Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:37, контрольная работа
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе , своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Одним из сильных
факторов, порождающих конфликты
при осуществлении роли, является
так называемая перегруженность
роли. Она состоит в том, что
по отношению к работнику, выполняющему
определенную роль, предъявляются повышенные
ожидания, существенно выходящие
за рамки ожиданий, соответствующих
его роли. В результате этого данный
сотрудник нагружается
Обобщение сказанного относительно источников ролевых конфликтов позволяет выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли. Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли. Ко второй группе могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определенной ему ролью в организации. Третья группа состоит из причин, вызванных противоречием между ролью и ее восприятием организационным окружением. И наконец, четвертую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемых противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.
Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут буть устранены различными способами. Это может быть изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы), развитие людей, исполняющих роль, и их перестановка.
При изменении
работы (первый подход) происходит выяснение
причин и факторов, заключенных в
роли, которые приводят к конфликтам
и противоречиям, и осуществляется
корректировка роли. Если роль внутренне
противоречива, то необходимо исключить
из нее одну из альтернативных сторон.
Работа может быть слишком напряженной
и интенсивной. Поэтому ее следует
облегчить или разгрузить. В зависимости
от характера работы может существовать
потребность в более четком описании
работы и в более четкой регламентации
ее границ. Может быть и обратная
ситуация, при которой необходимо
сделать описание работы менее детализированным,
предоставив тем самым
Второй подход состоит в том, что осуществляется развитие человека с тем, чтобы он мог выполнять закрепленную за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трем направлениям. Первое — это более углубленное ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов. Второе— это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении роли. Третье — развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно коммунициро-вать с людьми в конфликтных ситуациях.
Третьим подходом
к предотвращению ролевых конфликтов
является перестановка работников с
одной роли на другую в зависимости
от их способностей справляться с
конфликтными ситуациями. Например, если
конфликты порождаются
Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию нахождения роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус роли, который придается ей окружающими людьми. Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Например, роли начальника отдела могут иметь различный статус в зависимости от того, какую позицию занимает отдел в организации.
Неформальный
статус роли задается либо персональными
характеристиками исполнителя роли,
либо же неформально определенными
значениями и влиянием роли в организации.
Человек может обладать особыми
личностными чертами либо же возрастными
и квалификационными
Как видно из
сказанного, ролевой подход к построению
взаимодействия человека и организации
исходит из того, что вся совокупность
действий, которые осуществляются организацией
в процессе ее функционирования, может
быть разбита на отдельные работы,
имеющие определенные содержанием
спецификацию, определяющие квалификацию,
знания и опыт, которыми должен обладать
работник, выполняющий каждую конкретную
работу. Для выполнения своей роли
работник наделяется правами, он берет
на себя определенные обязательства
перед организацией и получает определенный
статус в организационном окружении.
При таком подходе человек
воспринимается организацией в первую
очередь как специалист, выполняющий
определенную работу и обладающий необходимыми
для этого знаниями и навыками.
Однако даже если рассматривать человека
исключительно как исполнителя
определенной роли, его характеристики
не могут быть сведены только к
профессиональным квалификационным характеристикам.
Человек — не машина, и при
выполнении любой работы он присутствует
полностью со всем набором своих
личностных характеристик и настроений,
что обязательно сказывается на качестве
и количестве его труда. Если же посмотреть
на проблему взаимодействия человека
и организационного окружения шире, чем
только через призму выполняемой им роли,
то окажется, что значение личностных
характеристик человека не только очень
велико, но зачастую может быть определяющим
в его взаимодействии с организацией.
4.