Автор работы: g*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:25, контрольная работа
Целью работы является анализ зарубежного опыта социального партнерства. А также ознакомиться с деятельностью МОТ и рассмотреть конвенции и рекомендации организации.
Соответственно задачами работы являются:
Проанализировать зарубежный опыт социального партнерства.
Ознакомиться с деятельностью МОТ.
Рассмотреть конвенции и рекомендации международной организации труда.
План
Введение
1. Понятие и сущность социального партнерства
2. Зарубежный опыт социального партнерства
3. Деятельность МОТ
4. Конвенции и рекомендации МОТ
Заключение
• Уважение и учет интересов сторон.
• Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
• Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (прежде всего путем законодательного урегулирования, позволяющего каждой стороне проявлять инициативу, отстаивать свою позицию и т.д.). Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
• Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства, недействительны). Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.7
• Полномочность представителей сторон (представители сторон обязаны иметь
______________________________
7 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 26
письменные документы, подтверждающие их полномочия на ведение
переговоров и подписание соглашений).
• Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (содержание и структура договоров устанавливаются только по соглашению сторон). Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.
• Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (давление на стороны недопустимо, все спорные вопросы решаются путем переговоров). Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.
• Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми, за их неисполнение виновная сторона может быть привлечена к ответственности). Нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов.8
• Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (все коллективные договоры и соглашения обладают юридической силой, за их неисполнение предусматривается юридическая ответственность).
• Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений
______________________________
8 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 27
(осуществляется сторонами).
• Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений (предусмотрена в гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28—5.31 КоАП РФ ).
В России социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по- прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.9
Признаваемая всеми необходимость совершенствования правового поля социального партнерства выдвигает па первый план проблему улучшения механизмов исполнения законов. Законов принято немало, по они не выполняются, и прежде всего из-за нестабильной экономической ситуации. Спад производства, кризис, разразившийся в августе 1998 г., не способствуют развитию системы социального партнерства. Институты социального партнерства как формы созданы, но в них отсутствует содержание, из-за кризиса сторонам уже нечего делить.
Значительный опыт социального партнерства накоплен в государствах Западной Европы, где, в отличие от США и Японии, оно закреплено в законодательстве. Однако конкретные формы его проявления в разных странах различны.10
______________________________
9 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 28
10 Лисьев А. В.
Социальное партнерство: российский и
зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 48
В Германии, например, в период действия коллективного договора запрещено проведение забастовок. Если трудящиеся недовольны тем, как реализуется коллективный договор, то профсоюз может обратиться в суд.
Официально действующих трехсторонних структур в стране нет, но периодически на федеральном уровне проводятся консультации по социально экономическим проблемам, в которых участвуют от государственных органов - Совет экономических экспертов, от профсоюзов - Социально-экономический институт Объединения немецких профсоюзов.11
Во Франции коллективный договор заключается и вступает в силу, если за него проголосует не меньше половины наемного персонала предприятия. Положения, включенные в него, не могут ущемлять права трудящихся, закрепленные в законодательстве.
За реализацией коллективного договора следят паритетные (в случае необходимости - примирительные) советы на предприятиях. Их решения любая сторона может обжаловать в суде, но профсоюз имеет право объявить забастовку независимо от рассмотрения дела в судебной инстанции.
Общенациональный трехсторонние органы во Франции отсутствуют, но периодически правительство проводит консультации с привлечением представителей неофициальных органов.
В Великобритании нет официальных форм общенационально социального партнерства. Это не означает, что не ведется никак консультаций правительства, Британского конгресса тред-юнион и конфедераций Британских промышленников. Чаще всего здесь используются коллективные договоры, и решение зависит от соотношения сил в каждой отрасли или отдельном регионе, а то и в каждом отдельном предприятии.12
В Бельгии, наоборот, сложилась четкая система трехсторонних органов. На уровне предприятий вопросы решаются преимущественно на двусторонней
______________________________
11 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 30
12 Лисьев А. В.
Социальное партнерство: российский и
зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 56
основе (предприниматель - профсоюз) Кроме советов по труду, существующих в
каждой фирме и наделенных консультативными функциями, а также контролирующих соблюдение норм по трудовым и социальным вопросам, разрешено создавать «профсоюзные делегации», которые ведут договорную работу и следят за выполнением трудового законодательства.
На уровне отраслей существуют совместные комиссии, задача которых состоит в том, чтобы предотвращать передачу трудов споров в суды и даже консультировать правительство по социальным вопросам.
На основании равного представительства всех трех сторон создается национальный совет по труду, являющийся официальным консультативным органом правительства. Он же имеет право вести коллективные переговоры на общенациональном уровне.13
В странах Северной Европы (в рамках Северного совета) страны стремятся к созданию единой системы осуществления социальной политики. Вместе с тем в Финляндии и Швеции все-таки большинство социальных вопросов регулируется законодательным путем, а в остальных странах решается в ходе коллективных переговоров.
Коллективные переговоры ориентированы на поиск соглашений между сторонами, забастовки здесь редки.
Посредническая служба в большинстве северных стран действует на постоянной основе и рассматривает споры между профсоюзами и предпринимателями сразу, как только они возникают, не дожидаясь обострения конфликта.
В период действия коллективного договора стачки запрещены.
Трипартизм проявляется и в судебной системе. Для рассмотрен трудовых споров существует трудовой суд. Его председатель и несколько членов назначаются правительством, а остальные - профсоюзами и союзами предпринимателей.14
______________________________
13 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 31
14Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 2001 - №10-11
Модели социального партнерства в зарубежных странах
Формирование социального партнерства могло реально начаться и началось тогда, когда появилась организованность рабочих, их профессиональные союзы. До того момента работодатели могли диктовать все свои условия работнику.
Когда же сформировались профсоюзы, капиталистам труднее стало пользоваться своими односторонними преимуществами по отношению к наемным рабочим и они вынуждены были пойти на определенные уступки.
В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма протекал по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов (В. А. Михеев3, например) выявили ряд общих черт.15
На основе выработки соответствующих критериев проводится классификация социального партнерства, сформировавшегося в зарубежных странах.
Так, в зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства. Первая модель сформировалась на севере Европы — в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия.
В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трех партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются "паритетные комиссии". На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели — профсоюзы.16
Особенно активно трехстороннее сотрудничество стало складываться на Западе
______________________________
15Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 2001 - №10-11
16 Социальное
партнерство - М.: Издательство «Экономика»,
1999 – С.203
во многом именно благодаря этому странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.