Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:37, контрольная работа
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе , своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.
1.1.Конфликт
Конфликт
- это важнейшая сторона
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом :
1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
3. Ответные
меры; степень готовности к
4. Отсутствие
взаимопонимания, т.е.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование
силы или угрозы силой (
7. Мобилизация
контрресурсов; идеологизация
8 Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление,
переформулировка собственных
11. Новый
этап социального
1.2.Межличностные отношения в группах
Человек
как личность формируется в группе,
является непосредственным и опосредованным
выразителем внутригрупповых
Выделяются
5 крайних позиций
-максимальная
степень опосредованности и
-минимальная
степень опосредствования при
максимально просоциальных
-отсутствие опосредствования, обусловленное отсутствием совместной деятельности- это диффузная группа (пассажиры автобуса, больные в общей палате)
-минимальная
степень опосредствования
-максимальная
степень опосредствования
13.Типичные внутригрупповые конфликты
По направленности
конфликты делятся на "горизонтальные",
"вертикальные" и "смешанные".
К "горизонтальным" относятся
такие конфликты, в которых не
задействованы лица, находящиеся
в подчинении друг другу. К "вертикальным"
конфликтам относятся те из них, в
которых участвуют лица, находящиеся
в подчинении один у другого. В
смешанных конфликтах представлены
и "вертикальные" и "горизонтальные"
составляющие. По значению для организации
конфликты делятся на конструктивные
и деструктивные. Конструктивным конфликт
бывает тогда, когда оппоненты не выходят
за рамки этических норм, деловых отношений
и разумных аргументов. Неконструктивный
конфликт возникает в двух случаях: когда
одна из сторон упорно и жестко настаивает
на своей позиции и не желает учитывать
интересы другой стороны; когда один из
оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым
методам борьбы, стремится психологически
подавить партнёра, дискредитируя и унижая
его. По характеру причин конфликты делятся
на объективные и субъективные. Первые
порождены объективными причинами, вторые
- субъективными
3
Ролевой аспект взаимодействия
человека и организации
Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Предполагается, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли (содержание его работы и способы ее осуществления), но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
При отдельных
обстоятельствах выполнение определенной
роли может быть затруднено противоречиями,
порождаемыми ролью. Ролевой конфликт
– достаточно распространенное явление
во многих организациях, их не следует
рассматривать исключительно
Одним из сильных факторов, порождающих конфликты при осуществлении роли, является ее перегруженность. Она заключается в том, что по отношению к работнику, выполняющему определенную роль, предъявляются повышенные требования, существенно выходящие за рамки его роли.
К причинам, порождающим проблемы при выполнении роли, можно отнести причины, связанные: с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли; противоречиями между человеком и определенной ему ролью в организации; противоречиями между ролью и ее восприятием организационным окружением; противоречиями между данной ролью и некоторыми другими ролями.
При изменении работы происходит выяснение причин и факторов, заключенных в роли, которые приводят к конфликтам и противоречиям, и осуществляется корректировка роли. Если роль внутренне противоречива, то необходимо исключить из нее одну из альтернативных сторон.
Развитие работника осуществляется с тем, чтобы он мог выполнять закрепленную за ним роль и справляться с возникающими конфликтами и происходит по трем направлениям: более углубленное ознакомление с ролью; повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники; развитие способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приспосабливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно коммуницировать с людьми в конфликтных ситуациях.
Перестановка работников с одной роли на другую происходит в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями. Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса.
Формальный статус роли – какими властными правами обладает исполнитель роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, т.к. он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Неформальный статус роли – задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенными значениями и влиянием роли в организации.
Если член организации
успешно выполняет свою роль и
если при этом он сам лично удовлетворен
характером, содержанием и результатами
своей деятельности в организации
и своего взаимодействия с организационным
окружением, то не возникает конфликтных
противоречий, подрывающих взаимодействие
человека и организации. Одним из
важнейших условий этого
Сформулировать предпосылки относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, с другой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
Использование
ролевого подхода к вовлечению человека
в организацию может
При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено противоречиями, порождаемыми ролью. Противоречие может возникнуть между руководством и работником, если первое считает, что он неверно выполняет свою роль, или второй считает, что ему предъявляются необоснованные требования, претензии и обвинения. Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги. Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.
Ролевые конфликты
— достаточно распространенное явление
во многих организациях, и их не следует
рассматривать исключительно
Можно указать
на несколько типовых ситуаций, приводящих
к возникновению конфликтов данного
рода. Знание о существовании таких
ситуаций может быть полезно для
предсказания возможности возникновения
конфликта. Конфликт по поводу выполнения
роли часто возникает тогда, когда
индивид одновременно выполняет
несколько различных