитивная  составляющая (представления индивида  о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).

2. Эмоционально-оценочная  составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе.

3. Поведенческая  составляющая - это поведение, определяемое  вышеперечисленными составляющими.

Рассматривают три основных вида «Я - концепции»:

1. Реальное  Я - то какой я есть на  самом деле.

2. Зеркальное  Я - как меня видят другие (его также называют социальное Я)

3. Идеальное  Я - то каким мы хотели бы  быть.

Определяют  следующие функции «Я - концепции»:

1. «Я - концепция» определяет ориентацию опыта, т.е. у человека существует тенденция строить на основе своих образов не только поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта, т.е. «Я - концепция» действует как внутренний фильтр.

2. Она  способствует внутренней согласованности личности и является источником того, как к человеку будут относиться.

Формируя  Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких конвенциальных категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Всякий раз, когда задеваются категории, с которыми человек себя идентифицирует, он реагирует так, словно затронут лично он.

Я-концепция  имеет временные характеристики. Поскольку люди живут во времени и способны обозревать свое поведение ретроспективно и перспективно, они могут организовывать и планировать серию действий, которая охватывает длительный период времени. Каждый приносит жертвы, чтобы достигнуть в будущем то, что он считает желательным. Человеческая жизнь имеет характер ряда эпизодов и событий, и они интегрируются в общую схему жизни — карьеру. Чтобы понять кого-либо, человек должен знать кое-что из его прошлого и учитывать его представления о будущем, которые, безусловно, влияют на поведение в настоящем. Именно с такой точки зрения каждый человек рассматривает самого себя.

Многие  особенности человеческого поведения  объясняются тем, что люди не просто удовлетворяют инстинктивные органические потребности, но пытаются также осуществлять или усиливать то, что связано с их Я-концепциями. Возвышенные идеалы, продолжительная ненависть, планы отмщения или страстное желание достигнуть высшего социального статуса — все это становится возможным только вследствие того, что люди не удовлетворяются своим представлением о себе.

Я-концепция это способ поведения, такой же, как речь или кашель, плавание или мышление. Все эти действия предполагают наличие живого организма, но не должны с ним отождествляться.

Значения  суть системы поведения, способы, которыми человек действует в отношении к какому-то объекту. Значения — это прежде всего свойства поведения и только во-вторых свойства связанных с ним объектов. Однако, если речь идет о Я-концепциях, понятно, что человек является одновременно и субъектом и объектом своей собственной деятельности. Это и делает такую персонификацию значением особого рода. Поскольку один и тот же организм является и действующим лицом и объектом действия, любое изменение в его склонности действовать вызывает изменение в субъекте, который тут же воспринимает себя как изменившийся объект. Я-концепция может рассматриваться как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен  действовать   по  отношению к самому себе.

Люди  способны действовать в отношении  самих себя точно так же, как они действуют по отношению к другим или как другие действуют по отношению к ним. Я-концепция может быть обнаружена путем изучения устойчивой ориентации человека к действиям в отношении самого себя. Точно так же, как некоторые люди агрессивны и подозрительны в столкновениях с другими, человек может быть враждебным и жестоким по отношению к самому себе. Его постоянно тревожит чувство виновности за действия и мысли, по общему мнению, вполне законные. Такие люди часто ощущают потребность в искуплении своих грехов, нередко пугая этим близких. Характерный способ, которым каждый контролирует свои импульсы, зависит от таких устойчивых стилей действия по отношению к тому, что он определяет как свое Я. Я-концепция человека есть, следовательно, то, что он значит для самого себя, как он формируется.

Когда Я-концепции закрепляются в привычку, возникает тенденция к самоподкреплению. Если человек считает себя очень сильным, он принимает такие вызовы, которых охотно избегают другие, и с каждым успехом персонификация усиливается. Напротив, человек, который считает себя слабым, болезненным, повышенно чувствителен к усталости. Однако приведись ему оказаться в ситуации, требующей больших напряжений, и он будет очень удивлен, убедившись, сколько сил в нем таится. Таким образом, персонификация не есть прямая копия реальности.

Я-концепция каждого человека по необходимости уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом. Однако, несмотря на это разнообразие в содержании, есть некоторая система в том, как люди действуют по отношению к самим себе. Хотя может быть предложено много критериев, по которым отмечались бы различия, социальные психологи обычно выделяют пять основных измерений: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка и степень согласия относительно данной персонификации.

Критерий, по которому различаются Я-концепции, — это уровень осознания. Каждый нормальный человек более или менее сознает свои реакции по отношению к самому себе; однако существуют большие различия в легкости, с какой это происходит. Значения не обязательно должны быть осознаны; многое принимается как само собой разумеющееся. Кроме того, каждый человек подчас совершает действия, которые могут быть осознаны только с большим трудом. Человек может постоянно бросать себе вызов, пытаясь осуществить невыполнимое. Он может сохранять высокое мнение о себе самом и даже казаться самодовольным, но только после длительного лечения он осознает тот факт, что сам постоянно возводил перед собой барьеры.

Люди  значительно отличаются друг от друга  по способности замечать собственные недостатки. Одни совершенно искренне признают свои ошибки, другие, видимо, к этому не способны. Есть и такие, у кого сознательные оценки и замечания прямо противоречат тому, что они в действительности делают. Психоаналитики утверждают, что такое поведение представляет собой «реактивное образование» против импульсов, которые слишком болезненны, чтобы можно было примириться с ними. Существуют администраторы, которые делают все возможное, чтобы создать впечатление своей «демократичности», но постоянно манипулируют людьми и принуждают их к подчинению путем косвенного давления. Некоторые утверждают, что у них нет личного честолюбия, и в то же время делают все, чтобы занять более высокое положение даже за счет других. Такие люди обычно не являются нечестными. Они действительно верят в то, что говорят, но на деле не способны заметить непоследовательности, которая очевидна даже для самых неискушенных. Просто некоторым людям крайне трудно следовать совету Полония о том, что человек должен быть всегда правдивым с самим собой.

Люди  также значительно различаются  между собой по подвижности и гибкости их Я-концепций. Одни настолько не уверены в том, что они собой представляют, во что им следует верить, каковы их права и т. п., что они охотно изменяются каждый раз, подчиняясь требованиям любой ситуации, в которой окажутся. Другую крайность представляют люди, которые настолько косны, что не могут измениться даже тогда, когда совершенно очевидна неуместность их поведения. При необходимости они могут внешне приспособиться, но продолжают рассматривать себя в прежнем свете. Большинство людей находятся где-то между этими крайностями, пересматривая свои Я-концепции, когда это необходимо, но сохраняя достаточное  постоянство.

Поскольку все объекты, с которыми человек  продолжительное время имеет дело, раньше или позже оцениваются, нет ничего удивительного в том, что каждый человек дает своего рода оценку и самому себе. Сохранение и повышение ценности своего Я оказывается одной из основных жизненных потребностей. Но есть люди, которые относятся к себе пренебрежительно. То, как человек оценивает самого себя, может быть определено как его уровень собственного достоинства. Считается, что это свойство варьирует по одномерной шкале. Это, конечно, грубое упрощение, и данная точка зрения принимается лишь из-за отсутствия более определенного знания. Есть люди, которых постоянно мучает чувство собственной неполноценности, иногда настолько острое, что оно их демобилизует. Если человек считает себя недостойным, вряд ли он приложит какие-то усилия, чтобы чего-то достигнуть, скорее он будет склонен к самооправдыванию. На другом полюсе находятся те, кто вполне доволен собою. Что бы они ни делали, они уверены, что все это хорошо. Они не выражают сомнений в своей ценности и, видимо, считают, что другие согласны с их восторженной самооценкой.

Итак, некоторые  представления относительно самого себя, которые человек—сознает он их или нет — принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему. Это единство делает его поведение последовательным. В результате знакомые люди без большого труда предвидят его реакции, и именно благодаря этому открывается возможность координации действий. Концепция человека относительно самого себя — это шаблон поведения, которому принадлежит важная роль в построении многих  других  сложных форм деятельности, в формировании самого себя.

Как и  в случае с другими значениями, Я-концепция представляется символами, и наиболее важным из этих символов является имя человека. Символ, которым человек себя определяет, так тесно ассоциируется с его Я-концепцией, что люди нередко смешивают имя с его обладателем: они реагируют на него так, словно это сам живой человек.

Многие  человеческие «странности» станут понятны, если учесть, что лицо человека и некоторые из его физических особенностей также служат символами его Я-концепции. Высокоиндивидуализированные черты лица делают его легким для узнавания. Всякий раз, когда человек совершает что-то особенное и хочет запомнить этот случай, он делает фотографию, на которой хорошо видна его физиономия. Итак, части тела, которые играют роль в формировании Я-концепции, могут стать ее символами.

Понимание важности Я-концепций в организации  поведения вызвало к жизни многие методики для их обнаружения и измерения. Как очевидно, однако, главная трудность состоит в том, что Я-концепцию нельзя наблюдать непосредственно, о ней можно лишь умозаключить, наблюдая поведение человека в различных ситуациях. Кроме того, исследователь не может просто принять то, что ему рассказывает испытуемый, даже когда последний честен и охотно сотрудничает с экспериментатором, ибо он сам часто не понимает, как относится к самому себе.

С каждым годом растет число исследователей человеческого поведения, признающих важность личной опредленности. Все то, что делает или не делает человек, в очень большой степени обусловлено его концепцией самого себя. Каждый оказывается привязан к тому или иному шаблону коллективной жизни в зависимости от того, как он сам себя определяет. Поскольку он есть тот, кто он есть, он принимает соответствующие права и обязанности, получает определенный статус в группе. Свои импульсы люди обычно сдерживают во имя того, чтобы жить в соответствии со стандартами поведения, которые они сами для себя установили. Для этого человек обращается в СМК, где и находит ответы на все свои вопросы.

    1. Понятие, модели и функции социальной коммуникации.

Сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации. В структуре свободного времени потребление материалов средств массовой коммуникации (телевидения, печати, радио и других), то есть "опосредованный опыт" занимает ведущее место и имеет тенденцию к росту.

Рассматривая роль коммуникации в истории человечества, не будет преувеличением утверждать, что без коммуникации общество как таковое вообще не может существовать, вне ее есть лишь отдельно существующие личности. Общество — сеть отношений, возникающих и поддерживаемых главным образом благодаря коммуникации. Потребность в обмене информацией как необходимая основа общения возникла с появлением человека разумного (homo sapiens), глубоко проникнув в его поведение, привычки, обычаи. Поэтому не будет сильным преувеличением утверждение, что Homo sapiens — существо коммуницирующее, а сама коммуникация существует столько же, сколько существует человеческое общество, выступая как его системообразующая основа.

Термин  «communication» (отлат. communicare — делать общим, связывать) существует в английском языке с XV в., обозначая любой процесс сообщения, передачи. В XVII в. его содержание расширяется, включая физические способы сообщения, прежде всего транспортные линии коммуникации (дороги, каналы, позже железные дороги).

В научный  оборот понятие «коммуникация» ввел в 1909 г. американский социолог, один из виднейших представителей Чикагской социологической школы Чарлз Хортон Кули (1864-1929), определив ее как средство актуализации «органически целого мира человеческой мыслив. В качестве средств организации общения в начале XX в. он называет газеты, почту, телеграф, железные дороги и образование.

Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на личность