Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:03, реферат
В начале ХХ в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепции социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом.
Основоположником институционализма принято считать американского экономиста и социолога Торстейна Веблена (1857-1929).
Введение
1. Сущность институционализма
2. Биография Джона Ричарда Коммонса
3. Концепция реформ Дж. Коммонса
3.1 Роль коллективных институтов в межсоциальных отношениях. Понятие сделки
3.2 Идеи Коммонса о реформировании государственных органов
3.3 Роль банковского капитала в экономической деятельности
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность институционализма
2. Биография Джона Ричарда Коммонса
3. Концепция реформ Дж. Коммонса
3.1 Роль коллективных институтов в межсоциальных отношениях. Понятие сделки
3.2 Идеи Коммонса о реформировании государственных органов
3.3 Роль банковского капитала в экономической деятельности
Заключение
Введение
В начале ХХ в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепции социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом (4, с.332).
Основоположником
По некоторым оценкам,
отсчет времени возникновения
Институционализм представлен тремя основными направлениями: социально-психологическое (Т. Веблен, 1857-1929), социально-правовое (Д.Р. Коммонс, 1862-1945) и конъюктурно-статистическое (У. Митчел, 1874-1948).
Остановим свое внимание на социально-правовом направлении Д.Р. Коммонса и попытаемся наиболее подробно рассмотреть изложенную им концепцию реформ в области совершенствования функционирования общественных институтов.
Само понятие «
Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.
Если рассматривать отличия институционализма от других учений, то они состоят в следующем:
Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.
Отрицание «рационального человека», руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, действия индивида спрогнозировать невозможно из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека. Следует определить, какие именно факторы лежат в основе спроса. Помимо цен это может быть ожидание цены, стремление уберечь фирму от риска и т.п. На экономическую ситуацию влияют не только цены; наряду с ними действуют и должны быть приняты во внимание такие факторы как инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и т.п.
Цены не столь изменчивы, как об этом говорится в трудах классиков. Издержки, спрос, конъюнктура чрезвычайно подвижны, цены же консервативны. Несмотря на происходящие на рынке изменения, цены зачастую не меняются.
С точки зрения институционалистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.
На протяжении всей истории институционализма важнейшим признаком этого течения служит критическое отношение к неоклассической рыночной концепции (теории стоимости и цен, теории фирмы, потребительского спроса, экономической теории благосостояния) и к методологии, на которой она базируется.
Институционалисты критикуют неоклассическую школу за её ограниченность, которая проявлялась в следующем:
Они игнорировали роль социологических, политических, социально-психологических факторов в функционировании экономического механизма;
Игнорирование важнейших
структурных и
В идеологической “предвзятости”
неоклассической теории, где за претензией
на нейтральный экономический
Обратившись к изучению реальностей экономической жизни на стадии “позднего капитализма”, институционалисты сосредоточились на проблемах экономической власти, связанных, с процессами монополизации, перестройки рыночных структур и изменениями в рыночном механизме и с возрастанием вмешательства государства в социально-экономические процессы.
Институционалистов, как экономистов-социологов, привлекали проблемы экономической власти в различных её аспектах - источники, формы, масштабы, способы реализации, последствия, методы ограничения; власть на микроуровне и в экономической системе в целом, связь экономической и политической власти.
Специфика институционализма заключается в том, что они рассматривали институциональный разрез экономической системы. Институционалисты полагали, что движущей силой общественного развития являются институты. Само понятие “экономический институт”, как видно, имеет чрезвычайно широкий смысл. Оно включает наряду с конкретными формами организации производства, обмена, распределения и потребления сложившиеся юридические нормы, обычаи, характер мышления и “идеологии” экономических субъектов, правила поведения, мотивы и стимулы, воплощённые в структуре и функциональных особенностях институциональной системы. Институты, с одной стороны, выступают в качестве факторов, формирующих поведение экономических субъектов. С другой стороны, институты представляют собой объект преобразующей деятельности людей, инструменты, подлежащие изменениям через “коллективные социальные действия”.
В качестве основных институтов экономистов институционального течения выступали:
Государство предстало как
важнейший элемент
Характер экономики и направление её развития определяются, как подчёркивали институционалисты, начиная с Веблена, не рынком, а господствующей системой ценностей, характеризующей то общество, в рамках которого находится экономика. С этих позиций институционалисты выступили против маржиналистской теории стоимости и цен, выявляя неправомерность исходных утверждений о внесоциальном, “рациональном экономическом человеке”, который всецело руководствуется принципом максимизации удовлетворения при минимизации “тягот”, чьи рыночные потребительские предпочтения полностью автономны и не зависят от социальных факторов.
Выводы об ограниченности
рыночного регулирующего
Отвергнув исходную посылку
неоклассической теории о внесоциальном,
“рациональном экономическом
Особое внимание на протяжении всей истории институционализма экономисты этого направления уделяли проблеме “неделимых” общественных потребностей, которые могут удовлетворяться только как коллективные на внерыночной основе, а также тем, которые не могут быть отданы на откуп рыночному механизму и должны обеспечиваться за счёт развития сферы социально-культурных услуг. На каждом очередном историческом этапе общественного развития проблема коллективных потребностей как часть проблемы общественного благосостояния приобретала новые контуры и новые измерения.
1. Биография Джона Ричарда Коммонса
Джон Р. Коммонс - выходец из Среднего Запада, род его восходит к периоду царствования английской королевы Марии (XVI в.). Это был человек, склонный, подобно своим предкам, к бунту и ереси. Родители его отца выехали из Северной Каролины, так как они не могли примириться с рабством, а его мать, родом из Вермонта, была страстной аболиционисткой (3, с.91).
В 1890 г. Дж. Коммонс поступил на место преподавателя в Уэслианском колледже, но через короткое время потерял его. Он оказался таким же плохим преподавателем, как и студентом. Тогда он вернулся в Оберлин, а потом стал профессором политической экономии в Университете штата Индиана. В это время он начал задумываться над вопросом, не может ли религия стать подходящим орудием общественного прогресса. Эти мысли подтолкнули его в организацию "Американского института христианской социологии" и побудили в написанию книги "Общественные реформы и церковь", где речь шла об умеренности в политике, политических реформах и пропорциональном представительстве (3, с.92).
Коммонс начал также писать о денежной теории и по другим смежным вопросам, но высказывал такие мнения, что скоро заслужил репутацию социалиста. Но в действительности Дж. Коммонс не разделял радикальных идей, так как ему казалось, что в них игнорируется роль личности. Он лишь говорил, что в целях социального прогресса должна быть развязана энергия народа и что для этого необходимы меры со стороны правительства, которые гарантировали бы равенство возможностей.
Информация о работе Возникновение институционального направления экономической мысли