Замещающие семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

Из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. Действующая российская система устройства и воспитания детей не отвечает в полной мере интересам и правам ребенка. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ. 16
1.1. История развития замещающих семей в России 16
1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 19
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ. 31
2.1. Анализ статьи по теме исследования. 31
2.2. Анализ данных пилотажного исследования. 37
Заключение 42
Список используемой литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 142.70 Кб (Скачать документ)

                                  неполную семью

 

  1. Какого возраста чаще усыновляют детей

 

            • Новорожденных (до 2х месяцев)
            • Младенческого возраста (до года)
            • В период раннего детства (1-3 года)
            • Дошкольного возраста (3-7 лет)
            • Школьного возраста (7-13 лет)
            • Пубертатного возраста (13-17 лет)

 

Факторная интерпретация

 

  • Отношения в семье

- Доверительные

- Частые ссоры

- Не стабильные

 

  • Поддержка государства

- Достаточная

- Недостаточная 

  • Мотивы принятия ребенка в семью

- Смерть родного ребенка

- По медицинским причинам, когда родители не могут иметь  собственного ребенка

- «Для доброго дела»

- Одинокий родитель создает  неполную семью

- Хотят иметь большую  семью

- Ребенок погибших/умерших  родственников

 

  • Возраст ребенка 

- Новорожденных (до 2х месяцев)

- Младенческого возраста (до года)

- В период раннего детства (1-3 года)

- Дошкольного возраста (3-7 лет)

- Школьного возраста (7-13 лет)

- Пубертатного возраста (13-17 лет) 

  • Материальное положение в семье

- Хватает только на  еду, а на одежду — с трудом

- Хватает на еду и  одежду, но не хватает на мелкую  бытовую технику/электронику 

- Хватает денег на еду,  одежду и мелкую бытовую технику/электронику,  но было бы трудно купить  сейчас телевизор, холодильник  или стиральную машину

- Хватает денег на покупку  крупной бытовой техники, но  не могут купить новую машину

- Хватает на все, за  исключением покупки таких дорогих  вещей, как дача и квартира 

- Не испытывают финансовых затруднений 

  • Уровень образования родителей, их профессиональный статус

- Неполное среднее (8-9 классов). 

- Среднее общее (10-11 классов). 

- Среднее профессиональное (училище). 

- Среднее специальное  1 техническое (техникум). 

- Неполное высшее образование  (не менее 3-х лет обучения) 

- Высшее образование. 

- Аспирантура. 

 

Для изучения данной темы могут  быть использованы следующие методы опроса: 

  1. Анкетирование - это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника (групповое анкетирование по месту учебы с помощью раздаточных анкет);
  2. Интервью - метод сбора социологической информации с помощью целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого (стандартизированное интервью);
  3. Экспертный опрос - метод получения социологической информации путем проведения опроса лиц, способных дать квалифицированное суждение

В социологическом исследовании мы использовали такой метод сбора информации как анкетирование.

 В анкету были включены  контрольные, закрытые (альтернативные  и не альтернативные) и открытые  вопросы. Инструментарий данного  социологического исследования  включает использование анкет  для опроса респондентов. Расчеты  и обработка информации  осуществляется  вручную.

Разработанность данной темы достаточно высока. Проблемы социального сиротства привлекают пристальное внимание современных исследователей (Э.К. Бекова, О.А. Дорожкина, В.И. Лопатина, И.Ю. Рассохина, Е.Ю. Тимошенко, JI.H.Филиппова, В.И.Шишова).

Вопросы, касающиеся становления  и развития института замещающей семьи, отражены в исследованиях  И.Н. Курбацкого, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, А.Г. Свириденко, Е.В. Турчиной, О.В. Фетисовой, В.А. Цветкова, И.Н. Шатилова.

Особенности адаптации ребенка  в условиях замещающей семьи изучали  И. А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова, В.Н. Ослон и другие. Исследователи  отмечают, что интеграция ребенка  сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства (опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья), порождает множество проблем.

Исследователи рассматривают замещающую семью как реабилитационную структуру (М.В. Иванова, Е.В. Ушакова), обеспечивающую компенсацию депривационных нарушений у приемных детей (В.Н.Ослон, A.M.Прихожан, Н.Н. Толстых). Педагогические основы адаптации родителей и детей в приемной семье, интеграцию в общество и дальнейшую социализацию детей-сирот в процессе сопровождения изучали JI.H. Большакова, И.А. Коробейников, И.В. Матвиенко, И.И. Осипова, М.Ф. Терновская, Е.Г. Трошихина, E.JI. Яковлева.

Исследования Е.Б. Кириченко, Ю.Н. Кузнецовой, С.С. Пиюковой, Ю.В. Фалалеевой, Н.А. Хрустальковой обращены к вопросам профессиональной подготовки и педагогической компетентности приемных родителей и специалистов, работающих с замещающими семьями.

Теоретические модели помощи замещающей семье исследованы И.В. Матвиенко, В.Н. Ослон, И.А. Ульяновой, Н.А. Хрустальковой и др.

Гипотеза исследования:

На любом этапе в  замещающих семьях могут появляться какие-либо проблемы. Они могут быть как психологические, возникающие на построении внутрисемейных отношений, так и социальные, основанные на материальном положении семьи и поддержке государства. Проблемы в замещающих семьях будут отсутствовать тогда, когда замещающая семья станет для ребенка родной

Обоснование системы  выборки единиц наблюдения

В ходе исследования проводится социологический опрос жителей  Тюмени  методом случайного отбора респондентов (n=800). Тип выборочной совокупности: случайная стратифицированная выборка с квотированием по полу и возрасту. Изначально заданный общий объем выборки по Тюменской области (n=800) был распределен по муниципальным образованиям в соответствии с требованиями Технического задания, а затем в каждом муниципальном образовании был распределен пропорционально имеющимся статистическим данным о численности отдельных возрастных групп в населении от 25 лет, а также о распределении его по полу. Для определения соотношения квотируемых признаков использовались данные Федеральной Службы государственной статистики о соотношении по полу и возрасту населения Города Тюмени за 2010 г.

Разделение генеральной  совокупности по полу и возрасту

Возраст

Мужчины

Женщины

Всего

25-29

151000

160000

311000

30 – 34

148400

150800

299200

35-39

108900

136200

242100

40-44

94500

118400

212900

45-49

114500

89100

203600

50-54

138700

154400

293100

55-59

102800

120900

223700

Всего

858800

929800

1785600


 

Распределение выборочной совокупности по полу.

 

Возраст

Мужчины

Женщины

Всего

25-29

67

71

138

30 – 34

66

67

133

35-39

48

61

110

40-44

42

53

96

45-49

51

39

90

50-54

62

69

131

55-59

48

54

102

Всего

385

415

800


      

На данном этапе мы не предусматриваем проведение полномасштабного исследования данной проблемы, поэтому было проведено пилотажное исследование.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО  – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ.

    1. История развития замещающих семей в России

 

Замещающая семья не является новеллой законодательства современной России. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.2

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь  обратились к патронату. ВЦИК и СНК  РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление  «О порядке и условиях передачи воспитанников  детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих  поселках», в соответствии с которым  на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти  отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей  осуществлялось за счет местных средств.

Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР  от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в  семьи трудящихся» определил  исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей  сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.

Согласно постановлению  Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 401 «О мерах по коренному улучшению  воспитания, обучения и материального  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и  Госстрой СССР была возложена обязанность  разработать проект и осуществить  строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с  введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как Кодекс четко установил  новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей  день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы. После введения в действие Семейного  кодекса РФ возник вопрос о том, как  поступить с ранее созданными домами. При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал  лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это  общность совместно проживающих  лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия  «приемная семья».

Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и  попечительства было рекомендовано  проявить к детским домам семейного  типа «особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью». В конце 2000 г. в России существовало 383 приемные семьи вместе с неупраздненными детскими домами семейного типа. «Бережное» отношение к детским домам семейного типа проявилось в том, что они были реанимированы» Федеральным законом от 2 января 2000 г. путем включения таких домов в список учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, о чем уже было сказано выше.

Информация о работе Замещающие семьи