Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, реферат
Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.
Говоря о методе социологии, П. А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
2.2 Социальное взаимодействие и его структура
В качестве исходной единицы
социологического анализа П. А. Сорокин
рассматривает «социальное
Структуру социального взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:
Минимум двух индивидов, которые вступают в акт взаимодействия и этим обуславливают поведение друг друга.
Так называемых актов, то есть действий индивидов. Каждый акт является, с одной стороны, результатом внутренней психической деятельности индивида, а с другой — стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. Акты П. А. Сорокин делит на:
Проводников (материальных или символических) действий индивидов. К проводникам П. А. Сорокин относит язык, письменность, живопись, музыку, орудия труда и войны, деньги, одежду, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Наличие тех или иных проводников изменяет характер социального взаимодействия, например, железные дороги и телеграфная связь сокращают социальное пространство и время взаимодействия. Наличие проводников даёт возможность оценить интенсивность социального взаимодействия, например, через количество писем, телеграмм в единицу времени на одного индивида на данной территории, количество библиотек, число участвующих в митингах и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается. (Аналогично Н.Д. Кондратьев выделял реальное или символическое выполнение «вещами» своих функций). Как отмечает П. А. Сорокин , если акты социального взаимодействия осуществляются и исчезают, то проводники могут накапливаться, образую вокруг взаимодействующих людей новую неприродную среду.
……..
2.3. Социальное пространство
Проблемы «социального пространства»
П. А. Сорокин исследует во втором
томе «Системы социологии ». Социальное
пространство — система общественных
отношений, в котором человек
занимает своё особое место в соответствии
с системой координат социального
пространства, по аналогии с системой
координат в математике. В качестве
таких социальных координат П. А.
Сорокин рассматривал пол, возраст,
расу, гражданство, религиозную принадлежность,
имущественное положение и т.д.
П. А. Сорокин отвергает как упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Он даёт классификацию социальных групп по многим признакам.
Прежде всего, группы бывают элементарные (выделенные по одному признаку — полу, возрасту, языку, профессии, доходам, вероисповеданию и т.д.) и кумулятивные (выделенные по нескольким признакам — классы, нации, народности, элиты). Первый уровень отношений в обществе — отношения между людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.
……..
2.4. Социальная стратификация и социальная мобильность
Особую роль П. А. Сорокин
отводил группам, занимающим определённые
позиции в некоторой
Социальная стратификация — разделение общества на страты. П. А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.
Социальная мобильность -
различные перемещения людей
из одной страты в другую. П. А. Сорокин
рассматривает два вектора
Социальная мобильность
характеризует степень
…….
11
Отправной точкой для создания социологических
теорий девиации послужила теория аномии
Э. Дюркгейма. Аномия –
это общественное состояние, которое характеризуется
разложением системы ценностей, обусловленным
кризисом всего общества, его социальных
институтов, противоречием между провозглашенными
целями и невозможностью их реализации
для большинства. Люди обнаруживают, что
им трудно координировать свое поведение
в соответствии с нормами, которые в данный
момент становятся слабыми, неясными или
противоречивыми.
Таким образом, состояние
аномии возникает тогда, когда «старые
нормы» уже не представляются подходящими,
а новые, зарождающиеся нормы, слишком
туманны и нечетко
На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.
Например, жизненный успех
для большинства американцев
превратился в культурно
В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения –конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа.
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности. Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».1
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.2
2. Социологические концепции М. Вебера
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителем М. Вебером (1864 – 1920 годы). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания : наук о природе ( естествознания ) и наук о культуре ( гуманитарного знания ). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, по этому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее.3 У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно – следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.
Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. М. Вебер отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как « общество », « народ », « человечество », « коллективное »,4 и т.д. они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием мотивации своих действий и рациональным поведением. М. Вебер подчеркивал важность понимания социологов субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание:
Главным инструментом познания
у М. Вебера выступают «идеальн
Информация о работе Возникновение и развитие классической социологии