- индивидные
свойства (физические возможности, здоровье,
задатки);
- свойства
личности и черты характера (ответственность,
артистичность, коммуникабельность, интересы
и др.);
- свойства
школьника как субъекта деятельности
(успеваемость, опыт в выполнении каких-либо
трудовых операций, ассистирование в каких-либо
профессиях и др.);
- индивидуальные
особенности (творческая работа, индивидуальные
предпочтения в выполнении тех или иных
заданий, индивидуальный стиль деятельности,
хобби).
Биографические
факторы:
- Семейные
факторы (профессиональная преемственность
в семье, профессия членов семьи и близких,
семейные легенды и мифы, так или иначе
связанные с профессиональным миром, ожидания
какого-либо из членов семьи, значимых
для оптанта, и др.).
- Событийные
факторы (расположение какого-либо предприятия
рядом с домом, встреча с интересным человеком
– представителем той или иной профессии,
событие в жизни, имеющее отношение к той
или иной профессии).
- Факторы престижа.
В разные исторические периоды обществом
выделяются те или иные профессии, которые
становятся престижными.
- Ближайшее
окружение. Некоторые делают свой профессиональный
выбор под воздействием своих друзей,
любимых учителей и знакомых. Этот фактор
может оказать плохую услугу в тех случаях,
когда отсутствуют личностные предпосылки
для выбора профессии, есть определенные
ограничения.
- Экономический
и политический факторы. Иногда выбор
профессионального учебного заведения
и вообще профессионального пути человека
основывается на необходимости зарабатывать
деньги для своей семьи, а также на событиях
и направлениях текущей политики.
МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК
Исследование
является разведывательным (поисковым).
В
исследовании используется метод опроса,
а именно – анкетирование.
Анкета
включает 27 вопросов.
В
анкету включены как альтернативные
вопросы, так и позволяющие выбрать
несколько вариантов ответов. Также
есть вопросы открытого характера,
предлагающие в развёрнутой форме выразить
своё мнение.
Генеральная
совокупность – студенты 1 курса
обучения.
Выборочная
совокупность – 2-3 группы с различных
факультетов университета.
Вид
выборки – случайная серийная
(гнездовая).
АНКЕТА
Уважаемый
студент!
Анкета
заполняется анонимно.
Пожалуйста,
внимательно читайте
вопросы и предложенные
варианты ответов.
Тот
вариант, который
наиболее точно отражает
Вашу позицию,
обведите
кружком, либо
допишите свой вариант
ответа в специальной
графе.
Заранее
благодарим Вас за
участие!
- Зачем,
по Вашему мнению, человек
получает высшее образование? (не
более 3 позиций)
- Это залог
его материального благополучия
- Это повышает
интеллектуальный уровень
- Это повышает
социальный статус человека
- Это основа
воспитания человека
- Это интересно
само по себе
- Это престижно
(модно)
- Ваш вариант__________________________________________________________
- Скажите,
пожалуйста, Вы изначально
планировали поступать
в вуз, в котором
сейчас обучаетесь?
- Да, я поступил(а)
в тот вуз, в котором хотел(а) учиться
- Нет, я хотел(а)
поступить в другой вуз
- Скажите,
пожалуйста, как Вы
готовились к поступлению
в вуз?
- Готовился(лась)
самостоятельно
- Посещал(а)
подготовительные курсы при вузе (вузах)
- Занимался(лась)
с репетитором
- Проходил(а)
тестирования
- Учился(лась)
в базовой школе при вузе
- Ваш выриант__________________________________________________________
- На
какие источники
информации Вы ориентировались
при выборе вуза?
- Интернет
- Образовательные
выставки
- Справочные
издания
- Советы знакомых
- Ваш вариант_________________________________________________________
- Скажите,
пожалуйста, Вы впервые
поступали в вуз?
- Да, я поступал(а)
впервые
- Нет, я пробовал(а)
свои сил при поступлении годом ранее
- На
какой основе (бюджет/контракт)
Вы планировали обучаться
в вузе?
- Я изначально
поступал(а) на платное отделение вуза
- Я планировал(а)
поступать только на бюджетные отделения
вуза
- Мне было
все равно
- Другое_______________________________________________________________
- Скажите,
пожалуйста, в какой
форме вы сдавали
вступительные экзамены
в вуз?
- В форме Единого
государственного экзамена (ЕГЭ)
- В традиционной
форме
- В форме собеседования
- Другое_______________________________________________________________
- Если
Вы сдавали экзамены
в форме ЕГЭ, скажите,
пожалуйста, по каким
предметам Вы сдавали
Единый государственный
экзамен? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как
Вы думаете, если бы
Вы сдавали обычные
вступительные экзамены
в вузе, а не ЕГЭ, то
Ваши оценки были бы:
- Выше
- Ниже
- Такие же
- Затрудняюсь
ответить
- Скажите,
пожалуйста, какие
критерии Вы использовали
при выборе вуза? (не
более 5 позиций)
- Уровень преподавания
в вузе в целом
- Престижность
(известность) вуза
- Комфортная
обстановка в вузе
- Активность
внеучебной студенческой жизни
- Мнение родителей
- Перечень
вступительных экзаменов
- Близость
вуза к дому
- Наличие в
вузе зарубежных программ
- Возможность
совмещать работу и учебу
- Конкурс
при поступлении
- Сложность
обучения в вузе
- Обеспеченность
компьютерами, выходом в Интернет
- Стоимость
обучения в вузе на коммерческом месте
- Наличие
интересной мне специальности
- Ваш вариант_________________________________________________________
- Скажите,
пожалуйста, как Вы
относитесь к высказыванию:
«В наше время каждый
человек обязан иметь
высшее образование»
- Безусловно
согласен
- Скорее согласен
- 50 на 50
- Скорее не
согласен
- Совершенно
не согласен
- А
почему Вы так считаете?______________________________________________
- Вы
поступили на ту специальность,
по которой хотели
учиться?
- Да, я поступил(а)
на ту специальность, на которую и планировал(а)
- Нет, я хотел(а)
поступить на другую специальность
- Скажите,
пожалуйста, какие
критерии Вы использовали
при выборе специальности? (не
более 3 позиций)
- Интерес к
специальности
- Востребованность
специальности
- Рекомендации
друзей и знакомых
- Престижность
специальности
- Сложность
при поступлении
- Сложность
обучения в вузе
- Популярность
специальности
- Желание родителей
- Мое личное
желание
- Ваш вариант_______________________________________________________
- Какова
для Вас желаемая
заработная плата
при поступлении
на работу после окончания
вуза? (обведите деление
на предложенной шкале)
до 5 тыс.
руб. |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 тыс. руб.
и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Как
Вы считаете, будет
ли оплата вашего труда
соответствовать
вашим потребностям?
- Да
- Скорее да,
чем нет
- Затрудняюсь
ответить
- Скорее нет,
чем да
- Нет
- Какие
требования Вы предъявляете
к своей будущей
профессии? (Расставьте
приоритеты от 1 до 8)
Профессия
должна быть:
|
Оценка от 1 до
8 |
1) престижной |
|
2) хорошо
оплачиваемой |
|
3) интересной |
|
4) с хорошими
условиями труда |
|
5) чтобы
ее легко было приобрести |
|
6) соответствовать
желанию родителей |
|
7) можно
было бы учиться и работать с друзьями |
|
8) востребована
на рынке труда |
|
- Как
вы считаете, кто и что
влияет на выбор профессии
человеком? (Возможные
ответы запишите в пустых
блоках)
- Как
Вам кажется, Ваша
будущая профессия
востребована на рынке
труда, есть ли у нее
перспективы?
- Как
Вы относитесь к высказыванию:
«Лучшая профессия
— именно та, которая
пользуется сегодня
наибольшей популярностью»
- Скажите,
пожалуйста, планируете
ли Вы работать по специальности
после окончания
университета?
- Да
- Нет
- Ваш вариант________________________________________________________________
- Какую
должность Вы сочли
бы для себя в будущем
достаточной?
- Рядовой работник
- Руководитель
небольшого подразделения
- Руководитель
крупного подразделения
- Руководитель
предприятия
- Руководитель
более высоких звеньев управления