Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Содержание

Введение
Сущность социальной защиты населения
Принципы и функции социальной защиты населения
Организационно-правовые формы социальной защиты
населения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Другими организационно-правовыми формами  социальной защиты могут быть провидентные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

     Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются  в обязательном порядке не в силу частной инициативы отдельных субъектов  отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

     Основными формами социальной защиты являются:

     - законодательно определенные социальные  гарантии и их удовлетворение  на основе базовых стандартов  и программ;

     - регулирование доходов и расходов  населения;

     - социальное страхование;

     - социальное вспомоществование;

     - социальные услуги;

     - целевые социальные программы.

     Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных  слоев населения по принципу заявительности – по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.1  

     
  1. ПРИНЦИПЫ  И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
 

     Важнейшими  принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.

     Быть  справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно  оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека. Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества.

     Система социальной защиты основывается на принципах  системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

     С системностью в организации и  содержании социальной защиты тесно  связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

     Комплексность обеспечивается:

  1. единством целей, принципов и направлений деятельности;
  2. сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
  3. всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
  4. координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
  5. контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

     На  основе комплексного подхода удается  увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

     Огромное  значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

     - помощи в нахождении работы  пенсионеру, инвалиду;

     - развития надомного труда;

     - поддержки негосударственных систем  социального страхования;

     - формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;

     - развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);

     - сочетания платных и бесплатных  услуг, что способствует обеспечению  воспроизводственных возможностей  субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;

     - поддержания величины денежных  доходов на уровне не ниже  прожиточного минимума, что обеспечивается  сочетанием различных форм социальной  помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.

     В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили  экспертизу и оценивались с точки  зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.

     Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.

     Адресность  социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

     В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

     Наиболее  оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

     - размер совокупного семейного  или среднедушевого дохода – он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее), может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;

     - отсутствие средств к существованию;

     - одиночество и неспособность  к самообслуживанию;

     - материальный ущерб или физические  повреждения (вследствие стихийных  бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).

     На  основании таких критериев по территориальному принципу создается  банк данных о нуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

     Адресная  помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

      - инвалидам 1-й и 2-й групп;

     - одиноким пенсионерам и одиноким  супружеским парам, не способным  к самообеспечению;

     -престарелым  гражданам в возрасте 80 лет и  старше;

     - детям-сиротам, выпускникам детских  домов, школ-интернатов;

     - семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

     - многодетным и неполным семьям;

     - семьям безработного;

     - лицам, попавшим в экстремальные  ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным  переселенцам, лицам, пострадавшим  в результате стихийных бедствий, и так далее);

     - лицам, которые не могут получить  трудовой доход в достаточном  размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом  семьи, инвалидность и другие);

     - лицам, которые не имеют родственников,  обязанных по закону содержать  граждан, неспособных к самообслуживанию, и других.

     Круг  лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

     Материальное  положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные гарантии.

Информация о работе Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения