Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:18, практическая работа
Цель исследования – проанализировать факторы, влияющие на выбор ВУЗа и специальности у студентов.
Задачи исследования:
Выделить основные мотивы получения высшего образования;
Определить критерии, которыми пользуются студенты при выборе вуза и специальности;
Исследовать какое влияние оказывает социальное окружение на выбор ВУЗа абитуриентом;
Выявить степень удовлетворенности обучением на данной специальности;
Проанализировать планы студентов по реализации своих спо-собностей в будущей профессии.
Федеральное агентство по образованию
Евразийский
открытый институт (ЕАОИ)
Социологическое исследование по теме:
«Выбор
ВУЗа и специальности»
Отчет
Группа: ЗМ-105П
Москва
2012
Введение
Выбор ВУЗа, специальности, а соответственно и будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.
От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие – уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим социальным статусом.
При выборе специальности очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками будущей профессии.
В России существует почти 550 государственных вузов, в которых можно получить навыки будущей профессии. Основная часть образовательных учреждений расположена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Поступая в ВУЗы и выбирая специальность, большинство студентов допускают много ошибок.
Самым распространенным и самым ошибочным принципом выбора профессии является ее востребованность, престижность. Но общественное признание со временем меняется, и профессия, востребованная сегодня, может не пользоваться спросом на рынке труда завтра.
Ошибочно также ориентироваться только на высокую зарплату, так как заработок зависит от знаний, опыта, желания работать и конкретного предприятия.
Не стоит также слепо идти по стопам своих лучших друзей. Если ваши способности не совпадают, то, потеряв время, вы все же будете вынуждены поменять свою специальность.
Не
смотря на то, что система образования
проводит постоянную работу по профориентации
и компетентные органы предлагают различные
методики, технологии работы, направленные
на помощь старшекласснику в выборе
будущей профессии, абитуриенты все же
подходят к выбору ВУЗа и специальности
неосознанно и делают много ошибок.
Цель исследования – проанализировать факторы, влияющие на выбор ВУЗа и специальности у студентов.
Объект – студенты
Предмет – факторы, которыми руководствуются студенты при выборе ВУЗа и специальности.
Задачи исследования:
Гипотезы:
1.
Для большинства студентов
2.
Большинство студентов
3. Выбор ВУЗа абитуриентами осуществляется на основе использования такого критерия, как высокое положение ВУЗа в различных рейтингах.
3.
При выборе специальности абитуриенты
ориентируются преимущественно на такие
критерии, как востребованность ее на
рынке труда.
Всего было опрошено 30 студентов первого курса.
В ходе исследования выявлены основные позиции студентов первого курса относительно высшего образования.
По мнению опрошенных студентов, существует три основных мотива, заставивших их получить высшее образование:
Именно эти характеристики, по мнению респондентов, составляю портрет успешного человека.
В целом респонденты высоко оценивают значимость получения высшего образования в современном обществе. На просьбу высказать отношение к высказыванию: «В наше время каждый человек обязан иметь высшее образование» около 50,1% опрошенных студентов, безусловно, с ним согласились. Еще около 15,9% студентов-первокурсников высказали аналогичное мнение с меньшей долей уверенности. 30,2% же процентов первокурсников согласны с высказыванием лишь на половину, аргументируя это так: «Многие люди достигают больших результатов в карьере и без высшего образования…»
В целом, доля респондентов, усомнившихся в необходимости получения высшего образования минимальна.
В ходе исследования установлены основные факторы выбора вуза и специальности.
Что касается желаемого и фактического места учебы, то 80,3% от числа опрошенных поступили в тот вуз и на ту специальность, по которой хотели учиться, а 19,7% планировали поступать на другую специальность и в другой вуз. 61,2% опрашиваемых изначально планировали поступать только на бюджетные места вуза, 27,1% целенаправленно поступали на платное отделение, оставшимся же было все равно.
К основным критериям выбора вуза респондентами следует отнести:
Уровень преподавания в вузе, престижность вуза, мнение родителей можно отнести к субъективным критериям. Они основаны на впечатлениях знакомых, отзывах друзей, мнениях знакомых преподавателей, которые там работают, общих оценках родителей, а также обобщенной информации, полученной из СМИ и Интернета. Подобные источники имеют очень большое влияние на абитуриентов.
Также в ходе исследования были установлены основные критерии выбора специальности абитуриентами:
В первую очередь, респонденты ориентируются на интерес к специальности, ее престижность и востребованность на рынке труда. И, конечно, важное влияние на выбор специальности оказывает близкое окружение абитуриента.
Что касается подготовки к поступлению в вуз, то большинство абитуриентов готовились к этому самостоятельно (36,2%). Так же среди опрашиваемых чуть меньшим спросом пользуются и такие способы подготовки, как занятия с репетитором (27,6%) и посещение подготовительных курсов (28,1%).
В ходе исследования было установлено, что практически все респонденты сдавали вступительные экзамены в вуз в форме ЕГЭ (98,7%). Чаще всего опрошенные студенты-первокурсники сдавали в форме ЕГЭ русский язык и математику. На втором месте – физику и химию.
На вопрос: «Как Вы думаете, если бы Вы сдавали обычные вступительные экзамены в вузе, а не ЕГЭ, то Ваши оценки были бы выше, такие же или ниже?», 53,4% респондентов ответили, что их оценки были такими же, 22,1% респондентов ответили, что оценки были бы лучше и 13,9% были не уверенны в положительном результате вступительных экзаменов.
По результатам исследования было установлено, что больше половины опрашиваемых после окончания университета планируют работать по специальности (64,8%). Они считают, что их будущая профессия является перспективной и востребованной на рынке труда.
С утверждением же что, «Лучшая профессия — именно та, которая пользуется сегодня наибольшей популярностью» абсолютно согласны далеко не все из респондентов (12,4%). Большинство студентов согласилось с данным утверждением только на 50% (49,5%).
После окончания вуза большинство студентов планируют основать свое дело и занять должность руководителя предприятия (65,7%), многие собираются уехать за границу учиться или работать (24,9%). Небольшой процент респондентов планируют продолжить образование (6,5 %) или заняться научно-исследовательской работой (4,7%).
Основными требованиями, предъявляемыми абитуриентами к будущей профессии, являются:
Выводы.
1.
Опрошенные студенты-
2.
Выбор вуза осуществляется
3.
При выборе специальности
4.
После окончания университета большая
половина абитуриентов планируют работать
по специальности. Они считают, что
их будущая профессия является перспективной
и востребованной на рынке труда.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Теоретическая интерпретация основных терминов.
Высшее учебное заведение (ВУЗ) – учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование.
Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован. Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное обучение. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.
Специальность – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Профессия – род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.
Факторы выбора профессии.
Субъективные факторы: интересы, способности, особенности темперамента и характера абитуриента.
Объективные факторы: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий, образовательный уровень родителей, социальное окружение.
Также факторы выбора профессии подразделяют на личностные и биографические.
Личностные факторы: