Возникновение и развитие классической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, реферат

Описание

Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и развитие классической социологии.docx

— 83.99 Кб (Скачать документ)

Объект и предмет  социологии, ее функции и значение в современном обществе. 

 
     

Появление социологии как самостоятельной  науки было вызвано развитием  общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время  мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом  от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. А поскольку строгие научные методы познания в этот период времени были выработаны и применялись естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма.     

Социология (по Ядову) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.      

Объект  науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности) Объектом социологического познания является общество.      

Подход  с позиции анализа общества как  целостности характерен также для  философии и истории. Однако для  философии это целостность мира, для истории - целостность единого исторического процесса. В социологии целостность общества раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития.      

Целостность раскрывается в социологии как система  социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.      

Социология  отличается от других наук методами изучения. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.     

Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества.     

Человек всегда включен в сложную систему  социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.     

Общности  анализируются с позиций их места  в системе социальных связей, как  элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.     

Социальное  взаимодействие - это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей - социальных отношений. Как писал немецкий социолог М. Вебер, общество - это и есть социальное взаимодействие.     

Сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного понимается как социальный механизм. Это взаимодействие факторов, вызывающих развитие. П. Сорокин считал, что системы социального взаимодействия передают через понятие социального  пространства целостность социального мира.     

Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как  науку о социальной активности и  механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.      

Иногда  в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс делает вывод, что «социология - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».     

Таким образом, социологический подход к  изучению общества, социологическое  видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его  соотношения с социально целым.      

Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет  улавливать тенденции изменений  и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития.  

Функции социологии:

  • Теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний) позволяет социологии расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях развития. Поскольку социология дает исходные представления об обществе, как целостной системе, часть ее познавательных функций носит методологический характер. Положения социологии имеют методологическое значение для других наук об обществе.
  • Практическая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни. Социолог определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.
  • Описательная
  • Прогностическая (составление прогнозов)
  • Преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики) означает, что на основе полученных в процессе конкретных социологических исследований данных можно создавать прогноз развития той или иной области общественной жизни.
  • Мировоззренческая
  • Идеологическая Социологические исследования оказывают идеологическое, воздействие. Они привлекают внимание к реальным социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют на качественные преобразования, содействуют формированию социального мышления. В современных условиях, различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую информацию и возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. В деятельности социолога большое значение приобретают вопросы профессиональной этики. Таким образом, идеологическая функция социологии выражается в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам.

 

  

Значение  социологии в современном мире.

 


труктура социологического знания  
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.

Понятие социального закона  
Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.

Согласно определению, данному  известным российским социологом Г.В. Осиповым, социальные законы представляют собой относительно устойчивые и  Систематически воспроизводимые отношения  между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными  группами, а также между обществом  и социальной организацией, обществом  и семьей, обществом и трудовым коллективом, обществом и личностью, социальной организацией и личностью. Основой классификации социальных законов являются различия в сфере  их действия. Например, социальные законы могут охватывать явления на уровне малых групп, организаций, социальных слоев (страт), классов, общества в целом.

Социальные законы (как и законы других общественных наук) действуют, проявляются только в определенных условиях. Определить эти условия представляется наиболее сложной задачей социологии. Это обусловлено тем обстоятельством, что на человека, группу или организацию воздействует большое количество различных факторов внешней среды и, кроме того, важным фактором является мир внутренних желаний и стремлений людей.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются  их действию, либо стараются избегать ситуаций, условий, в которых проявляется  действие таких законов. Многие люди приспособляют свое поведение к  социальным законам или протестуют против них, но знание социальных законов  необходимо для изучения человеческого  общества.


Социология в системе социальных наук. 
Каково же место социологии в системе общественных наук? Место социологии в системе социальных наук определяется прежде всего тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию и методологию всех других общественных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными, социальными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, ведущихся на рубеже социологии других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Что касается специальных общественных наук (философия, психология, социальная философия, история, политология и др.) социология занимает такое место, как общая биология занимает что касается специальных биологических отраслей знаний зоологии, ботанике и т.д. 
Среди общественных наук, имеющих дело с миром людей, социология выполняет функцию генератора идей, теорий о человеке, его место, роль в системе социальных связей и т.п. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений, выступающих уникальными и неповторимыми во времени, пространстве (например, США - уникальная страна по национальному составу, христианство - уникальная религия, тридцатилетняя война отличается от других войн и содержанием и целями и др.), то социология изучает свойства всего общества, повторяющихся во времени и пространстве, то есть становятся общими, общими для всех социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. Несмотря на такую функцию и роль, которую играет социология, связь социологии с историей теснейшую и необходим. История и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, наталкивается на две основные проблемы, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, влияющих на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-обьективних связей, отношений, норм и ценностей возможно лишь совместными усилиями истории и социологии. 
Основная форма существования общества - это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе - все это влияет на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого же человека как социального существа. И это исследует уже социология. 
 
Роль социологии. 
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом ее результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни. Труд социологов создал им ореол "людей с высокой ответственностью". И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада и Востока часто встречаются с выводами социологической науки, с обсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем общественной жизни. Ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока склонна выбирать социологию, а не философию, как раньше. Известный философ Карл Ясперс подчеркивал, что за "традиции философия вежливо воспринимается, но тайно попирается." Вместе с психологией и частичными поведенческим науками социология играет значительную роль в формировании духовного облика западного и восточного общества, господствующих в них процессов, явлений и др. Давно замечено, что покоренные не стоит разбираться в справедливости решений верховной власти, достаточно уже того, что его о них извещен. Люди лишены политических знаний, обречены на безмолвие. Коллективное, бессознательное при всех красивых пышных слов о развитии гражданского общества, политической культуре, все же продолжается на просторах Украины - от Карпат до Северского Донца. Политическое образование - одно из условий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляций власти и конфликтующей с ней оппозиции в коллективный субъект политики. Политическое образование поможет каждому гражданину "перевести" идеи и действия политиков с "государственного языка" на человеческую. Важную роль здесь-то призвана сыграть социология. 
В высших учебных заведениях Украины идет процесс становления социологии как науки и учебного предмета. Важно, чтобы социология заняла достойное место в обществоведении в Украине. В учебнике по всяком другом учебном пособии, разумеется освещается определенная сумма знаний, должен усвоить каждый, кто изучает социологию. Но не меньше, а возможно существеннее то, что изучение социологии - это школа, позволяющая воспитывать культуру разумного вдумчивого мышления - умение свободно оперировать понятиями социальной жизни. изучения курса социологии поможет студенту, молодежи приобрести глубокие знания социально - политических процессов, стать политически компетентными, овладеть диалектикой социологического анализа социально - политических, экономических, общественных отношений.


Историческая судьба социологии советского периода после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в области институализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической теории, которая была нацелена на утверждение только собственных представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли.

К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала  значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Многочисленные партийные  проверки, проводившиеся в партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма. Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Но интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен практически прямыми репрессиями.

В принципиально иной ситуации оказались после Октябрьской  революции марксистская социология. Приобретая академическую респектабельность  и государственную поддержку, марксистская социология приспосабливалась к  сложившемуся разделению научного труда  в обществознании. Именно в начале 20-х годов в марксистской литературе прочно утвердился термин “социология”, стали появляться первые монографии и учебные курсы. Это был период острых дискуссий по поводу социологического наследия Маркса – Энгельса – Ленина, содержания основных теоретических концепций марксизма и категорий исторического материализма. Многие социологи марксистской ориентации отличались европейской образованностью, хорошим знанием трудов своих западных коллег, научной терпимостью и недогматическим отношением к социологическим идеям Маркса.   

В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое  распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки  общественных явлений. Выступая против неокантианского противопоставления наук о природе и культуре, многие марксисты склонялись к вульгарно-натуралистическим  концепциям общества. Открытое влияние  позитивизма было подавлено в  начале 30-х годов, хотя в неявной  форме его воздействие всегда присутствовало. 

Столкнувшись с трудностями  при определении предметной спецификации марксистской социологии, ряд известных  авторов предлагали считать исторический материализм филосовско-социологической теорией. Определяя предмет марксистской социологии, большинство социологов начала 20-х годов воспроизводили идеи О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Социология понималась как наука об обществе в целом, о сложно организованной социальной системе. После широкой дискуссии о содержании и методологической роли понятия “общественно-экономическая формация” марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях развития смены общественных формаций.

Информация о работе Возникновение и развитие классической социологии