Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в
социально-неблагополучных
1.1 Изменения в современном
российском обществе и их
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные
отношения в семье и
2.2 Психологические последствия
плохого обращения в
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Введение
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. В нашей работе мы будем рассматривать жестокое обращение с детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.
В последние годы в связи
с общим кризисом российского
общества интерес к проблеме жестокого
обращения с детьми значительно
возрос, что обусловило необходимость
более тщательного исследования
причин, форм, динамики видов и поиска,
более эффективных мер
Данная работа представляет
собой аналитический обзор
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Глава 1. Рост насилия в
социально-неблагополучных
1.1 Изменения в современном
российском обществе и их
В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно- нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.
Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем.
В то же время современная педагогическая практика при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива.
Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы:
. своевременного выявления
и коррекции отклоняющегося
. социализации и адаптации подростка в социум;
. формирование культурной среды;
. снятие эмоционального
напряжения и агрессии
. привитие интереса к самообслуживающему труду на базе современной бытовой техники;
. обучения здоровому образу
жизни при интенсивных
Вследствие этого основные вопросы, которые рассматривает современная педагогика анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми несовершеннолетних, определяются следующим образом:
. виктимность ребенка как следствие психофизиологических особенностей подросткового периода как определенный криз, связанный с переходом от отрочества к зрелому, осознанному определению себя в обществе;
. осознанная или малоосознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны большей части общества;
. неприятие подростково-
. приспособление
Мир психологии,1998.[44с.14], когда
наркотизация, проституция, криминализация
несовершеннолетних – это удобные
формы инструментального
Во всех этих позициях несовершеннолетний,
его возрастное психическое, личностное
развитие всегда рассматривается через
призму его социальной ситуации развития,
его индивидуальных особенностей социализации
и взаимоотношений с той
Однако, анализ современных тенденций показывает, что все большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.
Основные причины этого явления, безусловно, имеют как общие, так и региональные особенности, так в Курганской области эти данные выглядят следующим образом [36, с.79]:Cборник тезисов международной конференции:
-М.: Новый отсчет,2001.
. материальное положение – 45 %;
. социально-педагогическая запущенность – 33 %;
. болезнь – 17%;
. другие причины – 5%.
Проведенное Беляничевым В.В. Сборник тезисов международной конференции.
[36, с.83-84] изучение средовой
адаптации у детей с
Структура нарушений поведения характеризовалась следующими особенностями:
. бродяжничество – 196 чел. (95%);
. воровство – 194 чел. (94%);
. хулиганские действия – 127 чел. (60%);
. ранняя алкоголизация и наркотизация – 65 чел. (41%);
. сексуальные девиации – 10 чел. (4,5%).
Результативность деятельности по определению причин жесткого обращения с детьми, во многом зависит от достоверности информации о количестве таких детей.
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Причинами жесткого обращения
с детьми является общий агрессивный
фон общества, обычно определяемый
как массовые враждебные действия,
направленные на причинение страдания,
физического или
Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п.
В психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих те или иные аспекты агрессивности, – от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире.
Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования.
Ольшанский Д.В. Психология масс-СПб.:Питер,2001.[29] пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам приобретая экстатический характер и становится для его участников самоцелью.
Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного блокирования всех надежд»[1]. Факторы, предшествующие агрессии – известны:
. постоянная и массовая безработица;
. неинтересная и
. напряженные отношения между населением и властью.
К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят:
1) физиологические условия – алкоголь, наркотики.
2) психологические условия – уже упоминавшееся ощущение фрустрации,
«невозможности исполнения никаких надежд»,
3) ситуационные условия
в виде наличия лидеров,
4) провокационные действия
властей или их отдельных
Для развития агрессии обычно требуются:
1) некоторый конкретный
повод, подчеркивающий
2) люди, готовые поддержать
это ощущение безнадежности,
«качнуть» толпу против тех, кто в этом может быть обвинен;
3) конкретный объект агрессии – представитель власти, угнетающего большинства или просто символ властного института.
Среди наиболее важных для
нашего понимания вариантов
Экспрессивная агрессия –
это устрашающе-агрессивное
Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы