Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда

Автор работы: g*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:25, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ зарубежного опыта социального партнерства. А также ознакомиться с деятельностью МОТ и рассмотреть конвенции и рекомендации организации.
Соответственно задачами работы являются:
Проанализировать зарубежный опыт социального партнерства.
Ознакомиться с деятельностью МОТ.
Рассмотреть конвенции и рекомендации международной организации труда.

Содержание

План
Введение
1. Понятие и сущность социального партнерства
2. Зарубежный опыт социального партнерства
3. Деятельность МОТ
4. Конвенции и рекомендации МОТ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки.

      Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.17

     Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными.

     Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им.

     Одной из форм реализации такой модели является так называемое "образцовое" соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других. В литературе есть такой пример: доминирующее положение в германской отрасли промышленности компании "JG Metall" привело к тому, что ее партнерское соглашение служит "пилотным" для остальной германской экономики.18

     Широко применяется эта модель в Голландии и Швейцарии. В Голландии 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их

___________________________________

17 Социальное партнерство - М.: Издательство «Экономика», 1999 – С.204

18 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 33 

работников. В  Швейцарии принимают около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые  охватывают почти 1,5 млн. работников.

Особо следует  отметить развитие социального партнерства  на уровне   Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом первую, т. е. трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС (без Великобритании) был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

Модель трипартизма  была поддержана и на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение полной занятости, а также борьба с бедностью. Средством для этого названы вложения в "развитие человеческих ресурсов".19

      Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как обязанность государства зафиксирована в целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать следующие права граждан: на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.

     Если первым критерием классификации социального партнерства выше рассмотрен уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников по представительству их интересов в партнерских отношениях. Здесь тоже выделяются три основные модели.

 ________________________________   

19 Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 2001 - №10-11

Модель профсоюзного представительства характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель представлена в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах.

Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта  модель может рассматриваться в  виде подмоделей, когда:

а) профсоюзы  ориентированы на сотрудничество с  властью;

б) профсоюзы  нацелены на конфликтность с государственной  властью.

      Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители  работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет  может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением.

      Например, во Франции глава предприятия по закону обязан ежегодно представлять комитету (совету) доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом (советом), оно может быть аннулировано в судебном порядке.20

     Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран.

___________________________________

20 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 36

Многообразный опыт развития социального партнерства  в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство  все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и  устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций начавшегося нового, ХХI века.21

  1. Деятельность МОТ.

       МОТ является одной из многосторонних  организаций,  наиболее  успешно

выполняющих свой мандат Восемь  десятилетий  ее  истории  позволяют  сделать

вывод о том, что залогом этого  успеха  служит  стремление  к  обновлению  в

ответ на происходящие перемены. Рожденная в  дни  мимолетной:  надежды,  она

пережила годы "великой депрессии" и мировой войны. МОТ была создана  в  1919 г. по замыслу промышленно развитых стран для решения их общих проблем, но  ее стремительное  развитие  и  творческие  подходы  привлекли  к  ней  за   два  десятилетия после Второй мировой войны массу новых членов.

 Международная организация труда - акты международно-правового регулирования труда. Международная организация труда - специализированное учреждение ООН, основной целью которого является создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Международное бюро труда готовит доклады, в которых обобщаются законодательство и практика его применения в различных странах, по результатам обсуждения которых принимаются рекомендации и конвенции. Рекомендации и конвенции МОТ не являются международными договорами и не требуют ратификации. Они представляет собой обращенное к государствам пожелание ввести соответствующие нормы в национальное законодательство.22

____________________________________

21 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 33

22 Костин Л.А. Международная организация труда. – М., 2002 – С. 37 
 

Деятельность  МОТ

    Где  бы человек ни трудился - на  стройке или в банке,  в   школе  или  на

фабрике,  в  шахте  или  на  ферме,  он  работает  в  определенной   отрасли

экономики, имеющей  свои технические,  экономические  и  социальные  отличия.

Многие вопросы  в  сфере  труда  имеют  явно  отраслевой  характер,  а  общие

проблемы,  такие  как  последствия  глобализации,  гибкий  график   рабочего

времени  и  т.  д.  могут  принимать  различные  формы  в   зависимости   от

отраслевого контекста.

    Отраслевая  деятельность  МОТ направлена  на   повышение   способности

различных отраслей эффективно и на справедливой  основе  решать  проблемы  в

сфере  труда.  МОТ  регулярно  проводит  международные  отраслевые  встречи,

разрабатывающие  рекомендации,  которые  служат  ориентиром  для   выработки

промышленной  политики и проведения  практических  мер  государствами-членами МОТ. Было также принято множество международных  трудовых  норм,  касающихся определенных отраслей, особенно торгового флота.23

Главные цели и задачи МОТ

    В своей деятельности Международная организация труда руководствуется

четырьмя стратегическими  целями:

продвижение и  проведение в жизнь основополагающих принципов и прав  в  сфере труда; создание больших возможностей для женщин и мужчин в  получении  качественной занятости и дохода; расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех; укрепление трипартизма и социального диалога.

    Если  очень коротко охарактеризовать  деятельность организации, то  можно

выделить следующие  основные направления:

1.разработка  международной  политики  и  программ  с   целью

содействовать основным правам  человека,  улучшению  условий  труда  и

жизни, расширению возможностей занятости;

_____________________________________

23 Костин Л.А. Международная организация труда. – М., 2002 – С. 38

создание международных  трудовых  норм,  подкрепленных  уникальной  системой контроля за их соблюдением; эти нормы  служат  ориентиром  для  национальных органов в проведении в жизнь такой политики;

проведение  в   жизнь   обширной   программы   международного   технического

сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой  в  активном  партнерстве  с

участниками Организации, в т.ч. оказание помощи  странам  в  ее  эффективной

реализации;

вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и  издательская

деятельность  в поддержку этих усилий.24 

       По своему содержанию конвенции и рекомендации МОТ принято классифицировать по следующим группам: акты об основных правах и свободах человека в области труда; акты об обеспечении занятости и защите от безработицы; акты, регулирующие условия труда; акты по технике безопасности и производственной санитарии; акты о повышенной правовой защите отдельных категорий работников; акты о сотрудничестве организаций работников, работодателей, государства, о мирном разрешении трудовых конфликтов. Конвенции и рекомендации затрагивают вопросы, выходящие за пределы признанной сферы действия трудового права. Они касаются социального обеспечения, бытового обслуживания работников, статистики труда, профессионально-технического образования, деятельности государственных органов по управлению трудом. Некоторые акты МОТ касаются не только работодателей и наемных работников, но и всего населения. Конвенции и рекомендации МОТ составляют основное содержание международного регулирования труда.25

При разработке правовых основ социального партнерства  наша страна наряду с использованием опыта стран с развитой рыночной  экономикой и собственного практического опыта по заключению и реализации коллективных договоров,

____________________________________

24 Костин Л.А. Международная организация труда. – М., 2002 – С. 38

25 Бордадын А.Ф. МОТ и Россия. М.; Институт труда. -1999. – С.45 

Информация о работе Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда